Москва
Cтатья

Илья Глебов: «ЕГЭ – это не механизм отбора одаренных детей»

Наталья Иванова-Гладильщикова 22 июля 2013
 Химия

В эти дни в Москве проходит 45-я Международная олимпиада школьников по химии. Кто попадает в национальную сборную? Может ли ЕГЭ выявить одаренного химика? В какие вузы поступают российские участники главной олимпиады школьников в мире? Об этом обозреватель «Olimpiada.ru» разговаривает с Ильей Глебовым, руководителем команды России на международной олимпиаде по химии, старшим преподавателем химфака МГУ. 

- В этом году в команде России нет ни одного представителя Москвы. Между тем, в столице есть два сильных химических лицея. Отсутствие москвичей в команде – признак падения качества подготовки в этих учебных заведениях?

Илья Глебов: Этот факт ни о чем не говорит, потому что в прошлые годы у нас в команде были ребята из Москвы. А вообще, конкуренция всегда высокая: во многих городах есть сильные школы, которые хорошо готовят химиков, и год на год не приходится. Тут уже – вопрос индивидуальных качеств ребят. 

- А какими качествами должны обладать участники международной олимпиады по химии?

И.Г.: Это и большой объем знаний, и умение с ними работать, и высокий уровень интеллекта. И, конечно же, творческие способности. 

- Из каких регионов нынешние члены команды России?

И.Г.: По результатам отборов Россию представляют четыре человека: челябинский школьник Никита Шлапаков, десятиклассник из Казани Михаил Ягофаров, Артем  Бойчук из города Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа и представитель Новосибирска, Евгений Гуляк. 

- Появились ли новые (для вас) регионы, или просто школы, успешно готовящие химиков? Или все было ожидаемо?

И.Г.: Я этих ребят видел и в прошлом, и в позапрошлом году, поэтому в целом результаты отбора меня не удивили. Где-то это – сильные школы, где-то – замечательные учителя. Если смотреть по этому году, то, наверное, участники из Новосибирска и Казани появились в команде за счет сильных школ, а ребята из Челябинска и Ямало-Ненецкого округа – благодаря отдельным учителям, которые каждый год готовят победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. 

- А может ли какой-то самородок вырваться на всероссийский и даже мировой уровень, или, в случае с химией, это практически невозможно?

И.Г.: Даже самородок должен попасть в хорошие руки. Так или иначе, талантливых детей нужно как-то направлять. И тогда успех обеспечен. 

- Знаете ли вы о дальнейших планах участников нашей сборной? Куда они будут поступать?

И.Г.: Двое собираются в МГУ, один в НГУ, еще один парень – десятиклассник – еще не определился. 

- Вы с 2008-го года являетесь тренером нашей сборной по химии. Можно ли сказать, что большинство ребят поступает в московские вузы?

И.Г.: В основном это действительно – Москва. Но участники международной олимпиады из Казани, Петербурга и Новосибирска часто поступают в университеты своих городов. 

- Какие перспективы ученых-химиков в нашей стране?

И.Г.: Не хочется вести разговор на такие глобальные темы. Во всяком случае, на данный момент нашим ребятам есть, где учиться (а потому – и перспективы у них есть). Люди такого уровня, как правило, могут приспособиться в жизни и найти свое место, в том числе, и в науке. 

- Как вы относитесь к ЕГЭ по химии? Может ли Единый экзамен выявить одаренного химика?

И.Г.: ЕГЭ по химии – это то, с чем я, слава богу, не сталкиваюсь. В работе с одаренными детьми ЕГЭ никаким критерием оценки и показателем способностей быть не может. Это – некая проверка остаточных знаний для выпускников. А когда мы говорим о работе с одаренными детьми, то мы основываемся на результатах Всероссийской олимпиады. И на сборы отбираем команду исключительно по результатам Всероссийской олимпиады. Это то информационное поле, от которого мы отталкиваемся. 

ЕГЭ – это не механизм отбора одаренных детей. И вообще, никакие тестовые методики мы в принципе не используем. 

- По каким критериям вы определяете: одарен человек в химии или нет?

И.Г.: В первую очень, мы смотрим, как он решает нестандартные задачи. Для этого базовой школьной подготовки мало. Олимпиадные задания кардинально отличаются от заданий ЕГЭ. Мы проверяем способность человека выйти за рамки того, что ему дают в школе. 

- Кто – наши главные конкуренты на международной химической олимпиаде?

И.Г.: Одними из главных конкурентов на Международной олимпиаде по химии являются страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай, Тайвань и т.д. Основным их преимуществом я считаю длительную подготовку к отдельно взятой олимпиаде. Они более тренированные в решении типовых задач, это помогает. Мы же проводим сборы две недели осенью-зимой и три недели летом (для 16-20 человек). В этом году официальный статус получили еще одни сборы для четырех участников олимпиады, они длятся неделю. Конечно, я понимаю, что мы не можем вырвать старшеклассника на полгода из школьного процесса, это и не нужно, т.к. их знания по другим предметам не должны страдать. Но, например, дать ребятам время для подготовки к олимпиаде, уменьшив время на подготовку к ЕГЭ (кроме обязательных) – возможно. Победа во Всероссийской олимпиаде им уже гарантирует поступление в вуз, и еще один экзамен им не нужен. 

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова