Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Cтатья

Иван Ященко: «В олимпиадах знания имеют гораздо меньший вес, чем умения творчески мыслить»

Координатор проведения всероссийской олимпиады школьников в Москве, директор Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко рассказал о том, какие изменения нас ждут в новом олимпиадном сезоне.
Наталья Иванова-Гладильщикова 5 сентября 2013
 Английский язык Астрономияи еще 20 предметов

Наступил новый учебный год. Что нового принесет он олимпиадному движению? Что делать, если физика нравится, а учитель – не очень? Можно ли всем желающим участвовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады? Об этом и не только мы поговорили с Иваном Ященко – координатором проведения всероссийской олимпиады школьников в Москве, директором Центра педагогического мастерства города Москвы.

Изменится ли порядок проведения олимпиад в новом учебном году? Стоит ли опасаться каких-то вредных новшеств?

Иван Ященко: Наступивший учебный год отмечен уже тем, что с 1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Сейчас под него будут дорабатываться другие документы, так называемые подзаконные акты. Но надо подчеркнуть: кардинальных изменений, касающихся олимпиад школьников, не произошло. Наоборот, возможностей для работы с одаренными детьми становится больше.
Москва делает ставку на то, что каждый ребенок должен иметь возможность поучаствовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады. Речь не идет о том, чтобы просто всех на нее «загнать» (при наличии административного ресурса, это никакой проблемы не составляет). Работа идет в другом направлении: каждый ребенок должен иметь возможность раскрыть свои способности. А для этого нужно специально готовить преподавателей. Сейчас по поручению Департамента образования Москвы, Центр педагогического мастерства открывает специальные курсы повышения квалификации для учителей. Их пройдут хотя бы по одному учителю-предметнику из каждой школы столицы. В итоге, во всех, без исключения, школах будет по одному учителю по каждому предмету, который знает, как развить талант ребенка.

- Но есть же очень слабые школы, находящиеся в спальных районах…

И.Я.: Да, пока есть. И их директор может сказать: а вы знаете, у нас такой контингент, что нам это не нужно. У нас дети из «неблагополучных семей» и т.д. Но на это мы возражаем: не бывает какой-то индульгенции для московской школы, и не надо решать за детей. Может быть, у ребенка неблагополучная семья, может, он плохо учится. Но у него может быть талант, который нужно раскрыть и помочь его проявить. Мы верим, что в каждой столичной школе есть возможность найти детей, которые успешно выступят на олимпиадах того или иного уровня. Но для этого нужно знать, как с ними работать.

А еще вам могут сказать: но у нас по физике (химии, биологии и т.д.) с учителями очень плохо. Они и предмет-то еле тянут, о какой подготовке к олимпиаде можно говорить!

И.Я.: - Да, это действительно случается! Но наш ответ следующий: минимальный объем курса повышения квалификации заключается в том, чтобы научить учителей, как правильно организовать школьную олимпиаду, объяснить, что можно предложить детям почитать дополнительно. Хорошо что, у нас есть Интернет, есть разные общегородские мероприятия, кружки. И если у вас в школе учится ребенок, который чем-то заинтересовался (но у вас нет возможности и времени им заниматься), вы можете сказать: к олимпиадам готовить не могу, но я прошел эти курсы и знаю, какие задачки стоит порешать, на какие Интернет-ресурсы можно зайти, в какой кружок записаться и т.д.

- То есть, курсы рассчитаны на всех учителей, независимо от степени их одаренности?

И.Я.: Абсолютно. У нас есть замечательный, почти анекдотический пример. В одной школе большой вклад в победы ребят на олимпиадах по физике вносит учитель физкультуры! Она занимается не только физическим (физкультурным) развитием детей, но и организует дополнительные занятия по физике в кружках, вывозит на сборы…

Важно, чтобы дети в каждой школе не просто поучаствовали в олимпиаде, но и могли заранее посмотреть задачки прошлых лет, изучили подготовительные материалы, порешали то, что «зацепило».

Новшество этого года еще и в том, что в каждой московской школе с этого года пройдут школьные этапы Всероссийской олимпиады по всем предметам. Раньше этого не было. Теперь же не надо никуда ходить после уроков.

Еще важно: запрещены какие-либо наказания за то, что кто-то плохо выступил. Никаких «процентов» победителей и призеров подсчитывать не будут.

Хочу обратиться к ребятам: даже если у вас не очень хорошие оценки, на нашем сайте «www.olimpiada.ru» будут опубликованы олимпиадные задания прошлых лет. Посмотрите, вдруг они вам понравятся, вдруг окажется, что тот или иной предмет вы не любите просто потому, что вам было скучно и неинтересно на каком-то из уроков? А занимательную задачку вы решите. Или: вы просто плохо учились в прошлом году, и потому сейчас у вас текущие двойки-тройки. Дело в том, что в олимпиадах знания иногда имеют гораздо меньший вес, чем способности, умения мыслить творчески. Мы советуем присмотреться к разным предметам, и тут вам могут помочь учителя.

Главное изменение в работе с одаренными детьми, которое происходит в городе, заключается в том, что кроме целевой поддержки ребят, которые уже определились (или учатся в специализированных школах, или посещают общегородские кружки, или ездят на командные сборы) огромные усилия пойдут именно на массовую работу по предоставлению каждому московскому ребенку возможности раскрыть свою одаренность. Мы прекрасно понимаем, что даже если любой, самый неблагополучный московский микрорайон оградить бетонной стеной, он все равно, по своему потенциалу окажется сильнее иных регионов РФ. Поэтому не надо себе «выписывать индульгенцию». Я думаю, что социально-экономическая ситуация, например, в Кировской области гораздо хуже, чем в Москве. А знаменитый энтузиаст математического образования учитель Игорь Рубанов ведет большую работу и добивается блестящих результатов.

- Школьный этап Всероссийской олимпиады уже на носу?

И.Я.: Школьный этап пройдет в октябре. Второй этап – муниципальный (в Москве он – называется «окружной олимпиадой») – состоится в ноябре-декабре. И в этом году в нем будут важные изменения, направленные на повышение открытости и прозрачности. Те технологии, которые были отработаны в прошлом году на региональном этапе Всероссийской олимпиады, будут активно применены и здесь.

-Что это значит?

И.Я.: На окружном этапе каждый московский школьник сможет посмотреть отсканированную копию своей работы. Так же уже, не первый год, это делается в некоторых предметах на Московской олимпиаде школьников. В общем, та техника, которую наш город закупил для проведения ЕГЭ, в ноябре-декабре будет активно использоваться при проведении окружных олимпиад. Это значит, что любой участник сможет посмотреть копию своей работы, разобрать ее с учителями, и для апелляции не нужно будет никуда ездить: достаточно послать письмо на электронную почту. Мы стараемся беречь время, нервы и силы ребят и учителей и делать всю работу более прозрачной, открытой и объективной.

- Вы говорите о том, что нужно раскрыть талант школьника. Но ведь для этого существуют специализированные школы?

И.Я.: Мы обеспечиваем возможность того, чтобы каждый ребенок, каждая семья могли выбрать ту траекторию, которая их устраивает. Кому-то лучше перейти в специализированную школу, а кому-то вполне комфортно оставаться в своей (и для этого будут обеспечены все возможности: и кружки, и сборы, и лекции в вузах). Сейчас начинается большая совместная программа с Российской Академией наук. Совсем не для каждого ребенка переход в сильную специализированную школу является оптимальным. Это зависит от его психологического склада, от многих других параметров. Некоторые, попадая в высококонкурентный коллектив, начинают лучше учиться, а некоторые наоборот скисают.

-А что за совместная программа с РАН?

И.Я.: Мы активно работаем с академическими институтами. Делаем так, чтобы московские школьники с учителями имели возможность создавать проектные работы, готовиться к олимпиадам в Институтах Академии наук…

-Это в основном касается ребят из специализированных школ?

И.Я.: Нет, нет и нет! По итогам олимпиад, мы увидим, в каких школах есть способные дети, проявляющие к предмету интерес. К тому же, многие учителя, которые пройдут наши курсы повышения квалификации, смогут заявляться на участие в этой программе (она будет бесплатной).

Или: есть такая инициатива – университетские субботы. По субботам многие школы Москвы будут, вместо занятий, выезжать в профильные вузы, в научные институты, и там заниматься.

- Мы все время говорили об этапах Всероссийской олимпиады. Но ведь, помимо них, в Москве проходят и другие интеллектуальные соревнования?

И.Я. Совершенно верно. В столице проходят традиционные Московские олимпиады, которые организует Департамент образования, ведущие московские вузы, Центр непрерывного математического образования. Некоторые из них начинаются даже раньше Всероссийской. Например, первые интернет-туры Московской олимпиады школьников будут проходить уже в этом полугодии, а сама олимпиада – во втором.

Традиционно открывает олимпиадный год Турнир Ломоносова, придуманный знаменитым Николаем Николаевичем Константиновым. Мы приглашаем ребят принять в этой олимпиаде участие. При этом напоминаем, что это можно сделать как лично, так и через Интернет. Участие в Турнире Ломоносова — это возможность порешать красивые, занимательные задачи, которые традиционно являются приглашением к углубленным занятиям наукой. Во всех классах, кроме 11-го, в этой олимпиаде нет победителей. Человек просто получает грамоту за успехи в предмете. Для 11-классников всё чуть по-другому: Турнир Ломоносова теперь входит в перечень Министерства образования (он дает некоторые льготы при поступлении в вуз). Ну, а старшеклассникам, пока не определившимся со своим выбором, можно просто попробовать себя в начале учебного года в разных предметных областях на Турнире Ломоносова.

- Там ведь можно принять участие в нескольких предметах?

И.Я.: Да, конечно. На Турнире можно в течение нескольких часов порешать интересные задания по восьми или девяти предметам. Более того, организаторы специально просят участников не проводить всё время Турнира только «в одном предмете» — интереснее попробовать свои силы в нескольких, в том числе – совсем незнакомых. Зачастую получается успешно! Главная цель Турнира Ломоносова – заинтересовать. Это – приглашение к участию в кружках, более сложных олимпиадах и т.д.

- Напоминаем: Турнир Ломоносова традиционно проходит в последнее воскресенье сентября. Подробнее о местах проведения см. на сайте turlom.olimpiada.ru

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

 

Еще по теме
  
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым