Москва
Cтатья

Как вырастить победителей олимпиад из самых обычных детей

Мы начинаем рассказывать посетителям сайта «Olimpiada.ru» о наиболее интересных московских школах. Не все они входят в Топ-500«Лидеры в образовании», но их объединяет нечто общее: в них царит дух творчества и подлинный интерес к знанию. Сегодня наш рассказ о Центре образования №218.
Наталья Иванова-Гладильщикова 26 сентября 2013
 Математика Информатикаи еще 24 предмета
Эта школа находится в Северном округе столицы. Она, конечно же, входит в Топ-500 лучших школ России и находится на первом месте в Москве по количеству победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (по 15 предметам). Причина в том, что в 218-й школе детям хочется учиться. Почему? Все дело в ее особом устройстве.
 
Это отнюдь не элитное учебное заведение. И зашкаливающих конкурсов в него нет. Победителей и призеров олимпиад школа выращивает сама, из самых обычных детей. Каждый год набирают три первых класса. Экзаменов нет. Очень важно и то, что здесь есть отдельное здание для младшей школы, и то, что с детьми работают по системе развивающего обучения Занкова, и то, что английский здесь начинают изучать с 1-го класса (с 8-го - немецкий с нуля, для желающих).  И в пятый класс берут всех, кто учился в школе до этого. Обычно человек 10 новеньких приходят в 8-й класс со стороны, еще несколько человек – в 9 и 10 классы. Для них проводят некоторые вступительные испытания.
 
Всего в Центре образования  сейчас  учится 870 человек. В нынешних 8-х классах - 87 учеников, в 9-х поменьше - 77. В прошлом году выпуск составлял 66 человек, в этом году – 44. Причины - и демографические, и ситуативные.
 
Тут отсутствует деление на физмат или гуманитарные классы. Это многопрофильная школа. Классов в традиционном понимании нет вовсе, есть параллели (начиная с 8 класса). С 8-го класса какие-то предметы предлагают изучать на повышенном уровне, а какие-то – на общеобразовательном. У каждого ребенка – свой индивидуальный учебный план. При этом он может каждую четверть менять траекторию собственного образования. Такой выбор разрешен до середины 10-го класса (в исключительных случаях и позже). Считается, что к этому времени, попробовав свои силы в разных предметах, ребенок уже знает, чего хочет. Но, для того, чтобы определить, готов ли школьник к изучению какого-то предмета на углубленном уровне, он предварительно проходит собеседование. Система гибкая: не сумел поступить сразу, - попробуй через четверть, через полгода.
 
Почему нет классов? Потому что ребенок на одном уроке занимается с одними детьми из параллели (они изучают, например, математику, на углубленном уровне), а на другом – с другими. Нечто похожее существует, может быть, лишь в школе-интернате «Интеллектуал», но там – всего 200 человек, и группы более мелкие.
 
В 6-7-х классах в этой школе – тоже необычная система. По двум предметам (по русскому и математике), а в 7-м еще и по английскому, действует «стратовая дифференциация». 20 лет назад ее придумали учителя этой школы и получили тогда грант Сороса. Что это такое? Дело в том, что к работе по индивидуальным учебным планам (которые существуют с 8-го класса), нужно готовиться заранее. И начиная с 6-го класса, по русскому и математике дети учатся не по классам, а по стратам. То есть, по уровням. Программа и учебники одинаковые, но уровень детей разный. Причем, этот уровень определяется не только знаниями, но и психологическими характеристиками (насколько ребенок самостоятелен в обучении, насколько он мотивирован, организован). И тут тоже система гибкая: каждую четверть ученик (в зависимости от своих успехов) может перейти на страту выше или ниже.
 
Как рассказал нам заместитель директора Центра образования №218 по научно-методической работе, заслуженный учитель России, Александр Блинков, «основная идея такая: мы исходим из того, что самое важное в обучении это – мотивация ребенка. Она зависит от свободы выбора: если он понимает, что он что-то выбрал сам, то его мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. Мы пытаемся строить такую систему, чтобы на каждом этапе ребенок потихоньку учился выбирать эту, свою траекторию обучения, и тем самым работал на свою мотивацию. Но при этом это процесс двусторонний: если человек не хочет учиться, он будет идти вниз. И наоборот. Так это должно быть устроено в нормальном обществе».
 
В школе много сильных учителей. Александр Блинков в прошлом году получил премию Правительства России; есть те, кто имеет гранты Правительства Москвы, премию Президента; есть лауреаты творческих конкурсов.
 
Статистика поступления в вузы, естественно стопроцентная: примерно 20-25 процентов идут на разные факультеты в МГУ (бывают годы, когда поступают сразу на 14 факультетов). Такое разнообразие – результат того, что в 218-й школе дети имеют возможность попробовать себя в разных областях. Те, кто ориентирован на математику, физику и программирование, часто поступают в МФТИ. Может быть, еще и потому, что у школы - договор о сотрудничестве с этим вузом (они заинтересованы в выпускниках 218-й, и сотрудничают на уровне профориентации).
 
И по олимпиадам такие сногсшибательные результаты  именно потому, что дети могут попробовать себя в самых разных областях учебной деятельности. И углубленно изучать то, что им действительно нравится.
 
Кружков и секций в Центре образования множество. На любой вкус. Но самое главное: лет пять школа является филиалом Малого мехмата, и дети приходят сюда на математические кружки. Малым мехматом руководит Александр Блинков.
 
Кто учится в Центре образования №218? В основном - это дети из близлежащих домов, а также - с Севера Москвы – из Отрадного, Бибирева, Дегунина. Состав определяется местоположением. «Элитных» детей здесь практически нет. Это дети самых разных родителей, в том числе - технической интеллигенции, ученых.
 
Наталья Иванова-Гладильщикова