Москва
Cтатья

Без математических школ не было бы достижений в космосе, в ядерной энергетике

В Московском центре непрерывного математического образования наградили столичные школы, добившиеся наибольших успехов в математическом образовании в 2012/13 учебном году. Они стали лидерами первого рейтинга математических школ столицы.
Наталья Иванова-Гладильщикова 28 октября 2013
 Математика

В Московском центре непрерывного математического образования наградили столичные школы, добившиеся наибольших успехов в математическом образовании в 2012/13 учебном году. Они стали лидерами первого рейтинга математических школ столицы.

В Топе оказалось 66 математических школ. По два миллиона рублей (диплом первой степени) получили Центр образования «Пятьдесят седьмая школа» и физико-математический лицей №1580 при МГТУ имени Баумана. Дипломами второй степени наградили физико-математическую школу №2007, Лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ, Школу №179, Лицей №1502 при МЭИ. Все они удостоились гранта в 1, 2 миллиона рублей. Обладателями дипломов третьей степени (700 тысяч рублей) стали гимназия №1514, Московская гимназия на Юго-Западе №1543, Лицеи №1568, №1557, Лицей №1511 при МИФИ и Лицей №1535. А еще 53 учебных заведения получили грамоты и поощрительные сертификаты по 100 тысяч рублей на приобретение учебной литературы. Рейтинг был составлен совместно с Благотворительным фондом содействия образованию «Дар», который выделил в благотворительных целях около 20 миллионов рублей на поощрение школ, добившихся максимального успеха в математическом образовании.

Председатель Попечительского совета МЦНМО Александр Музыкантский рассказал о том, как определяли лучшие математические школы. «Оценивались показатели школ по двум параметрам. Первый — это количество выпускников школ, которые в 2013 году получили на Едином государственном экзамене по математике 75 баллов и выше. А вторая цифра — количество учащихся этой школы, которые получили дипломы на математических олимпиадах: на всероссийском уровне, региональном и московском». Рейтинги получились в результате перемешивания этих параметров».

Такая поддержка математического образования необходима. Как сказал Александр Музыкантский, «не нужно быть большим прогнозистом, чтобы понять, что если сохранится ориентация на «сырьевое развитие», то большое количество математиков в стране не будет нужно. Обойдётся маленьким. Но поскольку мы всё время слышим слова об инновациях, о модернизациях, о человеческом капитале, то все надеемся на то, что от слов это перейдёт к реальным делам. Тогда, конечно, специалисты, имеющие хорошее математическое образование наверняка будут востребованы. И мы все надеемся, что это произойдёт»!

По мнению Александра Музыкантского, если бы 50 лет назад, благодаря усилиям академиков А.Н.Колмогорова, М.А.Лаврентьева не была создана система специализированных физико-математических школ, наша страна не добилась бы таких результатов в космосе, в ядерной энергетике, в оборонке. Просто математика в этих школах давалась на другом уровне, поэтому вузы могли работать с людьми, которым не нужно объяснять, что такое косинус, а могли сразу им давать приличное образование — инженерное, научное... Так создавалась эта элита.

«Очень важно не допустить прерывания этой традиции, потому что, как и в любой другой научной отрасли, научной школе, что-то потерять можно очень быстро, а восстановить потом потребуются годы и годы, десятилетия и десятилетия. Но это понимается на всех уровнях и Департамент образования Москвы всё это дело поддерживает и понимает», - сказал Александр Музыкантский.

Глава Департамента образования Москвы, Исаак Калина заметил, что всё взаимосвязано. «Может быть, если будет много хороших математиков в стране из наших учеников, тогда и страна опираться будет не только на свои сырьевые, но и на интеллектуальные ресурсы. Поэтому очень хочется, чтобы школы Москвы вносили достойнейший вклад в формирование интеллектуального ресурса страны. Тогда все будет хорошо».

Наталья Иванова-Гладильщикова