Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Cтатья

Почему во Второй школе все предметы на высоком уровне

Хвалить физико-математический Лицей «Вторая школа» неоригинально: вот уже десять лет он входит в пятерку лучших школ Москвы – и по высочайшим баллам ЕГЭ, и по результатам предметных олимпиад. Но есть вещи, которые невозможно оценить с помощью формальных критериев: помимо учебных побед, школа славится своей редкостной атмосферой, неистребимым духом свободы.
Наталья Иванова-Гладильщикова 7 ноября 2013
 Английский язык Астрономияи еще 24 предмета
Директор «Второй школы» – народный учитель России, Владимир Овчинников – основал ее в 1956-м. Но через 15 лет был вынужден школу покинуть. Почему так произошло? Дело в том, что в школе, которую стали сравнивать с пушкинским Лицеем, образовалось уникальное сообщество ярких учителей и учеников со свободным взглядом на мир. А, поскольку всякое самостоятельное суждение считалось посягательством на основы государственного устройства, в 1971 году из школы были изгнаны директор и все его заместители. За ними ушли многие учителя. Овчинников вновь вернулся во «Вторую школу» в 2000-м. И директорствует до сих пор.
 
Это – лицей, и младших классов в нем нет. Дети могут поступить сюда только с 7-го класса. Каждый год принимают три седьмых и один восьмой класс. Чтобы поступить, нужно сдать три зачета. Письменный - по математике (по обычной школьной программе). Устный - по этому же предмету. Тут не требуется никаких специальных знаний, просто человек должен решить логическую задачку, что-то нарисовать-построить. И экзаменаторы поймут, насколько ребенку нравится возиться с числами и с фигурами. А третий зачет – по русскому языку. Каждый может сделать три попытки. Отборы проходят с 22 марта по 31 мая.
 
Для поступающих в 7-й или в 8-й классы конкурс – примерно четыре человека на место. Но проходит и дополнительный добор в уже работающие 9-й и 10-й классы (к трем зачетам прибавляется «физика»), и там уже конкурс 20 человек на место. Вот что пишут родители детей, принятых в Лицей: «В принципе, поступить можно. Задания по математике не представляют сложности, русский - диктант без дополнительных заданий. Но смотрят не только на математику, а на общий уровень поступающего, так как это всё-таки уже не мат. школа, а лицей, и берутся дети не столько подготовленные по математике, как те, средний уровень которых по всем предметам выше, чем у других. Нужно уметь не только решать задачи, но и красиво их сдавать, смотрят и на то, как излагаешь мысли. Очень много гуманитарно-талантливых детей. Некоторые и пишут стихи, и рисуют, и подкованы в истории. …Моё мнение: лицей ориентирован не только на математику и физику, есть и географы, историки и литераторы. Очень важно для детей, которые ещё не определились: все предметы на высоком уровне. Но вот «узким» детям, которые талантливы в какой-то одной сфере, будет тяжело».
 
Тут всегда были очень сильные преподаватели - кандидаты и доктора наук из Физтеха, МГУ, из Института Ландау. В свое время в школе работали более 20 соросовских учителей. Сейчас в лицее – 12 педагогов – обладателей грантов фонда «Династия».
 
Родители, как правило, довольны качеством преподавания. «Если что-то пропустил или не понял - подходишь к учителю после уроков и все объясняется в индивидуальном порядке. Но это действительно "твои проблемы" — никто бегать за ребенком и что-то объяснять ему насильно не будет. Никакой "заточенности на звезд" я не замечаю. В классе, где учится мой сын, таких "звезд" нет. Класс достаточно ровный и сильный». Об отсутствии в школе духа соперничества говорит и заместитель директора Александр Ковальджи: «Мы стремимся воспитывать в детях сотрудничество, а не конкуренцию. А конкуренцию любим только иногда, когда устраиваем какие-то игры – математические бои, олимпиады… Если кто-то кому-то после уроков помогает, это замечательно».
 
Школа каждый год выдает стобалльников по ЕГЭ по математике, физике, русскому языку и информатике. А средний балл по этим предметам от 84 до 85,5.
 
Ученики лицея стабильно становятся победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии, информатике и географии. 27 раз второшкольники успешно защищали честь страны на международных олимпиадах по математике, физике, астрономии и географии. Ученики лицея Е. Алексеева и Д. Байгушев стали призёрами Международного научно-технического смотра «Intel ISEF» (США).
 
Принцип лицея – специально не готовить к олимпиадам. «Мы не считаем это самым важным, - говорит Александр Ковальджи. - И, наоборот, больший упор делаем на учебно-исследовательские работы. Дети берут какую-то самостоятельную задачу и могут год-два над ней работать». Результаты блестящие: в прошлом году 8 докладов были опубликованы в сборниках докладов «взрослых» научных конференций профессиональных математиков. В этом году опубликовано уже 10 докладов.
 
Из иностранных языков во «Второй школе» изучают только английский. И тут опять есть своя фишка. В школе проходит конференция по разным предметам. Потом собирают все лучшие доклады и проводят общую конференцию на английском языке. Даже приглашают представителей американского и других посольств. Тематика разнообразная: математика, физика, информатика, медицина… Если ребенку что-то интересно, тут разрешают любую тему. Один из преподавателей английского (тоже выпускник лицея) - доктор физматнаук. Это весьма важно для подготовки будущих докладов на международных конференциях по физике и математике.
 
О статистике поступления в вузы применительно к этой школе говорить как-то смешно. Стоит сказать о том, какие вузы выбирают эти продвинутые дети. Процентов 70 идет в МГУ (мехмат, физфак и ВМК). А остальные – в МФТИ, на математический факультет Высшей школы экономики, в РАНХиГС. На самом деле, поступают не только туда, но и на географический, геологический факультеты. Одна девочка ездила в Америку и победила в конкурсе «Intel ISEF», у нее был доклад по геометрии Лобаческого. Но поступила она на биофак МГУ.
 
Помимо основных занятий, здесь множество дополнительных секций и кружков. И спортивные, и шахматные, и танцевальные. А летом, под Одессой проходит Летняя математическая школа. Прямо на берегу моря, на базе отдыха.
 
Большинство классов оборудовано интерактивными досками. Школьникам, пропустившим занятия, учитель высылает материалы урока по e-mail.
 
И спорту тут придают большое значение. Рядом со школой - стадион, бассейн. Они бесплатные, на 4 школы. А со следующего года к школе начнут возводить большую пристройку, где будет свой большой спортивный зал, актовый зал, новые физические лаборатории. С появлением пристройки, появится и своя кухня (пока питание привозное).
 
На вопрос о правонарушениях в школе, Александр Ковальджи глубоко задумался, и сказал: «Было что-то однажды, лет 10 назад».
 
В Лицее учатся дети научно-технической интеллигенции. Состоятельных родителей сравнительно мало. А детей больших чиновников нет совсем, хотя натиск со стороны министров, замминистров, чиновников из префектур бывает ужасный. Важно, чтобы родители понимали: хорошо учиться во Второй школе может только тот, кому это доставляет удовольствие. Иначе, ребенок вырастет с комплексом неудачника, ведь учиться здесь трудно.
 
Школа выращивает интеллектуальную элиту страны. Лучшее доказательство тому – ее выпускники. Среди них знаменитые ученые, банкиры, архитекторы, журналисты, множество докторов и сотни кандидатов наук, а также директора и учителя школ.
 
P.S. В состав лицея входят два структурных подразделения: Вечерняя Многопредметная Школа, куда раз в неделю приезжают дети из всех районов Москвы и Подмосковья со 2 по 7 классы, и Всероссийская Заочная Многопредметная Школа (ВЗМШ). В ней учатся более 10 тысяч детей из отдалённых районов России и ближнего зарубежья.
 
Наталья Иванова-Гладильщикова
 
Справка
Школа основана в 1956-м году. По итогам 2012-13 учебного года она занимает пятое место в рейтинге школ Москвы. Лицей «Вторая школа» входит в топ лучших математических школ столицы (диплом второй степени). Подробную информацию о лицее можно найти на сайте: www.sch2.ru. Интересная информация об истории лицея содержится в книге «Записки о Второй школе».
 
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым