Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Cтатья

Где общаются учителя математики

Второй год подряд, в Московском Центре непрерывного математического образования проходят ежемесячные заседания «Творческого семинара учителей». Любой математик, увлеченный своей работой, может приходить сюда каждый второй и четвертый четверг. Обозреватель «Olimpiada.ru» спросила руководителя семинара, заместителя директора Центра образования №218 Александра Блинкова, как возникла идея таких встреч, и чем они привлекают учителей математики.
Наталья Иванова-Гладильщикова 29 ноября 2013
 Математика

Второй год подряд, в Московском Центре непрерывного математического образования проходят ежемесячные заседания «Творческого семинара учителей». Любой математик, увлеченный своей работой, может приходить сюда каждый второй и четвертый четверг. Обозреватель «Olimpiada.ru» спросила руководителя семинара, заместителя директора Центра образования №218 Александра Блинкова, как возникла идея таких встреч, и чем они привлекают учителей математики.

«Olimpiada.ru»: С чего все начиналось, и как возникла идея семинара? Это же не курсы повышения квалификации, а просто свободные встречи людей, интересующихся тем, что происходит с преподаванием математики.

Александр Блинков: Начну издалека. Вот уже несколько лет, по инициативе группы учителей, мы проводим выездной семинар для преподавателей математики. Один из учителей – Игорь Писаренко, у которого есть связи на Украине (откуда он родом), с помощью друзей, занимающихся бизнесом, договорился с базой отдыха, находящейся между Николаевом и Одессой. Там традиционно проходит Летняя математическая школа 2007-й школы, там занимаются дети из Лицея № 1557. А в мае, мы проводим в этом месте выездной семинар для учителей математики. Механизм простой: человек присылает заявку, и я практически никому не отказываю. Цена очень скромная (есть скидки призерам конкурса учителей): за восемь или девять дней в этом году нужно было заплатить 6 тысяч рублей. Таких семинаров было четыре: в 2006-м, в 2009-м, в 2012-м и в 2013-м годах.

«Olimpiada.ru»: Что вы обсуждаете на выездных семинарах, какие бывают темы?

А.Б.: Темы самые разные. Люди рассказывают о своих кружках, о том интересном, что они делают на уроках; о системе работы своей школы, об олимпиадах, которые они проводят, о своих внеклассных мероприятиях.

«Olimpiada.ru»: - Сколько приезжает народу и откуда эти учителя?

А.Б.: Первые семинары были небольшими. На два последних приехало уже около 50 человек. Причем, не только из Москвы. Уже второй год подряд большой десант присылает Якутия (республика им оплачивает эти поездки). Приезжали учителя из Дагестана, из Ростовской области, Уфы, Киева, Харькова, Алма-Аты, из других городов… По результатам семинара Московский Центр непрерывного математического образования издает сборники материалов под названием «Учим математике». Скоро сдается в печать «Учим математике-4».

«Olimpiada.ru»: Такие сборники, видимо, хорошо расходятся среди таких же творческих учителей?

А.Б.: И не только. К нам попадают самые разные люди. Но, поскольку это дело добровольное, плюс к тому – дорогу мы оплачивать не имеем возможности, – приезжают те, кому это действительно интересно. Учителям не хватает общения с коллегами.

«Olimpiada.ru»: А московские семинары родились из этих, выездных?

А.Б.: Ну, в общем – да. После третьего семинара в 2012-м году, мы поняли, что этого мало, и организовали подобный в Москве (для москвичей). Второй год подряд, раз в две недели в Московском Центре непрерывного математического образования проходят заседания так называемого «Творческого семинара учителей». Туда приходят и учителя, и математики, которые могут рассказать что-то для них интересное. Учителя выступают с самыми разными темами. На сайте выкладываются аудиозаписи семинаров, поэтому немосквичи тоже могут познакомиться с этими материалами. Я знаю, что есть люди, которые скачивают аудиозаписи, пытаются публиковать какие-то тексты.

«Olimpiada.ru»: - В каком-то смысле вы занимаетесь тем, что поддерживаете высокий уровень математического образования в стране.

А.Б.: В каком-то смысле – да. Но самое главное – это предоставить возможность учителям контактировать друг с другом. Мы понимаем, что у преподавателя работы очень много, и если не организовать процесс общения, обсуждение разных вопросов, они будут вариться в собственном соку. Заодно, мы обсуждаем и рутинные проблемы.

«Olimpiada.ru»: То есть, организационные глупости, сваливающиеся сегодня на учителя?

А.Б.: Конечно. Ведь для учителя важна возможность хотя бы высказаться, почувствовать, что он с этими проблемами не один.

«Olimpiada.ru»: Видимо, существует уже какой-то костяк семинара?

А.Б.: Действительно есть люди, которые приходят к нам все время. Их человек десять. Но есть и те, кто бывает эпизодически. Причем, мы принципиально не стали выдавать никаких удостоверений, я даже никогда не записываю, кто пришел, а кто – нет. Человек может присутствовать на одном семинаре, но не придти на другой. Мы заранее публикуем темы и анонсы: кто будет выступать и с чем. И человек выбирает: есть у него желание это слушать или нет. На какой-то семинар может придти 20 человек, а на какой-то – 15.

«Olimpiada.ru»: Как проходят такие встречи?

А.Б.: Обычно у нас два докладчика. На последнем семинаре Дима Швецов, учитель 179-й школы, рассказал о трех геометрических сюжетах, которые можно использовать для кружков. А потом преподаватель из гимназии №1514, Сергей Крачковский, поделился своими идеями, связанными с неожиданным взглядом на некоторые задачи.

А был жанр, когда учителя из разных школ рассказывали о том, как у них организовано математическое образование. Я говорил про свою, 218-ю школу, кто-то - про гимназию № 1543, про «Вторую школу»… Ведь в Москве люди часто не знают, что творится у коллег.

А были семинары, на которых к нам приезжали представители разных математических изданий. Евгений Бунимович («Математика в школе»), Сергей Дориченко (главный редактор "Квантика", заведующий отделом математики журнала "Квант"). В декабре выступит главный редактор газеты «Математика» (приложение к «Первому сентября»), Лариса Рослова.

«Olimpiada.ru»: Уверена, что такие встречи важны и для издателей…

А.Б.: Конечно. Для них это – обратная связь. Кстати, мы приглашаем людей и из других городов. В прошлом году выступали Исаак Кушнир и Григорий Филипповский из Киева. Сейчас мы ждем Валерия Рыжика и Константина Столбова из питерской «Физико-технической школы».

У нас бывают не только учителя, но и действующие математики. Владимир Юрьевич Протасов делился опытом работы со школьниками по исследовательским проектам. Выступал Георгий Шабат, который тоже рассказывал, как он занимался со школьниками.

При выборе темы, мы обычно спрашиваем учителей, о чем бы они хотели поговорить.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым