Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Cтатья

Преимущества и недостатки нового Порядка

Накануне был утвержден новый Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. Такой ожидаемый и такой обсуждаемый документ оставил неразрешенными еще много вопросов и породил еще много спорных моментов.
Анна Титова 24 января 2014
 Английский язык Астрономияи еще 19 предметов

Утвержден новый Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. По закону он вступает в действие через десять дней после публикации в «Российской газете».

В новом Порядке появился целый ряд преобразований, прописаны многие моменты, которые не упоминаются в действующем сейчас Положении.

Прежде всего рассмотрим изменения в процедуре проведения заключительного этапа олимпиады, который, как нам стало известно, будет проводиться уже по новым правилам.

Итак, во-первых, Минобрнауки России устанавливает количество баллов, которое необходимо набрать на региональном этапе для участия в финале. И ничего не сказано о том, что делать, если где-то никто не набрал нужных баллов. По действующему Положению в таких случаях регион выбирает одного участника из числа победителей и призеров и направляет на заключительный этап. Но теперь, видимо, не все субъекты Российской Федерации будут представлены в финале всероссийской олимпиады.

Во-вторых, уменьшились квоты победителей и призеров – до 30 процентов от общего числа участников по каждому общеобразовательному предмету (против 45 процентов в действующем пока Положении).

Дальнейшие изменения относятся уже ко всем этапам олимпиады.

К примеру, состав жюри формируется из числа педагогических, научных и научно-педагогических работников. Другими словами, нельзя официально привлекать студентов, которые всегда активно участвуют в проведении олимпиады и проверке работ, а также внешних экспертов – политических и общественных деятелей, руководителей крупных компаний и т.д.

Что касается сроков проведения, то здесь остались только даты окончания каждого этапа. Для школьного это 15 октября, для муниципального – 25 декабря, для регионального – 25 февраля, финал предполагается заканчивать 30 апреля. Правда непонятно, что именно считается окончанием этапа – последнее соревнование по предмету или завершение всех проверок, показов работ, апелляций и т.д.?

Кроме того, школьный этап будет организовывать не школа, а «орган местного самоуправления осуществляющий управление в сфере образования». То есть школа не только не отвечает за проведение олимпиады, а может и вовсе в ней не участвовать.

Проходной балл на каждый последующий этап олимпиады устанавливается организатором этого этапа, т.е. для школ количество баллов определяют организаторы второго этапа, региональные организаторы обозначают границы для муниципального этапа и т.д. В какой конкретно момент это происходит – до начала этапа или после его завершения – неизвестно.

Есть в документе и довольного разумные нововведения.

Так, впервые зафиксировано, что олимпиада бесплатная. Закреплено право ребенка оспорить результаты олимпиады – подать апелляцию. Раньше это делалось, но теперь проведение показа работ и апелляции стало обязательным условием. Кроме того, прописана ответственность за персональные данные участников.

Четко обозначены функции жюри и то, что его состав должен частично меняться не реже одного раза в пять лет.

В документе зафиксировано право Центрального оргкомитета продлить или прекратить полномочия центральных предметно-методических комиссий (ЦПМК).

Прописаны сроки разработки методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов (до 1 августа), требований к организации и проведению регионального и заключительного этапов олимпиады (до 1 декабря) и сроки предоставления в Минобрнауки России комплектов заданий для двух последних этапов (до 1 декабря).

А вот показ работ и рассмотрение апелляций предполагается проводить только очно да еще и с использованием видеофиксации.

Замечательный пункт, определяющий основные принципы работы организаторов олимпиады – компетентность, объективность, гласность и соблюдение норм профессиональной этики. Но кто и как сможет проверить их соблюдение?

Неоднозначная норма о том, что «ЦПМК вправе выборочно осуществлять перепроверку выполненных олимпиадных заданий регионального этапа олимпиады». Возможно в случае конфликтных ситуаций это может быть полезно, но вместе с тем, это может способствовать коррупции – «нужным» людям можно будет добавить баллы и протащить их в финал.

Организатор регионального этапа публикует в Интернете работы победителей и призеров с указанием персональных данных участников олимпиады. К тому же, передает результаты участников организатору заключительного этапа.

Сейчас в открытом доступе публикуются списки победителей и призеров и набранные ими баллы. Зачем вывешивать еще и работы? Чтобы сделать олимпиаду еще более открытой и прозрачной? Допустим. Но для чего организаторам финала понадобились результаты всех участников предыдущего этапа? Непонятно.

Такой ожидаемый и такой обсуждаемый новый Порядок проведения всероссийской олимпиады оставил неразрешенными еще много вопросов и породил еще много спорных моментов. Будем надеяться, что в споре все-таки родится истина.

Оговорюсь, что оценка нововведений субъективна и выражает мнение автора статьи. Любая другая точка зрения имеет право на существование и даже приветствуется.

Анна Титова

6 комментариев
  • "добавить баллы и протащить их в финал" может кто угодно, но не ЦПМК. Настоящий источник коррупции совсем в другом месте - в хранении заданий для регионов и финала в Министерстве. Вот там утечку дадут запросто, как с ЕГЭ. ВВВ 25 января 2014 Ответить
  • Еще один важный, на мой взгляд, момент - это официальное разрешение участия в региональном и всероссийском этапах учащихся младше 9 класса. gadget 26 января 2014 Ответить
    • Разве это что-то реально изменит? Учащиеся классов младше 9 и раньше участвовали, под видом 9 класса и во всех этапах за 9 класс, разумеется natnetint 26 января 2014 Ответить
    • Изменит, ещё как. В прошлом году, например, по программированию "младших" на регион просто не пускали без специальной справки, что они экстерном программу 9 класса проходят. Теперь требующие эти справки идут лесом. ВВВ 16 марта 2014 Ответить
  • >Но для чего организаторам финала понадобились результаты всех участников предыдущего этапа? 

    Понятно для чего: им же устанавливать границу баллов для приглашенных на заключительный этап. Теперь нигде не сказано, что они обязаны быть призерами в своем регионе. natnetint 26 января 2014 Ответить
  • Мы столкнулись с апелляцией по английскому языку: дочь попросила ключи, так как была не согласна с ответом на вопрос, на что ей ответили, что ключи не дают... Не пустили учителя, так как сказали, что этим нарушают права ребенка... innavk63 24 марта 2014 Ответить
  • Войдите на сайт Чтобы комментировать, войдите через соцсеть, которой пользуетесь: Вконтакте Фейсбук Гугл Мейл.ру Яндекс