Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Cтатья

Почем знания для народа или как заработать на детях

С тех пор, как олимпиады стали давать льготы в вузы, появились люди, которые пытаются на этом нажиться. О том, кто и как с этим борется читайте в материале.
Анна Титова 7 февраля 2014
 Английский язык Астрономияи еще 24 предмета

«Обеспечим результат на любой олимпиаде» - под таким девизом в Интернете продают «решения» заданий топовых олимпиад, таких как «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников (ОММО) и так далее.

На бескрайних просторах Всемирной паутины можно найти не один такой сайт или сообщество в соцсети, где торгуют «знаниями».

Вообще, удивительно, как можно из такого, казалось бы, совершенно неприбыльного мероприятия, как олимпиада для школьников, делать деньги.

Схема довольна проста – вы платите кругленькую сумму и отправляетесь на олимпиаду. На этом ваше общение с так называемыми «экспертами» заканчивается. Иногда просят прислать фото вашего варианта прямо с олимпиады, за это вас, кстати, могут дисквалифицировать и аннулировать работу. Затем вам придет письмо примерно такого содержания: «Решения не были отправлены тем, кто отправил свой вариант позже других или чьи фото сложно было разобрать. Решения скоро выложим на форуме». И всё. Прощайте денежки и льготное поступление в вуз. Ваши жалобы проигнорируют, а комментарии удалят.

Мошенничество? Не в моей компетенции давать какую-либо юридическую оценку – оставлю это профессионалам. Но даже если такой, с позволения сказать, бизнес не противоречит никаким законам Российской Федерации, что весьма сомнительно, то он нарушает правила проведения олимпиад. Я не говорю уже о нормах этики и морали, ведь спекулируют на олимпиадах из Перечня. Недобросовестные школьники обманным путем получают материальные льготы – бюджетное обучение в вузе.

И здесь возникает вопрос: куда смотрит государство?

Существует Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года о блокировке интернет-ресурсов. Так кого еще блокировать, как не тех, кто попрал благородные принципы, на которых основаны олимпиады и посягнул на благосостояние страны!

Подобная деятельность в любом случае неправомерна и заслуживает, как минимум разбирательства, тщательной проверки и контроля со стороны властей. Как бы то ни было, потенциально пострадавшим здесь является не только неограниченный круг детей, но и государство.

Интеллектуальные соревнования призваны помочь детям раскрыть свой талант, заинтересовать занятиями наукой, расширить кругозор, наконец, выявить наиболее одаренных школьников – наше будущее.

Так может быть пора защищать свое будущее от тех, кто его развращает, прививает неправильные ценности и просто пытается делать на нем деньги.

Очевидно, что заниматься этим должно государство, а не организаторы олимпиад, у которых есть свои обязанности: не допустить утечки вариантов, обеспечить порядок во время проведения соревнования, координировать работу дежурных и так далее. А с жуликами все-таки должны бороться власти.

При этом организаторы вынуждены предпринимать целый комплекс мер безопасности, тратить силы и время на то, чтобы бороться с мошенниками.

Комментарий эксперта. Иван Ященко – директор Центра педагогического мастерства (ЦПМ), заместитель председателя оргкомитета Московской олимпиады школьников: «К большому сожалению, когда олимпиады стали давать льготы в вузы, люди, которые пытались нажиться на ситуации вокруг поступления, в том числе путем обмана, обратили свое внимание на олимпиады. Мы стараемся усиленно защитить то, что проводит Московский центр непрерывного математического образования, ЦПМ, Департамент образования города Москвы. В частности три года назад поймали студентку, которая пыталась по чужому паспорту писать олимпиаду.

Мы внимательно отслеживаем результаты участников, обращаем особое внимание на тех, кто до этого момента в олимпиадах не «светился». Очень редкая ситуация, практически невозможная, когда человек не имеющий никаких успехов, вдруг неожиданно «выстреливает» в 11 классе. На это обращается очень серьёзное внимание. Статистика подтверждает, что победители и призеры наших олимпиад добиваются всего честно».

Кроме того, есть специальная группа мониторинга, которая наблюдает за происходящим в Интернете – отслеживают появление вариантов в Сети, предложения платной помощи.

Если после олимпиады выкладываются задания и решения датированные задним числом, это проверяется: специалист может установить, когда был опубликован тот или иной вариант. Но целевая аудитория – школьники – далеко не крутые компьютерщики, которым это под силу.

Вот и создают себе рекламу владельцы подобных ресурсов. Вывешивают вариант заданий, похожий на реальный. Благодаря этому у них много посетителей и многие верят, что на следующей олимпиаде им тоже помогут.

Комментарий эксперта. М.Г. – координатор группы мониторинга в сети Интернет: «Мы мониторим все популярные у школьников ресурсы, как до, так и во время олимпиады, чтобы не только фиксировать нарушения, но и помогать организаторам идентифицировать нарушителя. Например, варианты ОММО имели специальную стеганографическую маркировку, которая позволяет точно и оперативно определить происхождение опубликованного в Сети варианта, если таковой обнаружится во время олимпиады».

Иван Ященко: «Мониторинг подтвердил, что ни на одном из сайтов, в том числе из тех, которые сейчас активно пиарят в Интернете, до момента выхода участников, закончивших писать олимпиаду (ОММО), из аудитории, никаких публикаций в Сети не было».

Меры безопасности приходится предпринимать особенно на соревнованиях, которые сулят какие-то вступительные льготы.

Комментарий эксперта. Виталий Арнольд – заместитель директора МЦНМО, учитель гимназии №1543, организатор олимпиад: «По двум работам легко можно понять, что они совпадают, даже если школьник при списывании что-то изменял. Возьмем математическую задачу: ответ понятен, переходы ясны, но манера обоснования, русский язык, который при этом используется, укажут на то, что решение «заимствовано». На крупных соревнованиях бывает, что работы дисквалифицируются».

Случается, что на какой-то площадке проведения олимпиады плохо сработали дежурные. Тогда за этой аудиторией, за этой точкой проведения следят внимательней, и работы тщательней проверяются.

Стоит отметить, что олимпиадное сообщество очень сплоченное, так что если кто-то однажды попался на списывании, в следующий раз, как минимум, получит пристальное наблюдение дежурных и порицание со стороны коллег.

В то же время наблюдается негативная тенденция: чем более честно, открыто и прозрачно проводят олимпиаду, тем больше жалоб и обвинений получают организаторы: все задания проданы, все места куплены, все списывали. Зачастую эти претензии анонимны и не подкреплены никакими конкретными фактами. А ведь презумпцию невиновности никто не отменял. Еще сто лет назад, в Своде законов Российской империи была такая статья: «Министры по жалобам и прошениям, им подаваемым или из департаментов поступающим, учиняют скорое и справедливое решение, наблюдая, однако, чтобы <…> не вчинять дел пустых и внимания не заслуживающих, а от единой токмо кляузы проистекающих». А мы то уже в двадцать первом веке живем. Так что пора учиться быть цивилизованными. Если есть какие-то обвинения, то должны быть и доказательства.

А по поводу покупки заданий у сомнительных «экспертов» скажу: готовьтесь к олимпиадам, учите предмет и сами становитесь экспертами – тогда не только льготы в вуз получите, но и признание коллег.

Анна Титова

16 комментариев
  • Насчёт "оценки профессионалами"... Ответом на моё обращение в прокуратуру летом была отписка "Сайт зарегистрирован не на территории РФ, это не наша юрисдикция", невзирая на то, что на сайте телефоны были указаны российские и олимпиады - российские. Плевать хотели "профессионалы" на эти нарушения.

    Но не грех и самим что-то попытаться сделать.

    "чем более честно, открыто и прозрачно проводят олимпиаду, тем больше жалоб и обвинений получают организаторы: все задания проданы, все места куплены, все списывали"

    Так всё же - как насчёт скандальных результатов по химии в Западном округе Москвы? Пока на все слова на форуме - молчание от организаторов. Ну или словоформы про "открытость и прозрачность", хотя даже баллы призёров по округам до сих пор не опубликованы. Glauedk Glauedk 7 февраля 2014 Ответить
    • Ну а кто ж из организаторов признает нечестность проведения? Вот конкретный пример- я написала уже о нем пост здесь на сайте по прозрачность итогов. В РОСОШ ответили, что при наличии фактов может быть инициирована проверка всей процедуры и в этом случае РСОШ может исключить олимпиаду из Перечня. Прокуратура также может по заявлению инициировать проверку, заключение также передается в РСОШ, который принимает однозначное решение... Ну с исключением из списка возникает и моральный вопрос, так как дети-то, ни при чем. А вообще не уверена, что такие меры когда-либо предпринимались. Militta 7 марта 2014 Ответить
    • Не надо исключать и делать что то для этого. Подумайте о детях, которые совершенно честно заняли там призовые места.
      И не очень понятно из Вашего поста- в чем проблема? В том, что Вы не поняли, как они считают, а Вам не захотели объяснить?
      Но, главное, что бы всем считали ОДИНАКОВО. Правда? А ведь скорее всего так и было. А то, что Вам вежливо не могли объяснить это - жаль, конечно.
      А дети, когда пишут свои олимпиады, не думают о системе подсчета - пишут, что могут. Татьяна Сизова 8 марта 2014 Ответить
    • Не МНЕ не объяснили, НИКОМУ не объяснили. Не понятно, как подведены итоги, потому что заработанные баллы НИКОМУ НЕ ОГЛАШАЛИСЬ, НЕ ПУБЛИКОВАЛИСЬ, НИКТО ИЗ УЧАСТНИКОВ НЕ ЗНАЕТ СВОИХ БАЛЛОВ. Какой был максимальный бал по оценке теста 75, 50, 100 или 125 НИКОМУ не доносилось.
      Как Вы проверите, что всем считали одинаково? Вот как раз такая путаница в критериях и позволяет думать, что считают не одинаково, а как "нужно". Почему убрали ведомости с сайта сразу же, сказав, что это их внутренний документ? Внутренние документы на сайт не вывешиваются. Потому что в этих ведомостях как раз это неоднородность четко прослеживается. На мероприятии всех быстренько наградили без оглашения баллов и все разъехались. Вот и все критерии.
      Militta 8 марта 2014 Ответить
    • Понимаю Вас. На других площадках все висит с баллами, может не жаловаться в РСОШ, о обратиться в Оргкомитет олимпиады в Н.Новгород с просьбой вывесить все баллы, как на других площадках.
      Прежде, чем инициировать проверки с прокуратурой, подумайте о детях, у которых и так сложное время.
      В этом году у всех сложности с финансированием, вузовские преподаватели все задерганные, в отличие от школьных учителей им никакой денежной прибавки нет, для них это выкладывание баллов лишняя нагрузка, но маловероятно, что кто-то из них будет унижаться фальсификацией. Скорее всего все посчитали правильно, тем более, что скан Вам прислали.
      Конечно, когда критерии есть все выглядит приличнее.
      В скобках ( если бы хотели протащить своего, то баллы бы завышали своим и делали бы это аккуратно, а не занижали другим). Татьяна Сизова 8 марта 2014 Ответить
    • Нет цели сделать пакость. Обращались в Н.Новгород.Ведомости вывесили потом сняли, сказав , что это внутренний документ. А вопросы , которые задаем- демагогия , прикрытая борьбой за справедливость. Есть разночтения в критериях оценки, которые не были доведены до участников и сейчас непонятны. Матрица теста оценивалась в 100 баллов, потом по словам организаторов Н.Н "приводилась" к 50 баллам, т.к общий результат оценивался 50 тест/ 50 работы. В тесте была еще и задача в 25 баллов.

      А так, видимо и есть, как вы написали в скобках. По этой "внутренней" ведомости, краткосрочно вывешенной на сайте ( потом ведомость сняли), когда начали сравнивать баллы и возникло это разночтение по максимально возможному баллу-125, 75, 50, 100 баллов. Militta 8 марта 2014 Ответить
    • Мы пока ничего не инициируем. Хотим все же от организатором получить ответ по критериям оценки теста и максимальному балу за него для ВСЕХ участников. Организаторы из Н.Н ответили, это " не в вашей компетенции". Militta 8 марта 2014 Ответить
    • Если есть правила и порядок, общие для всех, их нужно выполнять. Это не вызывает сомнение ни у кого.

      Да, давайте также подумаем о детях, которым в прошлом году нарисовали липовый ЕГЭ и они пошли потом в вузы наравне с детьми, которые его честно оттрубили.
      Я тоже преподаю в вузе и прекрасно вижу всю эту картину с отчислениями студентов со 100 бальным ЕГЭ.
      Вот до тех пор,пока все только руками помахали и разошлись без конкретных действий, это действительно, демагогия. Militta 8 марта 2014 Ответить
  • Хотелось бы верить в честность проводимых олимпиад, но увы некоторые факты говорят об обратном.
    Про химию уже сказано столько и что, результаты пересмотрены? Нет.
    Пару лет назад по иностранным языкам то ли на Ломоносове, то ли на ПВГ (запамятовала уже) в задания вкралась неточность, ответить правильно могли только те, кто точно знал КАК НУЖНО отвечать, победителями стали ребята, набравшие 100 баллов, а призерами 99. Те же, кто набрал 98 не стал ни кем.
    Свежий пример. Олимпиада "будущее медицины" - задания в открытом доступе, этап заочный, ниже текст задачи, которая поставила в тупик не только ребенка, но и нескольких учителей ( пришлось проконсультироваться), а один прямо предположил, что ПРАВИЛЬНО ОТВЕТЯТ ТОЛЬКО ТЕ, кто НУЖНО.
    Задание № 4
    Генетическая задача
    Доминантный аллель темной масти «А» доминирует над рецессивным аллелей белой масти «а». 350 самцов в данной популяции имеют доминантный аллель «А». Самки: 140 имеют генотип АА, 260 Аа и 100 аа. Определите частоту генов и генетическую структуру популяции в F1. (20 баллов) Татьяна Сизова 7 февраля 2014 Ответить
    • Да, орфография в задаче - авторская. Татьяна Сизова 7 февраля 2014 Ответить
    • Свеженькое решение по Московской физической (8-10 классы) обосновано якобы чтобы не пострадали те, кто по многим предметам участвует. Так таких я уже знаю - пожертвовали лингвистикой (там результат по сумме туров), пришли на физику... А оказалось - зря пришли, можно было и 23-го приходить.

      Получается, обоснование-то липовое. Реально кто-то слабо выступил и понадобилось дать ему вторую попытку? ВВВ 9 февраля 2014 Ответить
    • Почему липовое обоснование? Жаль, что только с 8-го класса, моему ребенку пришлось лингвистикой пожертвовать (потому что у седьмых тур по физике только один). Но если б она была в 8 классе, то воспользовалась бы такой возможностью. машарастеряша 11 февраля 2014 Ответить
    • Липовое потому, что было принято после тура, а не до. Знали б - выступили б по-другому. ВВВ 16 февраля 2014 Ответить
    • организаторы это называют "легкими" вопросами, понятными всем. Это самый больной вопрос, также как и вопрос, кто пишет учебники для нынешних школьников. Militta 7 марта 2014 Ответить
    • Дело не в том, что задача сложная. В этой задаче НЕ хватает данных.
      Сейчас уже есть ответ, и... Оказалось, что самцов столько же сколько самок....
      На каком основании??? Логичнее же предположить, что соотношение генотипов одинаковое? Татьяна Сизова 8 марта 2014 Ответить
  • Ладно б одни жулики, которые сами олимпиад не проводят! Интересно, почём у организаторов МОШ по экономике стоит Product Placement в самой уязвимой к рекламе группе - младшеклассников? ВВВ 6 марта 2014 Ответить
  • Войдите на сайт Чтобы комментировать, войдите через соцсеть, которой пользуетесь: Вконтакте Фейсбук Гугл Мейл.ру Яндекс