Москва
Cтатья

Знатоки шести наук съехались на олимпиаду по обществознанию

С 5 по 11 апреля в подмосковном пансионате «Вороново» проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, организованный Высшей школой экономики. Корреспонденты Olimpiada.ru выяснили, какие испытания пришлось пройти школьникам, почему никто не может посоветовать, как лучше готовиться соревнованиям по обществознанию, и отчего команда Москвы - самая многочисленная.
Редакция сайта 12 апреля 2014
 Обществознание

С 5 по 11 апреля в подмосковном пансионате «Вороново» проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, организацией которого занималась Высшая школа экономики. Корреспонденты Olimpiada.ru выяснили, какие испытания пришлось пройти школьникам, почему никто не может посоветовать, как лучше готовиться к соревнованиям по обществознанию, и отчего команда Москвы — самая многочисленная.

Всего в финале всероссийской олимпиады по обществознанию были представлены 60 регионов, на соревнования приехали 244 школьника из 270 приглашенных. Двумя основными причинами пропуска олимпиады являются участие в других финалах или болезнь, считает заместитель сопредседателей оргкомитета, ученый секретарь ВШЭ Наталья Юрьевна Савельева.

В олимпиаде было три тура. В первом участники должны были верно ответить на вопросы из нескольких областей наук: социологии, политологии, юриспруденции, экономики, философии, культурологии. Во втором — писали эссе, в третьем — критически разбирали отрывки научных трудов и философских сочинений.

 

Показ работ Участник заполняет заявление на апелляцию

Тематика эссе в этом году расширилась: раньше участники писали их по кратким высказываниям ученых мужей, теперь к этому добавилась возможность написать эссе по картине, например, по «Постоянству памяти» Сальвадора Дали.

Разработчики заданий не ставили цели таким образом проверить знание истории искусства или наличие навыков анализа художественных произведений. «Это как в школе — есть сочинения по строго определенным темам, а есть — на вольную тему. Картины — это сочинение на вольную тему», — объяснил корреспондентам Olimpiada.ru председатель центральной предметно-методической комиссии по обществознанию, замдекана факультета философии ВШЭ, профессор кафедры практической философии Дмитрий Михайлович Носов.

У одиннадцатиклассников в последнем туре было дополнительное задание — оппонирование, пятиминутная защита своего мнения о чужом тексте перед комиссией. За него можно было получить повышающий коэффициент к баллам, максимум — 1,2.

В рамках школьной программы

Задания олимпиады по тематике не выходят за рамки школьной программы, хотя требуют гораздо более глубоких знаний. Однако есть два типа заданий, которые не входят в школьный курс обществознания, пояснил Дмитрий Михайлович. Это задания по логике и культурологии. Под логикой понимается общая способность к рациональному мышлению, задания по культурологии требуют от школьников базового культурного уровня.

«Мы осознанно включаем задания (по логике) в нашу олимпиаду. Любая другая олимпиада — по физике, химии, математике, биологии — проверяя знания школьника в своем предмете, заодно проверяет и его общенаучные компетенции. А олимпиада по обществознанию, распавшаяся на шесть автономных областей, проверяет лишь каждую из них», — сказал он.

Самое сложное задание

Школьники по-разному отвечали на вопрос, какие задания показались им самыми сложным.

«(Самым сложным был) первый тур, потому что там были включены и экономика, и политология — все науки и дисциплины. Думаю, что по экономике нужно готовиться лучше, потому что там сложные задачи, а также больше работать с трудами философов», — сказала Виолетта Котова, десятиклассница из Оренбурской области.

 

Участницы из Оренбургской области Все отмечают прекрасные бытовые условия и отличную организацию мероприятия

«На мой взгляд самым сложным было оппонирование. Тексты (для оппонирования) давались достаточно сложные, неоднозначные, и в условиях нервного напряжения и ограниченного времени сложнее внятно оппонировать автору, который все-таки умный человек и думал над этой проблемой, возможно, всю свою жизнь, а ты должен (его мысль) оспорить за три часа — это и сложно», — объяснила Гарцева Полина, одиннадцатиклассница из Челябинской области.

Как подготовиться к победе

Как нужно готовиться к олимпиаде, чтобы выиграть, корреспонденты Olimpiada.ru спросили у абсолютного победителя в 11 классе Куликова Антона из Удмуртской республики.

Абсолютные победители в своем классе Касьян Ярослав, Куликов Антон, Васильева Елизавета

«Когда у меня есть свободное время, я для удовольствия читаю своих любимых авторов, вот и вся моя подготовка», — ответил он и пояснил, что он посещал занятия в школе — собственно обществознание, экономику, историю и факультатив по праву, а в остальное время занимался самостоятельно, читая ту литературу, которую рекомендовали ему родители и учителя.

Выступление «1/2 оркестра» и бессменный символ «Вышки» на торжественном закрытии олимпиады

«На олимпиаде по обществознанию мы фактически имеем задания по шести наукам. Кто-то может быть очень хорош в одной области, но слабее в других. И давать советы, как готовиться, чрезвычайно сложно. Это как спортивное многоборье где человек побеждает по сумме баллов. Он может ни в одном из видов состязаний не занять первого места, а в итоге оказаться чемпионом. Так что тут нельзя какую-то стратегию нарисовать, которая будет выигрышной», — прокомментировал вопрос о подготовке к олимпиаде Дмитрий Михайлович.

Исторически сложившийся состав жюри

Работы школьников проверяло жюри, состоящее из вузовских преподавателей и школьных учителей. Члены жюри представляли разные вузы: Московский государственный университет, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московский городской педагогический университет, Московский институт открытого образования, Иркутский государственный технический университет. Большая часть членов жюри — из ВШЭ. Не смогли приехать на олимпиаду представители Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, а также Московской гимназии 1552.

Перед передачей жюри работы шифруют - участник надписывает свою тетрадку, затем на ее обложку и на первую страницу наклеивают присвоенный ему шифр, а обложку отрывают и до поры хранят отдельно. Каждую работу проверяют два специалиста, если они не сошлись во мнениях, - привлекают третьего.

Состав жюри во многом сложился исторически, пояснил Дмитрий Михайлович. Он рассказал, что олимпиаду по обществознанию в 2001 году создал Сергей Иванович Козленко, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования. Он же начал формировать состав методической комиссии и жюри. Изначально в него входили в основном школьные учителя и работники системы педагогического образования, которые затем привлекли к проведению соревнований коллег из МГУ. Четыре года назад к этой работе подключилась Высшая школа экономики. Она помогла решить проблемы с финансированием мероприятия, кроме того, ее преподаватели стали принимать участие в разработке и оценке заданий.

Олимпиада превращается из всероссийской в московскую?

В этом году изменился принцип отбора участников на заключительный тур. Как и раньше, в финал выходят все, кто набрал баллов больше определенного порога. Однако до сих пор те регионы, в которых таких участников не нашлось, все же могли отправить на финал по одному участнику.

«В этом году этот принцип отменили — (участники) проходят только по баллам. С одной стороны, в этом есть плюс, и у нас в этом году нет нулевых работ. В прошлом году были работы, за которые люди получали ноль баллов. Но реализация этого принципа имеет негативные последствия. Это значит, что в регионе и в будущем не появится участников заключительного тура. Не будет тех, кто знаком с методикой проведения (финала), приезжают ведь не только школьники, но и сопровождающие, которые видят, какие требования предъявляются, как оцениваются работы, и это влияет на то, как в республике, крае, области дальше готовят своих представителей», — прокомментировал нововведение Дмитрий Михайлович.

Он также рассказал, что одним из следствий этих изменений стало увеличение команды Москвы, от которой в этом году на олимпиаду поехало 63 человека против прошлогодних 54. Поскольку уровень подготовки в Москве высок, получилось, что московские школьники прошли в финал вместо тех ребят, которые в прошлом году могли поехать благодаря квоте.

«В конце концов это будет олимпиада Москвы и Московской области, если не давать квоты тем регионам, чьи представители не проходят в заключительный тур. Все-таки это всероссийская олимпиада, и все регионы должны быть представлены», — считает Дмитрий Михайлович.

В определении того, сколько участников поедет на финал от того или иного региона, по мнению председателя методкомиссии, есть и другая проблема — несопоставимость результатов работы жюри на региональном этапе. Так, показав хороший балл на региональном этапе, в финале школьники могут выступить хуже ребят из другого региона, балл которых на предыдущем этапе был не столь высок.

«Мы в этом году сделали детальные критерии для регионального тура. С одной стороны это плохо, потому что уменьшает свободу членов жюри — все-таки творческие работы проверять по шаблону очень сложно, но, с другой стороны, это единственный путь к тому чтобы унифицировать критерии оценки во всей стране», — сказал Дмитрий Михайлович.

Следите с нами за финалом всероссийской олимпиады школьников на специальной странице.

Екатерина Боровикова
Мария Трегубова