Москва
Cтатья

Математические соревнования или как добиться успеха, работая в команде

Как проходит Московская устная командная олимпиада по математике, зачем математикам работать в команде и как решиться на участие в олимпиаде - читайте об этом в нашем материале и узнайте все подробности из первых уст!
Анастасия Орлова 23 декабря 2014
 Математика

В минувшие выходные в столице прошла Московская устная командная олимпиада по математике для 9-11 классов. Тридцать команд юных математиков съехались на соревнование из разных школ и математических кружков города.

На этой олимпиаде ребята могут не только попробовать свои силы в решении сложных задач, но и подготовиться к региональному этапу всероссийской олимпиады, который начинается уже в середине января.

Какие задачи подготовили для ребят организаторы, и почему так необходимы командные соревнования? За ответами мы отправились в школу № 1511, где собрались 10-е классы.

Непростая задача

Соревнование традиционно проводится в трёх лигах - 9, 10 и 11 классов. В течение четырёх часов участникам необходимо решить 8 задач, которые сдаются устно. На каждую даётся всего три попытки. К тому же один участник может сдать не более трёх задач. Задания отбирают из III и IV этапов всероссийской олимпиады разных лет. По правилам на олимпиаде нельзя пользоваться книгами, компьютером и даже калькулятором.

Участникам приходилось рассчитывать только на свои силы и поддержку команды. Бурное обсуждение, громкие споры и стук карандашей разносились по всей школе! Особенно яростно спорили ребята о том, кто же будет представлять решение строгому жюри.

Несмотря на то, что математические задачи требуют сосредоточенности и концентрации внимания, соревнование проходило в очень эмоциональной атмосфере. Ребята переживали, старались доказать друг другу свою точку зрения. Но настоящие математики привыкли решать научный спор отнюдь не кулаками. Когда умеешь работать в команде, то всегда можно договориться.

Соревнуясь - учимся

Большинство ребят приезжают на состязание уже несколько лет подряд. «Если дети уже привыкли к олимпиадам, прониклись ими и делают хотя бы минимальные успехи, они с удовольствием приезжают, несмотря на всю свою занятость», - заметил один из главных организаторов олимпиады, сотрудник Московского центра непрерывного математического образования Александр Давидович Блинков.

Но не всё зависит от самих школьников. Очень важна поддержка учителя.

«Многое зависит от учителя или руководителя, - объясняет Александр Давидович. - Мы своё отношение передаём детям. Если они привыкают, что олимпиады являются составной частью учебного процесса, то для них это совершенно естественно, что помимо учёбы в школе они участвуют в соревнованиях. Есть учителя, которые считают, что олимпиады не нужны. Имеют полное право, если они при этом со школьниками занимаются чем-то другим. Тут надо понимать, что всё равно с детьми надо чем-то заниматься вне уроков, если вы хотите от них успехов в математике».

Успех – это движение

Глядя на сосредоточенные лица школьников, невольно задумываешься: «Зачем тратить столько усилий и времени на олимпиады»?

Некоторые участвуют в соревнованиях, чтобы набраться опыта, получить новые знания, и что-то доказать себе или окружающим. Другие хотят подготовиться к вступительным экзаменам в желанный вуз. Ответов может быть много, каждому - свои. Но как понять, добился ли ты того, к чему стремился?

У Александр Давидовича есть мнение на этот счёт: «Успех – это не призы. Если ты в этом году решил задач больше, чем в предыдущем, это успех. Это значит, что ты движешься».


Смотрите фотоотчёт с соревнования в нашей группе Вконтакте и следите за новостями!