Москва
Cтатья

ШБО: наука мыслить

Школьная биологическая олимпиада в 65 раз прошла на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Почему олимпиада остаётся любимой традицией многих, кто такие «церберы» и «пенобетония» - читайте наш репортаж с практического тура.
Анастасия Орлова 26 марта 2015
 Биология

Школьная биологическая олимпиада 2015 года (далее ШБО) завершилась 23 марта. Соревнование проходило в течение месяца в три тура: письменный, практический и в формате индивидуального собеседования. Корреспонденту Olimpiada.ru удалось побывать на втором туре, который, пожалуй, является самым интересным и долгожданным для юных биологов.

Об этой олимпиаде написано много хвалебных статей, и это немудрено. Размах мероприятия, соблюдение традиций, интересные задания и радостные глаза школьников – всё это является неотъемлемой частью ШБО вот уже 65 лет!

Мимо церберов не пройти

При входе ребят встречали дружелюбные волонтёры, которые переговаривались друг с другом по рации - практический тур охватил пять этажей биологического факультета МГУ, и без дистанционной связи было не обойтись.  Участникам выдавались бегунки, и «церберы» провожали всех в общий зал, где организаторы говорили вступительное слово.

Остановимся на понятии «цербер» чуть подробнее. Это слово, написанное на бейджах студентов, меня, поначалу, смутило. Всё оказалось не так страшно: «церберы» отвечают за порядок, дежурят в коридорах, помогают детям не заблудиться, следят за тем, чтобы в аудитории не входили посторонние.

Юный биолог – повод для гордости

Помахав родителям и учителям и услышав заветное «Ни пуха…», школьники отправились на соревнование, а взрослые оставались ждать в коридорах. С родителями участников олимпиады всегда приятно поговорить, тем более, что они сами с удовольствием делятся своими мыслями:

- Любит биологию и естественные науки. Мы его поддерживаем, всё-таки первый раз на таком масштабном мероприятии.

- Все это беганье по кабинетам очень волнительно, и мы не знаем, чего ожидать.

- Сам проявил инициативу и захотел поучаствовать в соревновании. Биология интересна мне тоже, потому что она интересна моему ребенку.

- Надеемся ли на победу? Конечно, зачем же приходить, если не хочешь выиграть?

- Все сама постигает, всем интересуется. Думаем, это лишний повод для гордости.

Без ШБО – никак!

В ожидании соревнования, ребята листали учебные пособия и обменивались мнениями. Те, кто уже знал друг друга по школе или по прошлым олимпиадам, активно общались и, казалось, совсем не волновались перед предстоящим состязанием.

Нам удалось поговорить с тремя приятелями – Викой, Севой и Дашей. Сева на олимпиаде первый раз, и девочки его предупреждали, что будет достаточно сложно. Даша поделилась семейной историей: «Моя мама сама участвовала в олимпиаде и, можно сказать, привела за ручку и меня».

Серьёзный молодой человек Даниил рассказал: «Я участвовал и в других олимпиадах, всероссийской, различных биологических и биолого-географических - у нас профильный класс, я с 6 класса участвую в ШБО, каждый год прохожу до 2 тура, и каждый год одного балла не хватает! Кстати, на эту олимпиаду я готовился более 100 часов. В следующем году обязательно буду участвовать - без ШБО никак»!

«Считаю, что это лучшая олимпиада по биологии, потому что над заданием надо подумать, - рассуждал Кузнецов Александр, ставший, кстати, призёром среди 11 классов, - здесь не нужно знать какие-то сухие факты, как в других олимпиадах, в которых необходимо зубрить, например, сколько эритроцитов в кубическом миллиметре. В реальной жизни это не пригодится, ведь если ты захочешь это узнать, то просто где-нибудь найдешь, заучивать - это бесполезно. Тут нужно соображать, что-то знать, а ещё здесь проходят интересные практические опыты. Я участвую с 8 класса. Думаю, эти стены станут для меня родными».

Свои детские впечатления вспомнила и Екатерина Черткова, бывшая участница ШБО и неоднократный призёр, ныне организатор, член оргкомитета, куратор этапов олимпиады: «Мои отношения с ШБО нежные, долгие и трепетные…Когда я была участницей, больше всего любила общаться с преподавателями, потому что они умели объяснить, как правильно, показывали на примерах. И сейчас я стараюсь так же общаться со школьниками».

Хорошая традиция

Когда дети стали расходиться по кабинетам, одна группа чуть задержалась в актовом зале. Они не бежали вслед за остальными участниками, а держались вместе и внимательно слушали наставления своей учительницы. Татьяна Владимировна рассказала, что привезла группу школьников из Тулы и привлекает детей на олимпиаду регулярно в течение целых 26 (!) лет. «Главный элемент подготовки – это работа со школьниками, уроки. Первый тур был сложный, и из 50 человек на второй прошли только 12. Вопросы требуют сообразительности, креативности, и у некоторых это не всегда хорошо получается. Олимпиады как раз способствуют тому, чтобы человек открылся, мог себя показать, максимально раскрыть и развить себя».

На вопрос: «Как же изменилась олимпиада за эти годы», Татьяна Владимировна ответила: «Дух и традиции соревнования сохраняются. Здесь всегда встречают очень хорошо, стараются оценить знания детей как можно более объективно. Если что-то в мире стабильное и постоянное, то это, наверное, ШБО».

Путешествие по разделам биологии и встреча с пенобетонией

Во втором туре ребятам нужно было обойти 19 аудиторий за 7 часов. Каждый кабинет представлял раздел биологии: орнитология, зоология, физиология, генетика и другие. Участники отвечали на вопросы жюри, записывали свои ответы, получали оценку и переходили в следующий. Самые большие очереди были перед кабинетами, в которых находились наглядные пособия различных млекопитающих, земноводных, птиц и рыб. Такого разнообразия чучел в школах просто не бывает, на факультете же биологии МГУ экземпляров предостаточно, и ребята с удовольствием рассматривали их и отвечали на вопросы жюри.

Подробнее о практическом туре рассказал Сергей Александрович Крылов, член жюри, работает в оргкомитете олимпиады уже 29 лет: «На втором туре важно не само знание экземпляра, ведь я могу взять в руку, на первый взгляд, непонятно что (демонстрирует колбу с неизвестным мне беспозвоночным, - прим. ред.), но я не спрашиваю, кто это. Я спрашиваю, как вы думаете, кто это, какой образ жизни может вести такой организм, на суше, или на воде, чем он может питаться. Понятно, что ребёнок не учился на биофаке и у него нет знаний такого уровня – главное понимание того, что и зачем нужно. Я стараюсь вывести ребёнка на правильный ответ. Это называется «обучение во время экзамена».

Биологи очень любят шутить. Так, например, в кабинете «Зоология беспозвоночных» есть экземпляр - «пенобетония» - комок спиралевидной застывшей монтажной пены. Нельзя отрицать, что так тоже может выглядеть животное, и ребёнок предполагает его образ жизни, описывает похожие существа. Сергей Александрович заметил: «Сейчас, к сожалению, в школе детей загоняют в некоторые рамки, а мы учим их мыслить шире. На олимпиаде ребята демонстрируют свою способность к мышлению, широкий кругозор – в первом туре очень необычные вопросы, на которые можно дать не менее пяти ответов. Второй тур достаточно сложный, поскольку на нём демонстрируются практические знания. Третий тур - это индивидуальное собеседование, на котором рассматриваются несколько областей знаний, и жюри смотрит, насколько человек осведомлён в биологии в целом».

Биология – наука не для слабонервных

Спустя два часа прогулки по аудиториям можно сделать вывод: биология – наука не для слабонервных. Цветкова Мария, студентка первого курса и регистратор кабинета энтомологии подтвердила это мнение: «Если вас пугают вскрытые животные, кровь и прочее – эта наука не для вас».

«Часто на биологический факультет рвутся люди, которые любят природу и животных, - рассказал Сергей Александрович, - но любить их и проводить эксперименты с этими же животными, исследовать их в неестественном состоянии – совершенно разные вещи».

Пройдя все кабинеты, ребята оставляли анкету в последнем месте своего посещения и довольные уходили домой. Результаты объявляли тем же вечером, и приглашали финалистов на третий тур.

Награждение победителей и призёров состоится 11 апреля 2015 года. Участникам вручат дипломы и грамоты, а также памятные подарки – книги. Причём призы стараются подбирать под индивидуальные предпочтения школьника, которые они указывают в анкете ещё на первом туре в графе «любимые области биологии».

ШБО учит думать

Если после прочтения у вас ещё остались сомнения: «А что, если…», и «Стоит ли мне пробовать в следующем году» - на них есть авторитетные мнения членов жюри олимпиады.

Сергей Александрович: «Идти на ШБО стоит всем, кто хочет проверить свои силы, использовать креативное мышление. Здесь нет проигравших. Помните - у нас в голове заложено очень многое, достаточно научиться этим пользоваться. Сюда приходят попробовать свои силы даже те, кто никогда не интересовался биологией, но хочет научиться мыслить».

Екатерина Черткова: «Олимпиада неплохо учит думать, отбирает школьников, которые могут мыслить в биологическом ключе. Нужно иметь знания не только о внутреннем строении, но и о живой природе в целом. Ребята могут идти по лесу, и они должны знать, что вокруг них. Надо понимать, что именно происходит, почему та или иная птица улетает, чем она питается, почему бы ей просто не жить в тех или других условиях. Очень важен вопрос «почему?». Практически все области науки связаны через эти вопросы: «зачем?» и «почему?».

Беседовала и боялась мёртвых черепах

Анастасия Орлова


Читайте также смешные перлы на специальной странице олимпиады и смотрите фотоотчёт в группе ВКонтакте!