Москва
Cтатья

День Победы: школьные олимпиады во время Великой Отечественной войны

9 мая 2015 года праздновали 70 лет со дня, когда закончилась Великая Отечественная война, самая кровопролитная, самая масштабная в истории России. Во время войны было сложно и зачастую опасно не то что проводить предметные олимпиады, но и даже просто учить детей в школах. Однако есть исторические свидетельства того, что даже в те тяжелейшие годы проводились соревнования для одарённых детей!
Егор Беликов 8 мая 2015

Сегодня празднуют 70 лет со дня, когда закончилась Великая Отечественная война, самая кровопролитная, самая масштабная в истории России. На всех фронтах Второй Мировой воевали солдаты из СССР. Никто не забудет тех жертв, которые понесла наша Родина ради мира на земле.Во время войны было сложно и зачастую опасно не то что проводить предметные олимпиады, но и даже просто учить детей в школах. Однако есть исторические свидетельства того, что даже в те тяжелейшие года проводились соревнования для одарённых детей.

Доподлинно неизвестно, но считается, что в 1942–1943 годах Московская олимпиада школьников по физике не проводилась. Её попросту некому было организовать: сотрудников физфака МГУ эвакуировали в октябре 1941 года сначала в Ашхабад, а с июня 1942  в Свердловск (ныне Екатеринбург). Но уже в 1944 в Москве провели очередную, четвёртую олимпиаду по физике. Это единственное интеллектуальное соревнование, которое проводилось в военное время, и условия которого сохранились. Они по сей день доступны в книге «Задачи московских городских олимпиад по физике 1986-2005. Приложение: олимпиады 2006 и 2007» (страницы 595–596).

Эта олимпиада была рассчитана главным образом на учащихся 9 и 10 классов. Однако в ней принимали участие также и школьники помладше, из 7 и 8 классов. Перед первым туром профессор С. Э. Хайкин прочитал лекцию по гидро- и аэростатике и гидро- и аэродинамике. Перед вторым туром была лекция профессора Г. С. Ландсберга об электричестве и магнетизме. Задачи, предложенные на олимпиаде, являются вопросами к этим лекциям.

Вероятно, во время эвакуации была проведена еще одна олимпиада, но никаких документов о ней не осталось. Её возможное существование подтверждает следующий факт. Если считать, что олимпиада проводилась в 1939, 1940, 1941, 1944, 1945 годах и далее ежегодно, то олимпиада 2005 года должна была бы иметь номер 65, а официально она проводилась как 66-я. Конечно, это может быть результатом допущенной когда-то арифметической ошибки. Также возможно, что в годы войны (1942, 1943) на самом деле была проведена ещё одна олимпиада, от которой «сохранился» только номер (а остальные материалы не найдены).

По той же причине, из-за переезда МГУ из Москвы во время боевых действий, в 19421944 произошёл трёхлетний перерыв в проведении Московских олимпиад по математике. В эти годы московские математики провели состязания в Ашхабаде и Казани.

Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад по химии, как и по другим предметам, но уже с 1944 года по инициативе химического факультета МГУ стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская химическая олимпиада школьников. 

В 1943 году в Ленинграде Городской отдел народного образования организовал Олимпиаду детского творчества, которая включала, в числе прочих, соревнования по химии. Понятно, что в то блокадное время нелегко было привлечь школьников к участию в данном мероприятии  свои работы (а тогда олимпиада проводилась в форме собеседования по докладам) представили только 20 человек.

Удивительный подвиг совершил советский народ, но не менее удивительно, что даже в те тяжелые военные годы научные работники и энтузиасты проводили школьные олимпиады и поддерживали знаниями одарённых детей, из которых впоследствии выросли талантливые учёные.

Спасибо Виталию Арнольду и Вадиму Ерёмину за помощь в подготовке этого материала.