Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на beta.olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


18.09.2017 «Я всем олимпиадникам рекомендую учить английский» – руководитель международной сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов11.09.2017 Духван Ли: «В науке очень важно видеть общую картину»01.09.2017 Первое сентября: новый учебный год и новый сайт!29.08.2017 Страницы олимпиад: всё, что нужно, в одном месте28.08.2017 Москва принимает гостей. В столице проходит вторая олимпиада мегаполисов26.08.2017 Где я, или как разобраться в олимпиадах новичку. Советы от Olimpiada.ru24.08.2017 Время перемен. Olimpiada.ru обновится в сентябре22.08.2017 10 ответов на вопросы о всероссийской олимпиаде школьников04.08.2017 Как устроены лингвистические олимпиады01.08.2017 Представление сборной России. Международная географическая олимпиада
все регионы | Математика14 апреля 2016 15:10

Как решить задачу про мудреца, или игра на выигрышную стратегию

1 декабря стартует основной тур онлайн-олимпиады "Плюс" для учеников 1-4 классов. Он продлится до 7 декабря. О том, какие бывают задачи-обучалки, сколько решений может быть в одной задаче, как обыграть мудреца и многом другом читайте в материале.


Вот уже четвертый раз проходит олимпиада "Плюс" для учеников первых-четвертых классов. Она не похожа на другие интеллектуальные соревнования. Хотя бы потому, что это и не соревнование вовсе. Олимпиада "Плюс" нужна для того, чтобы показать детям, что математика – это красиво, и напомнить о том, что это совсем не только скучная арифметика. Решать задачки – интересно и увлекательно.

Олимпиада для отличников и троечников

Как известно, Петруша Гринев из пушкинской "Капитанской дочки" еще до своего рождения был записан в Семеновский полк. Так было принято. Сегодняшние родители тоже, вскоре после рождения своего ребенка, если и не могут сразу записать его в МГУ или в Высшую школу экономики, то начинают делать всё, чтобы в будущем ему удалось туда попасть. А потому, с самого детства его начинают усиленно учить всему и вся. И, как только появляется возможность поучаствовать в каких-либо соревнованиях, вовлекают малыша в этот процесс. И все бы, вроде, неплохо, но, в случае неуспеха – возникает разочарование в учебе, иногда ставящее крест на будущем способного ребенка. Ведь детей, особенно маленьких, обязательно нужно хвалить, а не ругать – это стимул к их движению вперед.

Про олимпиаду для младшеклассников "Плюс" кто-то тоже может подумать как про очередной изнурительный конкурс. Но это совсем не так. Во-первых, олимпиада не дает никаких преимуществ при… нет, ни при поступлении в вуз, ни при переводе в математический класс. Это онлайн олимпиада, по форме похожая на компьютерную игру, в которой участвуют дети с 1-го по 4-й класс со всего света: из больших и малых российских и нероссийских городов и сел. В прошлом году было 400 000 человек, в этом – еще больше.

Это не просто олимпиада, текстовые задания которой выложены в Интернете, и ученикам остаётся только ввести ответ. Это интерактивное онлайн соревнование, аналогов которому нет в мире. По словам одного из его организаторов, Ивана Коломойца, создателя образовательного интерактивного сервиса для младшеклассников "uchi.ru", многие задачи здесь показаны с помощью анимации, объемные фигуры можно увидеть в мультике со всех сторон, а в целом почти все задачки даются в форме интерактива (сделал шаг, понял первую часть условия и получил доступ к следующему). Интересно? Еще как! Как в компьютерной игре. В общем, по словам Ивана Коломойца, "олимпиад с такими типами заданий в мире не бывает. Это абсолютно оригинальный концепт". Добавим, что форма и содержание здесь находятся в диалектическом единстве.

И еще: это совсем не та олимпиада, на которую учителям стоит отправлять только отличников. Просто потому, что большинство задач не похоже на те, которые чаще всего встречаются в школьном курсе, и не требуют углубленных знаний традиционной математики. Зато эти задания помогают понять, насколько ребенок способен мыслить самостоятельно, насколько может решать нестандартные задачи. Увы, в некоторых школах учителя всё равно сажают решать эту олимпиаду не всех учеников, а только тех, кого они сами выберут, а остальных запугивают словами типа "а ты уверен, что справишься? а ты точно решишь?" Это обидно, ведь организаторы старались сделать именно массовую олимпиаду.

После того, как учитель зарегистрировал своих учеников, и получил для каждого из них свой пароль, проходит пробный тур. Он нужен для того, чтобы дети потренировались с решением неформатных задач и вообще посмотрели, что это за олимпиада. А ещё через несколько дней начинается основной тур. Его тоже можно писать в классе, а можно – дома. Главное – чтобы был современный компьютер и быстрый Интернет. Все происходит в один день, причем, начинать можно в любое время, необязательно с утра. Главное – уложиться в 60 минут.

Классические задачи

Для того, чтобы лучше понять, какие задачи предлагаются на такой олимпиаде, мы поговорили с их создателем – Женей Кац. Она - игровой педагог, автор тетрадей "Необычная математика", "Математика плюс" и книг "Математика в твоих руках", "Математика вприпрыжку", "Пирог с математикой", автор развивающих занятий для малышей и популярного блога janemouse.ru.

Женя уточнила: "Понятно, что для этого возраста мы берем классические задачи. Иначе говоря, мы не всё сами сочиняем, а некоторые известные задачи отбираем и модифицируем, придумываем к ним обучалки и анимацию. На занятиях в школе и на других олимпиадах задачи даются в виде текста. Но в этом возрасте не все дети способны его правильно понять. Бывает, что задачу прочитали, но не поняли, что означает, например, выражение "в самом худшем случае". В такой ситуации лучше всего детям каждую задачу пояснять. И, пользуясь тем, что олимпиада интерактивная, мы даём подсказки: например, сначала нужно посмотреть задачу в анимационной форме, а потом, поняв ее суть, приступить к решению. То есть, пока ты не сделаешь подготовительного задания, не приступаешь к самой задаче".

Например,  задача "я больше тебя", в ней одно число может сказать другому "я больше" при помощи стрелочки.

Если у нас на экране нарисовано два домика для чисел, и от одного к другому идёт стрелка, то дети должны понять - в какой из домиков "поселить" большое число, а в какой - маленькое. Мы предлагаем им числа 2, 3 и 6, и они могут выбрать любое из правильных решений: 6 больше, чем 2, или 3 больше, чем 2, или 6 больше, чем 3. А вот если они расставят два числа неправильно, появится пояснение-подсказка.

И пока дети не справятся с задачей-обучалкой про два домика, они не могут перейти к решению основной задачи.

Но если ты заявишь, что 3 больше, чем 6, тебе скажут: нет, стрелочка идет от большего к меньшему. Попробуй еще раз. Это происходит онлайн, и создатели олимпиады пользуются преимуществами такой формы. То есть, происходит пошаговое объяснение. Подготовительный  этап может проходить в виде анимации или как в компьютерной игре.

Интересно, что некоторые, более трудные, задания попадают в пробный тур, который вообще не идет в зачет. Это нужно для того, чтобы ребенок познакомился с определенным типом задач - теми, над которыми нужно спокойно подумать некоторое время. Иногда – пару часов, а иногда пару дней или даже недельку. В декабрьской олимпиаде была задача про мудреца, похожая на игру. Вот ее условие: дана куча из одинаковых камушков и есть мудрец, который по каким-то своим правилам играет с твоим персонажем в игру. И мудрец, и персонаж, могут брать из кучи один, два или три камушка. Тот, кто забирает последний, тот и проиграл. Это классическая игра на выигрышную стратегию. Важно понять: сейчас выгодней ходить первым или отдать ход мудрецу. И это зависит от числа камушков.

Так вот, по мысли Жени Кац, такую задачу на основной олимпиаде не очень правильно давать (В основном туре нужно решать на скорость). "А у нас эта задача стояла в пробном туре, и в итоге про нее многие дети неделю думали, обсуждали с родителями, а родители обсуждали друг с другом на родительском собрании. По сути, эта игра спровоцировала обсуждение математических задач и в семьях, и в школах. Это такой способ привлечения внимания к тому, что математика может быть интересной, красивой. Что это – не только арифметика".

Ответов может быть много

Еще одна из вещей, которую авторы продвигают на этой олимпиаде, - в математике есть задачи, в которых не одно правильное решение, а много. Как в задаче с домиками и стрелочками "я больше тебя", например. То есть, важно приучить детей к мысли, что правильных ответов может быть несколько. И эта вещь в математике очень существенная. Жалко, что во многих учебниках детей приучают к тому, что ответ есть, и он всегда один.

Какова цель этой олимпиады? Может быть, доказать, что начинать заниматься этим предметом нужно как можно раньше? Вовсе нет: ее цель – во-первых, показать, что не вся математика такая, как в школе. А, во-вторых, продемонстрировать массовой аудитории то, что решать математические задачки бывает интересно. Что есть удовольствие от "подумать".

А еще – бывают дети, которые успешны в школьных уроках математики и неуспешны на такой  олимпиаде. И, наоборот, есть ребята, слабые в математике, с точки зрения учителя, которые прекрасно решают олимпиаду "Плюс". Почему? Просто некоторым ученикам ужасно скучно делать подряд 10 одинаковых школьных задач, поэтому они решают первую и сдают домашнюю работу, в которой выполнена одна десятая. И учитель не может поставить ему хорошую отметку (говорит: мальчик хороший, но ленивый).

Хочется тогда спросить: а что такое школьная "пятерка"? Но, оказывается, и тут проявляются важные навыки: это и умение читать условие, и способность правильно оформлять решение (ведь часто отметки снижают за не там поставленную точку). На олимпиаде "Плюс" меньше таких придирок к оформлению: проверка-то проходит на компьютере и плохой почерк не имеет значения.

И еще: некоторые дети более успешны в каких-то текстовых заданиях, арифметических, а в геометрии они плавают. А есть наоборот, те, кому геометрия понятней, они видят всякие наглядные штуки. "Мы показываем, что задачи в математике – разные, - говорит Женя Кац, -  кто-то успешен в одном, кто-то – в другом. И, если какой-то ребенок увидит, что бывают в математике задачи, которые ему нравятся, это уже успех нашей олимпиады".

Существует еще важный момент: задания составлены так, что хотя бы одну задачу дети обязательно решат. И это тоже психологически важно: не будет ощущения провала, безнадежности. Наоборот: нужно развиваться дальше.

 

Наталья Иванова-Гладильщикова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


31.07.2017 Как перевести японскую фразу, не зная японского26.05.2017 В музей с ребенком и с папой «под мышкой»23.05.2017 Александр Страхов: «Идея, предложенная маленьким ребенком, иногда более продуктивна с инженерной точки зрения»19.05.2017 Как стать Царем горы02.05.2017 В любой школе есть ребенок, который способен поехать на заключительный этап всеросса