Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Не нужно бояться олимпиад, надо пробовать

На чем стоит больше сосредоточиться – на подготовке к ЕГЭ или к олимпиадам? Нужен ли репетитор к тому и к другому? И почему не все могут подтвердить на Едином экзамене свои успехи на олимпиадах? Об этом мы поговорили с нынешними абитуриентами и с теми, кто уже закончил первый курс.

Для вчерашних школьников, а теперь – абитуриентов – наступило судьбоносное время: подача документов в вузы. Основная масса выпускников поступает туда по результатам ЕГЭ, но некоторая часть ребят, ставших победителями или призерами олимпиад высокого уровня, рассчитывают либо на зачисление без экзаменов, либо на 100 баллов на дополнительном вступительном испытании (например, в МГУ), либо на 100 баллов в зачёт ЕГЭ по профильному предмету. То, какая именно будет предоставлена льгота, зависит от уровня олимпиады (он может быть первым, вторым или третьим), а еще - от степени олимпиадного диплома.

На чем стоит больше сосредоточиться – на подготовке к ЕГЭ или к олимпиадам? Нужен ли репетитор к тому и к другому? И почему не все могут подтвердить на Едином экзамене свои успехи на олимпиадах? Об этом мы поговорили с нынешними абитуриентами и с теми, кто уже закончил первый курс.

И по олимпиадам, и по ЕГЭ

Ольга Локтионова, закончила в прошлом году Лицей № 1580 при МГТУ имени Баумана. Теперь она перешла на второй курс мехмата МГУ.  

- Расскажи, как ты поступала на мехмат, к чему больше готовилась?

- Я поступала и по олимпиадам, и по ЕГЭ.  Учителя нам говорили, что если вы ориентируетесь на технический вуз уровня МГТУ имени Баумана или чуть ниже, то удобней всего туда поступать через олимпиаду Бауманского. Она несложная, и нас два года к ней готовили. Эта олимпиада годится и для  вузов, принимающих по олимпиадам 2-го и 3-го уровней – МАИ, МАДИ и т.д. «Шаг в будущее» - соревнование 3-го уровня, дающее льготу в Бауманку и, например,  в Строительный университет. Если идти в МГТУ, легче всего написать проект для «Шага в будущее», что дает возможность поступать на конкретный факультет.

В том случае, если у вас выбор между МГУ, МФТИ и прочими топовыми учебными заведениями, то класса с 10-го стоит начать готовиться к олимпиадам 1-го уровня. Они дают либо льготу при поступлении без экзамена, либо 100 баллов по предмету (и нужно сдавать внутренний экзамен), либо 100 баллов за внутренний, дополнительный экзамен. Для поступления в МГУ, к тому же, надо готовиться к внутреннему испытанию и писать олимпиаду первого уровня. В МФТИ лучше участвовать в олимпиаде «Физтех», которая дает возможность поступить туда без вступительных экзаменов.

Я года полтора готовилась и к олимпиадам, и к внутреннему экзамену по математике в МГУ. Мы просто решали большое количество задач.

ЕГЭ не требует творчества

- У тебя сильный профильный лицей, поэтому, наверное, многие поступали в вуз по олимпиадам. Знаешь ли ты, как попадают в вузы ребята из массовых школ?

- Если говорить о людях из обычных, непрофильных школ, то они редко пишут олимпиады, потому что их к ним не готовят. Как правило, учат хорошо писать ЕГЭ, к которому нужно просто системно готовиться. ЕГЭ не требует никакого творчества. 

- А профильный ЕГЭ по математике? Там же есть очень сложные задачи в части («С»)?

- Я его писала, и он мне вообще никаких проблем не доставил. Мне нужно было просто подтвердить олимпиаду. И, хотя я решила всё и кое-какие баллы мне занизили, на апелляцию решила не ходить. Хватило набранных баллов для подтверждения  олимпиады.

- В каких олимпиадах ты добилась успеха?

- Я была призером олимпиады первого уровня СПбГУ по математике, олимпиады Бауманки по математике и физике и олимпиады МФТИ по физике. То есть, у меня было по 100 баллов по математике и по физике, и нужно было сдать только дополнительный экзамен на мехмате МГУ. Не делать этого имеют право лишь победители всероссийской олимпиады.

- Ты занималась с репетиторами?

- Только когда готовилась к внутреннему экзамену в МГУ. А по ЕГЭ я просто накупила пособий и занималась самостоятельно. В школе нас начали готовить к единому экзамену только в середине 11-го класса. Причем, в  основном – ко второй, более сложной части. Я знаю, что в обычных школах чаще всего готовят к первой части. Потому что на ней набирается основное количество баллов. В прошлом году можно было получить порядка 70 баллов за первую безошибочную часть и за первые два номера второй части. Этого было достаточно для того, чтобы подтвердить олимпиаду (в прошлом году - 65 баллов). Я готовилась к первой части потому, что там надо быть предельно внимательной, а мне не хватает именно этого.

- На мехмате много победителей и призеров олимпиад?

- Человек 10 поступили по всероссийской олимпиаде. У меня в группе таких - трое. Они действительно сильные.

- То есть, вывод такой: если ты хочешь поступить в сильный вуз, нужно ориентироваться на олимпиады?

- Это стоит делать, если тебя готовили к ним в школе и у тебя хватает уровня. Но тогда ты и ЕГЭ наверняка напишешь нормально, подтвердив олимпиаду. Как правило, это не сложно.

А всем остальным я могу посоветовать готовиться к ЕГЭ. На него легко натаскать. Ты можешь 11 лет учиться хорошо и на ЕГЭ отлично решить задачи, потому что ты понимаешь, как их решать, обладаешь знаниями. А можешь все решить потому, что тебя натаскали на это. Результат будет один и тот же. Может, поэтому вузы и устраивают внутренние экзамены и сильно завышают проходной бал. Чтобы отбирать людей с творческим складом ума.

98 баллов я бы без репетитора не набрала

Саша Бакиновская закончила в этом году Пироговскую школу и собирается поступать по результатам ЕГЭ в РГГУ, на лингвистику.

- Почему ты поступаешь по ЕГЭ, а не по олимпиаде?

-  Может быть, стоило больше уделить внимания подготовке к олимпиадам, потому что, мне кажется, что если хорошо пишешь олимпиаду, плохо сдать ЕГЭ сложно. Ведь задания олимпиад сложнее. Но я так не сделала. Побоялась. У меня хорошие результаты по русскому и английскому – 98 баллов, а по истории – хуже – 65. Просто потому, что я к ней не очень готовилась.

- Ты сама готовилась к ЕГЭ или с репетиторами?

- К английскому – ходила на курсы подготовки к ЕГЭ. По русскому у меня была прекрасная репетиторша. И по истории – тоже занималась с репетитором.

- Насколько необходим репетитор при подготовке к ЕГЭ?

- Хотя у меня с русским было изначально все хорошо, я понимаю, что 98 баллов самостоятельно бы не набрала. Знания нужны, но важно понимать форму ЕГЭ, критерии, по которым оценивают эссе, специфику вопросов к тексту. В общем, четко знать, какие задания и каким образом ты должен выполнить. А еще уложиться по хронометражу.  

- В твоей школе у всех были репетиторы?

- В нашем классе – у всех.

- Почему к английскому тоже надо было готовиться дополнительно?

- Чтобы понимать форму заданий. Устную часть я бы сама сдала гораздо хуже. Когда  смотришь на картинку, которую тебе предлагают, необходимо знать, с какой фразы стоит начать, какой закончить. За год занятий на курсах «набивается рука».

- Можно ли одновременно готовиться и к олимпиадам, и к ЕГЭ?

- Можно. Но это разные репетиторы.

- Двойная оплата?

- Ну, да.  

 

Во всех ЕГЭ есть задания не из школьной программы

Александр Арутюнян, закончил гимназический класс школы №56. Собирается поступать на факультет связей с общественностью МГИМО.

- Ты участвовал в олимпиадах или усиленно готовился к ЕГЭ?

- Олимпиады – вариант хороший, но стать их призером или победителем достаточно трудно. Они могут быть дополнительным вариантом. Лучше готовиться с репетиторами к ЕГЭ.

- Все твои одноклассники поступили так же?

- Все. Ведь практически во всех ЕГЭ есть задания, не входящие в школьную программу. Поэтому к ЕГЭ надо готовиться отдельно от школы. Этот экзамен проверяет не столько знания, сколько умения выполнять задания, которые в нем содержатся. Например, понимать алгоритм, по которому пишется эссе по русскому и иностранному языку. Школа к этому не готовит.  

- Получается, что ЕГЭ проверяет не то, чему учат в школе?

- Понятно, что ЕГЭ составлен на основе школьной программы, но, например, в профильной математике  есть задания, которые в школе никогда не обсуждаются. У нас очень многие сдавали профильную математику и занимались с репетиторами.

- А были у тебя в классе ребята, которые поступают по олимпиадам?

- Ни одного человека. В тех олимпиадах, которые действительно влияют на поступление, трудно занять какое-то место. Практически все в них участвуют (и это плюс при поступлении), но рассчитывать на призовое место трудно.

 

Мне кажется странным такой тип экзамена, где, чем глубже, тем хуже

Мария Шур, выпускница Пироговской школы. Абитуриентка факультета словесности Высшей школы экономики

- Ты поступаешь в вуз по олимпиадам. В каких из них ты участвовала и почему решила, что тебе удобней поступать по их результатам?

- Я  выиграла «Покори Воробьевы горы», «Турнир Ломоносова» по литературе и олимпиаду по русскому языку «Высшая проба» (Высшей школы экономики). Почему сосредоточилась на олимпиадах? Они более тесно, чем ЕГЭ, связаны с предметом, которым я собираюсь заниматься дальше. Для успешной сдачи ЕГЭ надо обладать не только знаниями по предмету, но и специфическими навыками. 

- Что еще тебя не устраивает в ЕГЭ?

- Ну, например, - очень странный способ написания сочинения по русскому языку. А ЕГЭ по литературе – это просто минное поле: сами критерии оценки его пяти сочинений допускают субъективность, и всё зависит от человека, который его проверяет. Четыре сочинения - это маленькие работы из пяти-десяти предложений, в которых часто сложно глубоко раскрыть тему. Тебе могут сказать: то, что ты написал, - поверхностно. И, хотя мне повезло (100 баллов за ЕГЭ по литературе), у меня есть друзья, которые набрали всего 69 (потом, на апелляции, отбили 6 баллов и получили свои 75, необходимые для подтверждения победы на олимпиаде). А на олимпиаде, если ты хорошо раскрыл тему, этот факт просто невозможно проигнорировать. 

Олимпиады хороши еще тем, что их много, и можно выбрать формат, который тебе больше подходит. Например, на Турнире Ломоносова, на последнем туре по литературе - два сочинения: одно - эссе, которое можно писать в свободной форме, а другое – более наукообразное. На олимпиаде «Покори Воробьевы горы» - одно большое сочинение. А в Вышке – первый тур – это тестовые задания, а второй – тоже сочинение.

Но если ты пишешь только ЕГЭ, все зависит от того, к каким проверяющим попал. При  том, что задания там более примитивные.

- Мне рассказывали, что дети, которые успешны в олимпиадах, отвечая на вопросы ЕГЭ, могут углубиться не туда, куда надо. И им за это снижают оценки. Они слишком умные для ЕГЭ.

- Да-да, так бывает. И тут уже проверяющий субъективно решает: туда ли он углубился, и стоило ли это делать. Мне кажется странным такой тип экзамена, где, чем глубже, тем хуже. Для умных ЕГЭ не подходит: они все усложняют.

- Ты рано начала участвовать в олимпиадах?

- Если не считать школьного, муниципального и окружного этапов всероссийской олимпиады, всерьез я начала участвовать в олимпиадах, начиная с 10 класса. Но теперь уверена, что стартовать лучше раньше. Например, в Турнире Ломоносова можно участвовать с 6-го класса, в «Высшей пробе» по русскому языку – с 7-го. А в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» - вообще с 5-го. Тогда ты и меньше волнуешься, и форму олимпиады лучше осваиваешь. Не нужно бояться олимпиад, надо пробовать. К тому же, поход туда не мешает готовиться к ЕГЭ.

 

Выиграть олимпиаду может каждый?

Егор Масликов, абсолютный победитель всероссийской олимпиады по истории. Закончил физико-математический лицей № 1523. Поступает на факультет международных отношений МГИМО.

- Когда ты решил, что поступать в вуз будешь по результатам олимпиады?

- За год до окончания школы я решил поступать по олимпиаде.  ЕГЭ – это лотерея, а олимпиада гораздо интересней. Кроме того, в процессе подготовки ты развиваешься, и конкуренция играет свою роль. В общем, я начал участвовать во всероссийской олимпиаде с 10-го класса.

- Ты готовился с репетитором или тебе было достаточно школьной подготовки?

- Школа помогла мне заинтересоваться историей, но без упорства и хорошего репетитора невозможно подготовиться к олимпиаде. Школьный учитель может быть недостаточно компетентен, не знать олимпиадный формат.

- Легко ли было подтвердить победу в олимпиаде 75 баллами ЕГЭ?

- Победителям и призерам Всеросса можно не подтверждать ЕГЭ. Я сам в это время готовил учеников к единому экзамену.  

- Какими качествами нужно обладать, чтобы победить на олимпиаде?

- Выиграть олимпиаду может каждый, тут не требуется особых дарований.

- Не может такого быть!

- Может. У меня была не лучшая память. Я победил за счет старания и хорошего преподавателя, который направил меня в нужное русло. Я готовился к олимпиаде, потому, что это было интересней. Кроме того, я решил, что в любом случае буду готов и к ЕГЭ.

- Ты закончил физико-математический лицей при МИФИ. Почему вдруг история? И помогало ли тебе то, что ты углубленно занимался математикой и физикой в школе?

- К 8-му классу я так «наелся» физикой, что расхотел ей заниматься в будущем. Помогло победить в олимпиаде по истории, скорее, то, что я очень неплохо играю шахматы и у меня высокий разряд. А еще в школе были очень хорошие преподаватели – в том числе,  и по гуманитарным предметам.

PS. В результате этих разговоров, можно сделать несколько выводов. Ребятам, которые нацелены на серьезные занятия наукой, хочется посоветовать: не бойтесь участвовать в олимпиадах. Причем, начинайте это делать не впритык к поступлению (в 10-11-м классе), а раньше. Ведь есть соревнования, в которых можно окунуться даже в 5--6-м классе. Не только потому, что так будешь меньше бояться олимпиад и лучше усвоишь их форматы. Просто, таким образом, можно получить мощный толчок к собственному развитию, узнать ребят, увлеченных тем же, чем и ты, познакомиться с потрясающими преподавателями. В общем, олимпиады – это не только способ поступить в вуз, минуя лишние испытания. Это возможность использовать по максимуму свои возможности, получить мощный стимул к собственному развитию.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

 

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым