Москва
Интервью

Елена Герасимова: «Наши задания рассчитаны не на проверку знаний, а на проявление аналитических способностей»

10 марта стартовала Московская олимпиада школьников по истории искусства, приуроченая к масштабному выставочному проекту «Оттепель» на Крымском Валу. Мы спросили заведующую отделом образовательных программ Третьяковской галереи Елену Герасимову, как построена олимпиада, какие цели она преследует, на какие вопросы предстоит ответить детям. И, наконец, почему – «Оттепель»?
Наталья Иванова-Гладильщикова 16 марта 2017
 Искусство

10 марта стартовала Московская олимпиада школьников по истории искусства. Олимпиада организована Третьяковской галереей и Центром педагогического мастерства и приурочена к масштабному выставочному проекту «Оттепель» на Крымском Валу. Мы спросили заведующую отделом образовательных программ Третьяковской галереи Елену Герасимову, как построена олимпиада, какие цели она преследует, на какие вопросы предстоит ответить детям. И, наконец, почему – «Оттепель»?

- Елена Львовна, то, что олимпиада приурочена к определенной выставке, отличает ее от традиционной формы проведения таких интеллектуальных соревнований, когда детям, например, нужно ответить и на вопросы про «передвижников», и про Боровиковского с Левицким, и про абстракционистов. Как пришла идея именно такой олимпиады?

- Центр педагогического мастерства предложил нам заняться Московской олимпиадой школьников по МХК. А мы подумали, что если у нас сейчас на Крымском Валу проходит такая интересная культурологическая выставка, то почему бы не посвятить олимпиаду именно этому периоду. Тем более что еще до нашей «Оттепели» в музее Москвы открылась «Московская Оттепель», а на днях в Пушкинском музее начала работу выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968».  Это материал не менее интересный, чем античность, средние века и Возрождение. И точно более актуальный для современных старшеклассников чем древний Египет.

- Дети просто про это время ничего не знают?

- Да, в школе искусство ХХ века практически не изучают. Тем более период хрущевской оттепели. А время было очень интересное. Телесериалы «Оттепель», «Стиляги», «Таинственная страсть» ввели моду на пятидесятые и шестидесятые. Мы считаем, что сейчас удачный момент серьезно поговорить с молодыми людьми об искусстве середины прошлого века.  А разнообразный материал, собранный на нашей выставке, дает хорошие возможности придумать множество заданий для олимпиады.   

-Но ведь на будущий год будет не «Оттепель», а другая выставка. И, значит, тема олимпиады тоже будет другой?

- Конечно. В Третьяковской галерее хранится огромная коллекция русского искусства от XI до XXI века. Есть возможность найти подходящую тему для школьной олимпиады. Главное, чтобы все участники понимали, что история искусства еще не написана. Здесь большой простор для исследований. Мне кажется, это нужно понимать молодым людям, которые именно сейчас определяются с выбором профессии. Честно говоря, в Третьяковской галерее не так часто появляются программы для молодежи. И нам бы очень хотелось, чтобы этот проект стал по-настоящему интересен для старшеклассников и оказался полезным для школьных учителей.  

- Какова цель этой олимпиады?

-  Цель? Дать возможность ребятам проявить себя, найти тех, кто имеет способности к аналитической работе в области искусствоведения. Музеи очень заинтересованы в молодых талантливых специалистах. Мы не случайно выбрали для олимпиады материал, который не изучают в школе. Наши задания рассчитаны не на проверку знаний, а на проявление аналитических способностей.

- Расскажите о структуре олимпиады. Она ведь состоит из заочного тура и очного?

- Да. Заочный тур продлится с 14 до 27 марта.  Этот тур проводится в Интернете. Участники могут пользоваться всеми возможными источниками информации. Конечно, это, прежде всего, интернет-ресурсы. Там можно почитать тексты, послушать музыку, посмотреть фильмы.

- А какие фильмы предлагаются для анализа?

- Например, «Застава Ильича» Марлена Хуциева. На вопросы можно ответить, если посмотришь фильм целиком. Это потребует времени. За 15 минут с этими заданиями не справишься. Мы хотим, чтобы у ребят была возможность погрузиться в эпоху, подышать воздухом оттепели. В регламенте записано, что на протяжении двух недель заочного тура участник может заходить в свой личный кабинет столько раз, сколько ему потребуется что-то исправить, что-то уточнить.

- А какого типа задания предлагаются участникам заочного тура?

- Разные. Например, выбрать из нескольких изображений, близкие по стилистическим признакам. Такие задания проверяют чуткость к форме. Есть вопросы на внимание к деталям. Без этого качества аналитическая работа невозможна. Есть задания, которые проверяют навыки поиска нужной информации. И кроме ответов на вопросы, участникам нужно будет написать небольшое эссе.

- Кто будет проверять работы?

- Все ответы заочного тура проверит компьютер. Эссе будут читать члены жюри. Жюри – это научные сотрудники Третьяковской галереи  и преподаватели отделения истории искусства истфака МГУ.

- А как будет построен очный тур?

- Очный тур пройдет в Новой Третьяковке на выставке «Оттепель». Это будет 9 апреля в воскресенье с 9 часов утра. Мы до 12:00 не открываем выставку для публики, чтобы ребята смогли спокойно рассмотреть экспонаты, поработать над заданиями, написать свои тексты. Задания будут чисто аналитические.

- Что нужно будет анализировать участникам олимпиады?

- Картины, скульптуры, фотографии, кинофрагменты на экранах.

- Будут ли пользоваться какими-то льготами при поступлении победители и призеры этой олимпиады?

- В этом году нет. Но поскольку в нашем жюри будут работать преподаватели отделения истории искусства истфака МГУ, есть надежда, что способных ребят заметят.

- Вы решили подверстать эту олимпиаду к выставке «Оттепель», потому что почувствовали насколько мало современные дети понимают ХХ век?

- Да. Это очень большая проблема. Даже в тех школах, в которых изучают искусство ХХ века, они заканчивают в лучшем случае авангардом. Обычно же это – рубеж ХIХ-ХХ веков. То, что было дальше, не понятно. Не понятно, прежде всего, учителям. Они не знают этого материала, не понимают, как с ним работать, и зачем все это нужно. Но с конца ХIХ века, мягко говоря, многое изменилось. Современные школьники живут в системе координат, созданной авангардом, поп-артом, концептуализмом, экранной культурой. И учителям нужно научиться говорить с ними об этом. А то для нынешних подростков выходит, что искусство - это классика, которая была давно, и современность с компьютерной графикой, спецэффектами, граффити, флэшмобами. А между ними – черная дыра.

ХХ век - это проблема не только для средней школы, но и для университетов. Если они проходят ХХ век, то стремительно, на бреющем полете. Эту ситуацию надо менять.

Справедливости ради надо заметить,  что в последнее время появились разнообразные образовательные  проекты, посвященные искусству ХХ века.

- Вы имеете в виду проекты «Арзамаса»?

- Да, в том числе. Появились краткие «интенсивные» курсы, где просто и доходчиво объясняется, что такое авангард.

- Ну, это же такой ликбез?

- Да, пожалуй. Наверно, это хорошо, что теперь есть возможность быстро и «интенсивно» разобраться в непонятном авангарде.  Но лично меня это настораживает. Почему многие люди считают, что все должно быть понятно?  Понятно – это хорошо? А не понятно – плохо? Мне лично кажется, что «понятно» – это тупик. За этим ничего не следует. Продолжение может иметь только «непонятное». Один из лидеров авангарда Павел Филонов говорил: «Картина должна быть сложной. Когда пытаешься понять сложное, ты сам делаешься сложнее. Поднимает не лестница, а твои усилия».   

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова


Зарегистрироваться на Московскую олимпиаду школьников по истории искусства можно в системе ЕСР. Подробности об олимпиаде смотрите на сайте организаторов.