Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Обзор

Homo digitalis: цифровая эволюция олимпиад 21 века

Вы узнаете: как развитие цифровых технологий повлияло на интеллектуальные состязания. Olimpiada.ru рассказывает, чем сегодняшние олимпиады отличаются от соревнований десятилетней давности, в каких случаях технический прогресс — зло и что ждет участников в ближайшем будущем.
Ксения Донская 22 августа 2017

Развитие олимпиад и технический прогресс неразрывно связаны между собой. С годами соревнования становятся все интереснее и разнообразнее, а принять в них участие – все проще. Так, сегодня электронная регистрация позволяет не только сэкономить время, ведь раньше школьникам приходилось часами стоять в очередях, чтобы заполнить регистрационную анкету, но и существенно уменьшить количество опечаток в дипломах. Кроме того, благодаря этому ребята могут скорее узнать свои результаты: отсканированные работы попадают в личный кабинет участника, там же можно ознакомиться с критериями оценки, задать вопрос жюри, подать апелляцию. Раньше о таком информационном изобилии можно было только мечтать: часто школьники даже не знали, сколько баллов получили за задания, какие ошибки допустили. Кроме того, теперь победителям и призерам соревнований высылают еще и электронные дипломы, что также упрощает жизнь при работе над портфолио. 

За последние пятнадцать лет сильно изменилось наше представление о заочных турах олимпиад, сейчас они проводятся в рамках практически всех соревнований, попавших в Перечень Министерства образования. В 1990-е годы задания, чаще всего, публиковались в газетах и журналах, а решения приходилось высылать почтой. Вся эта процедура была неудобной и занимала много времени. С появлением электронной почты заочная форма соревнований стала гораздо популярнее. Появились онлайн-туры, в ходе которых участники выполняют задания в режиме реального времени, но при этом им не нужно выходить из дома. Еще десять лет назад организовать такое соревнование было трудно: сеть не выдерживала нагрузки. Возникали проблемы и со «стандартными» заочными турами: как правило, большинство участников высылали свои работы в последний день отведенного срока, из-за этого часто «падали» серверы. Тем не менее, со временем система совершенствуется, становится все более надежной и подобные неприятности происходят все реже. 

Благодаря развитию интернета стали появляться оригинальные форматы олимпиад. На одних ребятам нужно выполнять задания в форме интерактивных игр, как на олимпиаде «Плюс», на других – решить онлайн как можно больше задач подряд, потратив минимум времени, по такому принципу работают Интернет-карусели. До неузнаваемости изменились олимпиады по информатике: если на заре существования это были стандартные задачи на бумаге, то сегодня они больше напоминают спортивное соревнование. Все желающие могут следить за таблицей результатов, на которой в режиме реального времени отображаются постоянно меняющиеся, в зависимости от количества решенных задач, результаты участников.

Сегодня школьникам стало гораздо проще получить информацию об олимпиадах. Раньше вариантов было немного: о соревнованиях мог рассказать учитель или преподаватель кружка, о них можно было прочитать в газете или журнале. Сейчас у каждой олимпиады есть своя страница в интернете. Более того, информация обо всех соревнованиях собирается на сайте olimpiada. Проект объединяет в себе энциклопедию и СМИ. Здесь можно найти правила и даты проведения различных состязаний, просмотреть последние новости мира олимпиад, узнать о результатах завершившихся соревнований, почитать советы победителей и призеров, а также пообщаться с «коллегами». 

Готовиться к олимпиадам сегодня стало гораздо проще. Если раньше участникам нужно было искать книги с заданиями (в лучшем случае, тут могли помочь учителя), то сейчас в интернете огромное количество материалов для подготовки: от онлайн-курсов до видеоразборов задач.  Ресурсы настолько безграничны, что перед школьниками встает новая проблема: как не потеряться в таком огромном количестве информации. Так, на нашем сайте собрана внушительная база заданий прошлых лет, здесь же можно найти рекомендации тренеров, учителей и организаторов олимпиад о том, как готовиться к соревнованиям. 

Конечно, есть и темная сторона прогресса: чем активнее развиваются технологии, тем изощреннее становятся способы списывания. И хотя на олимпиадах эта проблема встречается не так часто, как на школьных уроках, организаторы всячески борются с таким неспортивным поведением: например, если есть подозрение, что участник списывал, то его работу могут аннулировать. 

В будущем олимпиадное движение ждет множество интересных поворотов. Уже сейчас можно сказать, что не за горами дальнейшее упрощение регистрации: возможно, она будет осуществляться при помощи СНИЛС или других общероссийских идентификаторов. Нет сомнений и в том, что роль интерактивности в соревнованиях вырастет. Например, вряд ли кто-то сегодня удивится, если организаторы предложат участникам планшеты вместо ручки и бумаги: ведь это поможет сэкономить время при проверке работ. Другой вопрос в том, стоит ли гнаться за прогрессом и не теряется ли за этим сама суть соревнования? В конце концов, задача участника олимпиады – продемонстрировать работу  ума, а не умение пользоваться техникой.

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым