Москва
Интервью

«Я всем олимпиадникам рекомендую учить английский», – руководитель сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов

Мы продолжаем серию материалов о подготовке к олимпиадам в разных странах. В сегодняшнем выпуске научный руководитель сборной Казахстана на Международной олимпиаде по информатике Бахыт Маткаримов рассказывает о том, как тренируются ребята в Астане, зачем олимпиадникам иняз и почему сегодня всем жизненно необходим широкий кругозор.
Ксения Донская 18 сентября 2017
 Математика Информатикаи еще 2 предмета

Вы второй год возглавляете жюри по информатике на олимпиаде мегаполисов. Как вам кажется, требуют ли задания этого соревнования какой-то специфической подготовки?

Олимпиада
5463
Я думаю, тут стоит говорить шире: об олимпиадах по информатике в принципе. На них, как правило, предлагаются задания нескольких типов. Например, бывают задачи, в которых вам даются входные файлы и с ними нужно что-то сделать. Бывают игровые задачи, когда вы пишете программу, которая, в свою очередь, взаимодействует с другими программами, а есть задачи, в которых нужно просто вывести ответ. На олимпиаде мегаполисов мы пока стараемся давать именно такие задания. Они, кстати, вообще встречаются на соревнованиях по информатике чаще всего, поэтому готовиться можно с помощью великого множества контестов, которые проводятся чуть ли не каждую неделю. Тут полезно заглянуть, например, на Codeforces. Есть олимпиады, которые устраивают крупные IT-компании, те же Google и Яндекс. Также можно участвовать в национальных олимпиадах различных стран, часто они бывают открытыми, то есть, в соревновании может участвовать любой желающий.

Как устроена система олимпиад в Казахстане?

У нас есть национальная олимпиада по естественно-научным предметам и олимпиада по гуманитарным предметам. Когда-то они проводились в одно и то же время, а сейчас их разнесли, чтобы увеличить количество участников. Проводит эти олимпиады специализированная организация “Республиканский научно-практический центр «Дарын»”. Она же занимается работой с одаренной молодежью и организует множество проектных конкурсов, на которых студенты не решают задачи, которые им дают, а предлагают на рассмотрение жюри какой-то свой проект.
Научный руководитель сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов на торжественном открытии олимпиады мегаполисов
«Дарын» готовит школьников к соревнованиям, причем не только в крупных городах: филиалы существуют практически везде. По результатам национальной олимпиады у нас формируется школа Олимпийского резерва, в команду по информатике отбирается, скажем, 12 человек, для них проводятся учебно-тренировочные сборы. Впоследствии они претендуют на место в сборной на международной олимпиаде.

Основная проблема – не хватает преподавателей, в особенности энтузиастов спортивного программирования, наши бывшие олимпиадники в большинстве своем работают за рубежом.

А насколько вообще популярны олимпиады в Казахстане?

Публикация 694
Если говорить именно об информатике, то к ней интерес очень высокий. Я думаю, что на данный момент это, наверное, самая востребованная область знаний с точки зрения трудоустройства. Стоит сказать, что вы научитесь решать олимпиадные задачи и вас возьмут на работу в Google – и это уже прекрасный мотив, поэтому всегда найдутся люди, которые хотят этим заниматься.

​Но вообще популярность олимпиад – вопрос довольно специфический. Есть важный аспект: помогает ли участие в олимпиаде поступить в университет, часто именно он играет решающую роль. Я лично не вижу каких-то очевидных льгот для олимпиадников, они зачисляются по результатам единых национальных экзаменов. Многие талантливые ребята поступают за рубеж, значит, им нужно обязательно сдавать экзамены: английский и SAT, который проверяет умение решать задачи. Надо заметить, что подготовка к экзаменам – это тоже тяжелый труд. И перед олимпиадниками, особенно перед выпускниками, всегда стоит дилемма: на что тратить время. Если они всерьез готовятся к получению медали на международной олимпиаде, то им некогда основательно готовиться к экзаменам. В Назарбаев Университете, где я работаю, победителей и призеров национальных олимпиад принимают без экзаменов, но им все равно приходится проходить собеседование на английском: большинство преподавателей вуза – иностранцы, и английский – рабочий язык.

В последние годы наши школьники, члены сборной Казахстана на Международной олимпиаде по информатике, поступают учиться в UNIST в Южной Корее, в этом университете ценят победителей олимпиад.

Участник II Международной олимпиады мегаполисов

Получается, без языка вообще никак.

Да, и я всем олимпиадникам рекомендую учить английский. Казахстан, например, участвует в Азиатско-Тихоокеанской олимпиаде по информатике, и мы задания вообще не переводим. И не потому, что нам лень, а чтобы ребята привыкали. Соревнование проводится онлайн в один тур, и там, конечно, умение прочитать и сходу понять задание очень важно.

В 2015 году международная олимпиада по информатике проходила в Алматы, и Казахстан стал второй страной-хозяйкой этого соревнования из СНГ. При этом ваша сборная из года в год показывает достойный результат. Как вам кажется, информатика – сильное направление подготовки в вашей стране?

Я пока не очень доволен нашем уровнем, думаю, мы могли бы и лучше выступить. У нас вообще за всю историю участия всего один раз были золотые медали – в 2007 году. И это, кстати, благодаря летней компьютерной школе в России, куда мы отправили учеников, там их подготовили. А так обычно у нас серебро и бронза. Для перехода на золотой уровень уже важно наличие школы, наличие соперничающих между собой центров внутри страны, наличие нескольких поколений олимпиадников. У нас пока такая школа не сложилась, а в России она есть: взять хотя бы тот же ИТМО или СПбГУ. В МГУ даже две школы – на мехмате и на ВМК, которые между собой на смерть бьются за выход в финал студенческих олимпиад. Сильные центры подготовки есть и в Саратове, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске. Мы такой же мощной подготовкой сейчас похвастать не можем. В прошлом году на международной олимпиаде у нас были три серебра и бронза, а в этом – одно серебро и три бронзы.

Но это ведь все равно очень хорошо.

Тут, конечно, тоже зависит от того, как посмотреть. Когда я везу ребят на олимпиаду, я им всегда говорю: «Давайте каждый из вас возьмет по медали». Дело в том, что в олимпиаде участвуют примерно 80 стран. И только где-то в 20 из них медали получают все четыре участника сборной, это большая редкость. Поэтому я часто говорю, что пусть лучше никто не останется без награды, чем у кого-то одного будет золото, а у остальных – ничего.

В Назарбаев Университете вы занимаетесь биоинформатикой. С вашей точки зрения, будущее за междисциплинарными направлениями?

Если просто посмотреть историю развития науки, то окажется, что очень важные, крупные прорывы происходили именно на стыке дисциплин. Я даже иногда шучу, что все крупные открытия в биологии сделаны физиками, но если серьезно, то развитие именно междисциплинарных направлений очень важно, а для этого у человека должна быть хорошая эрудиция. Это, кстати, хорошо понимают на Западе, там даже часто можно услышать такое мнение, что олимпиады не очень нужны, потому что они ориентируются на какие-то узкие области, а у специалистов сегодня должен быть широкий кругозор. И тут есть доля правды. Когда я учился на физфаке Новосибирского университета, то никогда бы не поверил, что в будущем займусь программированием: я, скажем прямо, в те времена недолюбливал Фортран. Тем не менее, жизнь так сложилась, что сейчас для меня программирование – это моя лопата, мой основной инструмент, я с помощью этой лопаты обрабатываю данные, которые собирают биологи: речь идет о колоссальном объеме информации, человеку попросту не хватает времени на ее анализ. Мы ищем методы для того, чтобы получить результат на основе имеющихся массивов данных. Я считаю, что это очень важная тема. Более того, существует, например, глобальная научная проблема – проблема сворачивания белка, есть еще, как говорил Виталий Гинзбург, одна из трех великих проблем – объяснение происхождения жизни и мышления и создание «жизни в пробирке». Сложные системы вряд ли возможно рассчитать вручную, то есть, ответ будет получен с помощью вычислительной машины. Получается, что последняя точка в решении будет поставлена именно программистом.

Насколько олимпиады успевают за этим интересом к междисциплинарности?

Олимпиады находятся на пике. Например, возьмем сложную математическую проблему: она раскладывается на огромное количество подпроблем. И чтобы решить ее, необходимо справиться с огромным количеством мелких задач. Если человек не может решить мелкую задачу за ограниченное время, то ему и крупная будет не под силу. В этом смысле олимпиады учат быстро решать стандарты. Это во-первых. А во-вторых, авторы этих задач, как правило, придумывают задания на основе своих научных работ. В этом смысле олимпиады выводят ребят на передовые горизонты науки.