Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

В олимпиадах требуются и быстрота, и железные нервы

Всем ли детям нужно участвовать в олимпиадах? Насколько возможно совмещать олимпиадный спорт с занятиями большой наукой? Об этом и многом другом мы поговорили с матерью троих детей – учеников московского лицея «Вторая школа» Еленой Дмитриевой.

«Это был прекрасный пинок»

Ваша старшая дочь Маша – студентка сразу двух вузов: первокурсница факультета математики Высшей школы экономики и второкурсница Независимого московского университета. Учась в школе, она стала победителем самых престижных математических олимпиад. Приходилось ли вам убеждать ее в необходимости в них участвовать? Было ли это нужно лишь для поступления в вуз?

Мои дети учатся в изумительном московском лицее «Вторая школа». Его закончила Маша, только что туда в 6 класс поступила младшая дочь Аня, а в 9 учится сын Ваня. Львиная доля заслуги в том, что Маша участвовала в олимпиадах, принадлежит этой школе. Когда в 6 классе, за год до поступления, Маша пришла в кружок «Второй школы», она влюбилась в атмосферу, в преподавателей, в ребят. Изначально все шло от любви к математике, от желания решать интересные, сложные задачи. Понятно, что для того, чтобы это делать в соревновательном режиме, нужно идти на олимпиады.

У Маши сразу были успехи в олимпиадах?

Как раз наоборот. Только-только поступив в 7 класс «Второй школы», дочь поехала на первую серьезную олимпиаду в своей жизни – Уральский турнир юных математиков, который проходил тогда в Ижевске. Это был командный турнир, дети попали в высшую лигу. Но… каждый бой заканчивался поражением нашей команды, при этом Маша решала хуже всех. Они заняли предпоследнее место в своей лиге.

Ужас какой!

Да нет! Это был такой прекрасный пинок! Ведь у Маши, блестяще сдавшей экзамены и триумфально поступившей во «Вторую школу», в первое время случилось головокружение от успехов. И тут вдруг какие-то ребята из Ярославля, из Омска, из Ижевска, из Сарова по очереди их разбивали.

И это оказалось полезным?

Да. Потому что дети увидели свой уровень во всероссийском формате. Они поняли, что надо работать и работать. И, вернувшись после турнира домой, стали ходить на кружок олимпиадной математики во «Второй школе». То первое поражение показало, что одной учебы (даже в такой замечательной школе) недостаточно. Надо заниматься дополнительно.

А дальше была Московская математическая регата, в которой наши семиклассники очень успешно выступили. Потом у Маши поменялся преподаватель, потому что наша любимая Алена Николаевна Чеботарева ушла в декрет, класс взял Сергей Иванович Васянин. Во многом благодаря его поддержке у дочери появилась вера в свои силы. Затем последовали поездки на другие уральские турниры: в Казань, в Киров, и это тоже многому научило.

В 9 классе прибавился кружок в Центре педагогического мастерства, им руководили Владимир Алексеевич Брагин и Иван Викторович Митрофанов. Это были занятия олимпиадной математикой три раза в неделю. И дети, которые туда ходили и аккуратно выполняли все задания, стали финалистами Всероссийской олимпиады по математике в 9 классе. А по окончании школы Владимир Алексеевич позвал Машу своим помощником в тот же кружок, который он вел для 9-х классов. Педагоги очень молодые – 24-27 лет, невероятно талантливые, почти все – золотые медалисты международной олимпиады и победители всероса.

«Мама, как я буду жить без этой красоты?»

А почему все-таки нужна специальная подготовка к олимпиадам? Школы, даже такой, как «Вторая», недостаточно?

Эта школа дает очень качественную подготовку. Но для того, чтобы решать задачи уровня всероса или международных олимпиад, этого

недостаточно: специфика другая. Все дети, которые выходят на олимпиады высокого уровня, обязательно занимаются дополнительно.

То есть школьников «ниоткуда» тут не бывает?

Они все друг друга знают по сборам (трижды в год ЦПМ проводит выездные школы). Там ведется рейтинг решения задач (фиксируется, кто что решил, и четко видно, у кого какая тема проседает).

Маша – студентка двух вузов одновременно. Причем учится на втором курсе Независимого московского университета. То есть в 11 классе, она закончила первый курс НМУ. Зачем ей это было нужно?

Это действительно было очень тяжело, она даже хотела сделать паузу. Но, посмотрев, какие предстоят курсы, сказала: «Мама, как я буду жить без этой красоты?» Когда меня спрашивают, что такое НМУ, я объясняю: это гурманское место, где дети на ужин получают самые изысканные математические блюда. Им недостаточно мехмата, матфака Вышки и физтеха, они нуждаются в высокой кухне.

Ваши младшие дети учатся во «Второй школе». Как у них с олимпиадами?

Аня только два месяца как шестиклассница. Ей ужасно нравится в школе. Все трое детей занимаются (Маша занималась) у Сергея Ивановича Васянина. Чтобы попасть к этому великому педагогу, младшая дочь даже перепрыгнула через класс. Сын тоже у него – в 9 классе. Сергей Иванович ведет и алгебру, и геометрию, и спецмат. О серьезных достижениях младших детей пока говорить рано: заметные успехи Маши начались после окончания 9 класса.

Глядя на Машу, Ваня, видимо, понимает, как важно участвовать в олимпиадах?

Да, он это понимает и целенаправленно работает: ходит в кружок ЦПМ, а Маша является одним из его педагогов. И если сын что-то пропускает, она с ним занимается.

Не все ходят в олимпиадные кружки

Есть ли ребята во «Второй школе», которые не ходят в кружки подготовки к олимпиадам?

Конечно есть. Во «Второй школе» очень разные дети. И это прекрасно. Несмотря на физмат направленность, лицей дает широкие возможности и для ребят, которые интересуются биологией, информатикой, или для тех, кто хочет стать архитектором. Географию сильней¸ чем во «Второй», в Москве найти сложно.

У вас же работает знаменитый географ Леонид Перлов?

Да. Он совершенно изумительно переплетает историю, литературу, физику, математику… Тут и Жюль Верн, и Вальтер Скотт – чего только нет! А еще географию преподает Александр Ильич Алексеев. Староста Машиного класса, очень сильная девочка, поступила на географический факультет МГУ.

Спорт высоких достижений

Почему многие не идут в кружки?

Всероссийская, международная олимпиады – это спорт высоких достижений. Тут требуются определенные качества, и не всем это нужно.

Как бы Вы расставили олимпиады по сложности? На первом месте всерос?

Однозначно всерос. Затем Московская математическая олимпиада, Турнир городов. «Высшая проба» и физтеховские олимпиады попроще.

В каких олимпиадах побеждала Маша?

Турнир городов, Московская математическая олимпиада, всерос (в 10 классе стала абсолютным победителем, а в 11 была второй в стране).

А еще было достаточно много международных олимпиад: Китайская, Белорусская, Жаутыковская в Казахстане, Европейская в Швейцарии, в Румынии…

Результаты за 2016 г. (10 класс)

  • Абсолютный победитель ВсОШ по математике.
  • Золотая медаль V Европейской математической олимпиады для девушек.
  • Золотая медаль 15-й Китайской математической олимпиады для девушек.
  • Серебряная медаль 12-й международной Жаутыковской олимпиады.
  • Серебряная медаль Олимпиады мегаполисов.
  • Диплом I степени устной городской геометрической олимпиады.
  • Диплом II степени 12-й олимпиады по геометрии им. И.Ф. Шарыгина.
  • Специальная премия им. Н.Б. Васильева за решение сложной задачи по комбинаторике LXXIX Московской математической олимпиады.

Результаты за 2017 г. (11 класс)

  • Победитель ВсОШ по математике.
  • Победитель ВсОШ по экономике.
  • Золотая медаль VI Европейской математической олимпиады для девушек.
  • Диплом I степени LXXX Московской математической олимпиады.
  • Специальная премия им. Н.Б. Васильева за лучшее решение сложной комбинаторной задачи LXXX Московской математической олимпиады.
  • Абсолютный победитель Турнира городов.

Но Маша все-таки не попала на межнар. Почему?

Она заболела, когда проходил отборочный тур, и написала его хуже, чем нужно. К тому же к международным олимпиадам нужно готовиться отдельно, задачи имеют свою специфику.

Не случайно корейцы и китайцы готовятся к ним целенаправленно…

Да. Они буквально помещают детей в своего рода монастырь. Отсюда и невероятные достижения. Другое дело, нужны ли они такой ценой?

Думаю, что для Маши все сложилось к лучшему. Сойдя с этой дистанции в конце прошлого года, она сосредоточилась на сдаче первой сессии в Независимом университете, а потом и второй. С отличием закончила 11 класс: 100 баллов по математике, 100 по физике, 96 по русскому…

В олимпиадах требуются и быстрота, и железные нервы

Нужны ли олимпиадные умения для занятия большой наукой в будущем?

По этому поводу ведутся яростные споры. Ведь олимпиадный спорт предполагает умение сосредоточенно, в ограниченное время выдать результат. А наука – это долгое-долгое погружение в проблему. Навыки совсем разные. Но мне кажется, что любовь к математике, острый ум, привычка серьезно работать науке никогда не мешали.  Олимпиады несомненно полезны.

Но ведь есть ребята, которые не способны на быстрое решение задач. Тем не менее в будущем они достигают больших высот в науке.

Конечно! В олимпиадах требуются и быстрота, и железные нервы, потому что нельзя отвлекаться, если что-то не получается (а так бывает всегда). Нужна именно спортивная подготовка. Поэтому они нужны не всем. Есть дети, которые абсолютно счастливы, занимаясь серьезной математикой или физикой. В будущем они могут пойти в науку, в педагогику, в IT. А олимпиадные достижения помогают развивать мотивацию. Особенно на первом этапе, когда есть ощущение, что у ребенка это получается.

А во «Второй школе» у Маши были знакомые, которые, являясь выдающимися математиками, не участвовали в олимпиадах?

Машин одноклассник Егор Морозов в этом году получил Малую Нобелевскую премию в Лос-Анджелесе. Сейчас он учится на первом курсе матфака Вышки. Он стал призером всероса в 9 и 10 классах, а к 11-му углубился в серьезную геометрию. Подготовил научную работу, сделал доклад и получил премию. Специально для этого выучил английский.

Есть мнение, что выдающиеся математики сложны в общении. Это так?

Нет. Они совершенно очаровательные дети. Конечно, все с разным темпераментом, с разными интересами. Но они очень разносторонние: знают языки, начитанные, интересуются историей, любят музыку, театр. Мне с моей дочерью невероятно интересно.

Какие у нее увлечения, кроме математики?

Языки: английский свободно и хороший французский, музыка, театр, чтение русской классики (любимого Толстого, например). До «Второй школы» занималась рисованием, писала картины. Но потом олимпиадный спорт занял все время.

Какие планы на будущее?

Мне кажется, что это будет научная работа, хотя Маша в этом не уверена.

Тогда преподавательская?

Возможно это будет консалтинг. Маша с удовольствием ходит в субботний кружок ВШЭ, решает кейсы, а ее старший брат окончил мехмат и является партнером в крупной консалтинговой компании.

Для Маши это вопрос денег или это интересно?

Это очень интересно. По сути, это новые, сложные, непредсказуемые задачи в олимпиадном, высокоскоростном режиме, решение которых может стать очень увлекательным занятием.

Еще по теме
   
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым