Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Ты должен понимать математику и при этом можешь быть гуманитарием

Что родители думают об участии своих детей в олимпиадах и совпадает ли их мнение с точкой зрения сыновей-дочерей? Мы спросили мать двух дочерей Юлию Локтионову о том, какую роль сыграли олимпиады в жизни старшей дочери Ольги, которая в школе не раз побеждала в весьма известных интеллектуальных соревнованиях и поступила на мехмат МГУ по их результатам. И в каких олимпиадах она советует участвовать младшей – Алине. Примерно такие же вопросы мы задали старшей Ольге.
Наталья Иванова-Гладильщикова 16 ноября 2017
 Математика

Точка зрения мамы

В случае со старшей дочерью мы использовали олимпиады как средство поступления в вуз. Проблема была в выборе: разбираться в них нужно очень заранее. И не только родителям, но и детям. Сложно сориентироваться, в каких олимпиадах стоит участвовать, а в каких – нет. Правильный выбор важно сделать еще и потому, что туры начинаются примерно в одно и то же время. Субботы-воскресенья уходят на олимпиады: в эти выходные пишешь математику, а в следующие – физику. И это ведь не одна олимпиада.

Для Оли мы выбирали олимпиады, нужные для поступления либо на мехмат МГУ, либо в МГТУ имени Баумана (она училась в лицее при Бауманском). На всерос особой ставки не делали.

Почему?

Участие в заключительных этапах всероссийской олимпиады требует отдельной подготовки. Чтобы победить и иметь возможность без экзаменов поступить в вуз, нужно продемонстрировать очень высокий уровень. Туда идут дети, которые «ученые-ученые». Они маниакально увлечены предметом, который любят. А дочь к олимпиадам специально не готовилась. Просто углубленно занималась физикой и математикой. То есть, отрабатывала уровень, необходимый для поступления на мехмат МГУ, либо в МГТУ имени Баумана.  

В каких олимпиадах победила ваша дочь в 11-м классе?

Оля стала призером олимпиады «Физтех» по физике, олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета по математике, а еще – призером олимпиады «Шаг в будущее» по математике и по комплексу предметов «Техника и технологии». Ее проектная работа была признана лучшей на потоке. Уже в апреле она получила сертификат Бауманки, и мы понимали, что туда она уже поступила без экзаменов. Но выбрала Оля мехмат МГУ.

Младшая дочь Алина в 9-м классе. Как у нее с олимпиадами?

Я пока не связываю ее участие в олимпиадах с поступлением в вуз. В ее случае просто хочу, чтобы она не боялась подобных соревнований. Поэтому она участвует в олимпиадах с начальной школы. Они интересные и полезные: задания совсем не из школьной программы. А еще я хочу, чтобы участвуя в олимпиадах, дочь увидела немножко другой уровень детей. Ведь в своей школе не всегда встретишь ребят, которые увлечены каким-то предметом. Те же, кто участвует в олимпиадах, всегда к чему-то стремятся.

Меняются ли дети после участия в олимпиадах?

Иногда это влияет на выбор вуза. После участия в олимпиаде «Физтех» Оля сказала: «Туда я точно не пойду. Там учатся совершенно другие люди. Это не мое». Это притом, что она победила в физтеховской олимпиаде по физике. А МГУ – это ее.

Олимпиады дают возможность ребенку увидеть, к чему стремиться. Когда ему показываешь с детства такие вершины, ты его затачиваешь на их покорение.

Точка зрения детей

Мы также спросили второкурсницу мехмата Олю о ее олимпиадной жизни.

Оля, почему ты стала участвовать в олимпиадах?

В разные периоды мотивы были разными. В 9-10 классах я ходила на всё, что можно. Просто для того, чтобы определиться. Участвовала и в олимпиадах по робототехнике, и по химии, и по физике (этап всероса), и по английскому языку (тоже всерос). Можно было ходить на межвузовские олимпиады, их много. Мне это было интересно, я многое попробовала. Но уже в 11 классе мое участие было нацелено не на интерес (он уже проявился), а на поступление в вуз.  Я должна была быть подстрахована со всех сторон. Ходила на всё, что мне подходило. Были еще олимпиады МИФИ, «Высшая проба». Но когда люди ходили на «Высшую пробу», у меня уже были результаты двух других олимпиад, и я сделала выбор в пользу мехмата МГУ.

Какой совет ты могла бы дать тем, кто еще не определился с выбором?

Если вы не определились, что вам нужно – пишите всё.

Ты прошла такой путь, и у тебя есть младшая сестра-девятиклассница. Ты ее убеждаешь в том, что нужно участвовать в олимпиадах?

Ну, она и сама это понимает. Сейчас для поступления олимпиады не важны – она в 9 классе. Основная работа будет в 11 классе. Пока Алина просто пробует себя (ровно как и я: у меня тоже когда-то были проекты по химии). И в процессе этих проб она поймет, что ее, а что – нет. Ведь олимпиады – это интересные задачи, для решения которых нужно проявить свои способности и знания. И если ты понимаешь, что чего-то не знаешь, но у тебя появляется желание это узнать, это – твой предмет.  

Как я поняла, пока сестра ощущает себя больше гуманитарием. Но ты занимаешься с ней математикой. Зачем?

Математика прежде всего систематизирует мозг. Она нужна для того, чтобы изучать любую науку: будь то экономика, статистика… Везде есть математические схемы. Для того, чтобы хорошо понимать то же распределение, уметь работать с данными, необходимо разбираться в математике. А в таком возрасте нужно развить мозг до того уровня, чтобы ты мог легко адаптироваться к тем задачам, которые у тебя возникнут в будущем. И в итоге достаточно будет приложить немного усилий, чтобы все понять. Ты должен понимать математику и при этом можешь быть гуманитарием.

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым