Москва
Интервью

Откуда берутся победители международных олимпиад: Челябинские Чемпионы

В прошлом году титул абсолютного победителя Всероссийской олимпиады по информатике завоевал десятиклассник Денис Шпаковский. На международной олимпиаде он взял серебро. Денис учится в челябинском физико-математическом лицее №31. Ученики этой школы регулярно добиваются высочайших результатов не только на российских, но и на международных соревнованиях. О том, как тренировать сильнейших программистов мира, не обладая возможностями Москвы или Питера, мы поговорили с учителем информатики Алексеем Егоровым, который организует олимпиадную подготовку лицеистов по этому предмету.
Ксения Донская 22 февраля 2018
 Информатика

Денис – ваш первый призер международной олимпиады?

На самом деле, Денис не является моим учеником в общепринятом смысле слова. В лицее я занимаюсь организацией олимпиадной подготовки по информатике, и непосредственно школьных уроков я у него никогда не вел. Более того, нельзя сказать, что у Дениса есть какой-то один наставник. Людей, которые его готовили к олимпиадам, много. В нашей школе Денис – уже третий серебряный призер международной олимпиады по информатике. Кроме того, у нас были золотые и серебряные медали и на соревнованиях по физике, математике, химии.

Расскажите, пожалуйста, как устроена ваша система подготовки.

Достаточно сложно, потому что в отличие от таких ведущих учебных центров, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, у нас в городе дефицит учителей, которые могут подготовить учеников к олимпиадам подобного уровня. То есть, у нас, конечно, есть учителя, которые тренируют детей к соревнованиям, но для успешного выступления на международном уровне этого недостаточно. Поэтому работа строится, по большей части, дистанционно, с привлечением преподавателей из Санкт-Петербурга, в основном, из ИТМО. Причем в этой роли выступают наши бывшие ученики. В последние годы подавляющее большинство наших ребят уезжают учиться в Москву и Санкт-Петербург; в прошлом году, например, из всей выпускной параллели (а это человек 45-50) в Челябинске остался только один ученик. В университетах они продолжают заниматься олимпиадами и при этом еще и дистанционно тренируют наших учащихся. И такая преемственность поколений дает результат.

Публикация 741

А в чем состоит именно ваша задача?

В том, чтобы обеспечить ученикам, которые хотят заниматься олимпиадным программированием, все условия для подготовки. То есть, я подыскиваю им преподавателей, договариваюсь с ними, обеспечиваю участие в различных олимпиадах и создаю, скажем так, комфортные условия, чтобы они могли сосредоточиться на работе. И, конечно, я веду уроки информатики.

То есть, можно сказать, что вы – менеджер олимпиадников?

Я не очень люблю это слово, но по сути, да.

Одно из свойств детей – это нестабильность. Есть дети, которые в 5-6 классе подают большие надежды, но потом либо достигают своего потолка, либо их перестает интересовать предмет

С какого возраста в лицее начинают готовить детей к соревнованиям?

В лицей в принципе принимают детей только с пятого класса, и мы сразу же начинаем к ним присматриваться, работать с ними. В основном, отбор проходит во время дополнительных занятий после уроков: на кружках, спецкурсах, в летнем компьютерном лагере. Тут мы и отмечаем учащихся, которым интересно заниматься программированием, у которых есть способности. И, конечно, стараемся привлекать в олимпиадное движение ребят, которые успешно справляются с лицейской программой на уроках.

Вы сразу можете понять, кто из ваших учеников насколько далеко пойдет?

Это достаточно сложно, потому что одно из свойств детей – это нестабильность. Есть дети, которые в 5-6 классе начинают очень хорошо и подают большие надежды, но потом, в более старшем возрасте, либо достигают своего потолка, либо их перестает интересовать предмет. А есть дети, которые, наоборот, в младших классах ничего выдающегося не показывают, а в 9-10 классе совершают резкий рывок и добиваются успехов в учебе и на олимпиадах. Поэтому не всегда можно сказать сразу, получится у ребенка или нет.

По-вашему, от чего это зависит? Насколько большую роль тут играет характер, упорство ребенка?

Это действительно во многом связано именно с характером, и упорство – это очень подходящее слово. Участие в олимпиадах высокого уровня, начиная с финала Всероссийской олимпиады, требует достаточных временных и физических затрат на подготовку, не всем под силу справляться с такими нагрузками. Денис с этой точки зрения достаточно показателен, его работоспособность меня поражает. В какие-то моменты я ему просто запрещаю подходить к компьютеру. Иногда даже приходится с родителями разговаривать, чтобы он позволил себе отдохнуть. А есть ученики, которых, наоборот, нужно постоянно подталкивать, заставлять работать, решать, готовиться. На таком уровне все очень, очень индивидуально.

Бывает, говорят еще о складе ума, что у кого-то есть предрасположенность заниматься предметом, а у кого-то нет. Вы в это верите?

Да, предрасположенность можно заметить в младших классах, по этому принципу мы и начинаем работать с детьми. Но у старшеклассников на первый план выходят уже интерес и работоспособность. Хотя и без природных данных высоких результатов добиться тяжело.

Публикация 744

Вы уже рассказали о том, как проходит удаленная подготовка к олимпиадам, а как строится внутришкольная работа?

На начальном этапе кружки и спецкурсы у нас ведут школьные учителя. А затем, когда дети достигают определенного уровня, мы передаем их тренерам. А для ребят, которые показывают высокие результаты, мы уже подбираем индивидуальных тренеров, в том числе, с учетом психологических особенностей учащихся. Но опять же, пока что из числа наших выпускников.

Сегодня различных конкурсов и олимпиад по информатике и программированию огромное количество. И тут, с одной стороны, действительно можно много практиковаться, но с другой, как вы сказали, есть опасность выбиться из сил. Вы как-то фильтруете участие ребят в олимпиадах? Какие соревнования у вас в фаворитах?

Да, конечно. Сейчас невозможно принять участие во всех олимпиадах, поэтому мы их отбираем. Помимо ВОШ, мы традиционно участвуем во всероссийской командной олимпиаде школьников (в этом году наши команды завоевали там золотую и бронзовую медали), в Открытой олимпиаде по программированию, которая сейчас является практически аналогом Всероссийской по уровню сложности. По возможности стараемся участвовать в международных олимпиадах, например, в той же Жаутыковской, на которой в этом году команда лицея получила Гран-при, а наш ученик, Роман Коробков стал абсолютным победителем по информатике.

Не так много школ Челябинской области занимаются олимпиадным программированием, всего две-три. В этом есть некоторая проблема, так как сказывается отсутствие ощутимой конкуренции

Олимпиады высокого уровня – это все-таки очень большой стресс. Нужна ли ребятам какая-то психологическая подготовка и занимается ли кто-то этим вопросом?

Да, соревнования – это серьезная психологическая нагрузка для детей. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы у нас был профессиональный психолог, но пока, к сожалению, нет такой возможности, и мы сами стараемся настраивать ребят: где-то поругать, где-то похвалить, где-то посадить позаниматься, где-то, наоборот, отпустить отдохнуть, мы же их знаем. И, конечно, взаимодействуем с родителями. Все это для того, чтобы ребенок подходил к олимпиаде с рабочим настроем, чтобы был не слишком расслабленный и не слишком уставший. Мы с ними постоянно общаемся и в процессе делаем какие-то выводы.

По результатам регионального этапа ВОШ, в этом году где-то 90% призеров и победителей в Челябинской области – лицеисты. Как у вас проходит подготовка к заключительному этапу?

Если говорить о результатах на регионе, то так сложилось исторически, что олимпиадная информатика – это одно из наших сильных направлений, и к сожалению, в городе у нас пока мало конкурентов. Не так много школ Челябинской области занимаются олимпиадным программированием, всего две-три. И в этом тоже есть некоторая проблема, так как сказывается отсутствие ощутимой конкуренции. Поэтому мы стараемся почаще выезжать на олимпиады, чтобы дети видели своих соперников. Что касается заключительного этапа ВОШ, то тут мы организуем сборы при поддержке регионального министерства образования, тренируем детей и везем их на финал.

Начал ли Денис уже готовиться к следующей международной олимпиаде? Или пока в приоритете финал ВОШ?

Я могу сказать, что он, вернувшись с прошлой международной олимпиады, еще не прекращал готовиться к следующей международной олимпиаде. Он сам себе поставил высокую цель: «серебро» у него есть, теперь хочется «золото». И олимпиады в течение года – это для него такая тренировка, чтобы держать себя в тонусе. В том числе, и региональный этап тоже, поскольку он, в любом случае, автоматически проходит в финал как прошлогодний абсолютный победитель.

Его прошлогоднее участие в международной олимпиаде как-то изменило его взгляд на то, как надо готовиться, чему уделять больше внимания?

Я думаю, что он, конечно, учел полученный опыт. Все-таки на международных олимпиадах своя специфика, плюс когда человек защищает честь страны, это тоже влияет с психологической точки зрения. В прошлом году у него ощущался недостаток опыта. В этом он уже поучаствовал в нескольких международных соревнованиях, так что думаю, он проработал те ошибки, которые, возможно, совершал раньше.

«Олимпиады – это еще один наш профиль»

Как так получается, что лицеисты добиваются блестящих результатов на международном уровне, причем сразу по нескольким предметам? В чем секрет вашей школы?

Мне кажется, просто все достаточно удачно сложилось: и подбор учителей, и подбор учеников, и руководство, которое дает нам возможность работать на высоком уровне. А олимпиады всегда были для нас одним из приоритетных показателей. У нас достаточно много детей участвуют в различных соревнованиях, и я бы сказал, что олимпиады – это как бы еще один наш профиль. И, конечно, накопленный опыт заставляет нас ставить высокие цели и стремиться к их достижению.

Как я понимаю, у вас в лицее еще и множество кружков проводится, в том числе, например, очень хорошая лаборатория робототехники.

Да, робототехника – это очень популярное сейчас направление, и у нас даже целых две лаборатории: в одной занимаются исключительно лего-роботами, а в другой – более техническим конструированием: там и работа со станками, и 3D-принтеры. А еще у нас очень хорошая лаборатория физического эксперимента: в нашем лицее даже проводили сборы для команды России по физике при подготовке к экспериментальному туру.

У лицея есть фонд поддержки, существующий, в том числе, за счет бывших учеников, расскажите, пожалуйста, зачем он нужен? Власти не выделяют достаточно средств на ремонт здания и покупку техники?

Вы сами ответили на свой вопрос. Мы действительно испытываем проблемы с финансированием, тот же ремонт каждое лето – это очень серьезная нагрузка. Чтобы показывать высокие результаты, нужны серьезные средства. Поэтому наши бывшие выпускники, которые добились определенных результатов в жизни и решили помочь лицею, и создали этот фонд.

А насколько вообще олимпиадное движение поддерживается местными властями? Чувствуется ли какое-то внимание к этой теме?

Поддержка, конечно, есть и мы ее ощущаем: и губернаторские приемы для победителей, и премии денежные, правда, не московских масштабов, нам до них далеко. Город финансирует поездки на некоторые олимпиады. Тем не менее, финансовые проблемы все равно остаются.

Одна из целей обучения – чтобы ученик превзошел учителя. Я в этом не вижу ничего плохого или зазорного. Я всегда искренне рад, когда ученики меня чему-то учат, всегда готов что-то с ними обсуждать

Организуются ли в области или в городе какие-то летние школы?

Да, летние школы в области проводятся. Уже несколько лет подряд проводится летняя профильная смена для одаренных детей. Наш лицей организует летние лагеря по физике, математике, информатике, экономике.

Есть ли сегодня, с вашей точки зрения, у москвичей и петербуржцев видимые преимущества при подготовке к олимпиадам по информатике? Либо все-таки благодаря тому же интернету эта разница нивелируется?

Преимущества все равно есть, трудно сравнивать преподавательскую и научную базу Москвы и Санкт-Петербурга с тем, что есть у нас в Челябинске. И, конечно, живое общение гораздо более продуктивно, чем дистанционное. И те же наши выпускники, которые тренируют наших ребят по интернету, также участвуют и в подготовке олимпиадников в Москве и Санкт-Петербурге.

Мне кажется, то, что у вас выпускники готовят школьников, очень логично, ведь информатика сама по себе – достаточно молодой предмет по сравнению с остальными. Вы замечаете, что у поколения, которое выросло уже в эпоху интернета, другое отношение к программированию, если сравнивать с людьми постарше?

Да, конечно, разница чувствуется. Я могу ее наблюдать даже по своим ученикам. Когда я начинал работать в школе, у нас лаборантами были наши учащиеся, и я у них по многим вопросам консультировался. В те времена компьютеры были не у всех. Потом детей тянуло в кабинет информатики, потому что в школе был интернет, а дома – нет. А сейчас, мне кажется, благодаря обилию прикладных программ компьютер стал рассматриваться несколько по-другому: скорее как средство, с помощью которого можно получать информацию. Раньше дети больше стремились понять, как он работает, как все устроено. А сейчас главное научиться пользоваться, а дальше уже все понятно. Главное – освоить браузер.

А чем занимаются ваши олимпиадники после школы? Где учатся, где работают?

Работают в самых разных отраслях, но, как правило, в сфере IT, достаточно многие находят себя в банковском деле, поскольку одно из направлений нашего лицея – экономика. Кто-то научной деятельностью занимается, по-разному складываются судьбы. А географически у нас выпускники есть и в Америке, и в Англии, и в Японии. Конечно, кое-кто остается и в Челябинске: не всех родители отпускают учиться куда-то далеко. Кто-то поступает в Москву и Петербург, а потом возвращается: не у всех получается самостоятельно жить и учиться.

Наставники ярких олимпиадных детей часто говорят, что ученики превосходят учителей. По вашему опыту, что в таком случае остается делать учителю?

Радоваться! Я считаю, что так и должно быть. По идее, это одна из целей обучения – чтобы ученик превзошел учителя. Я в этом не вижу ничего плохого или зазорного. Я всегда искренне рад, когда ученики меня чему-то учат, всегда готов что-то с ними обсуждать. И, конечно, особенно здорово, когда они добиваются высоких результатов.