Москва
Cтатья

Как оценить учителя по умению найти ошибку?

Наталья Иванова-Гладильщикова 4 декабря 2012

30 ноября в Московском центре непрерывного математического образования проходило награждение победителей и призеров IX творческого конкурса учителей математики. В его организации приняли участие многие: это Московский Центр непрерывного математического образования (совместно с Московским Институтом открытого образования), газета «Математика» (приложение к  «Первому сентября»), Ассоциация учителей математики Москвы, математический факультет МПГУМосковский городской Педагогический университет. Поддержку конкурсу оказывает фонд «Династия».

Это сугубо профессиональный и очень творческий конкурс, который не только помогает отыскать одаренных учителей, но и стимулирует их к дальнейшей работе. Может быть, поэтому педагоги так стремятся в нем поучаствовать. Не по разнарядке, а по зову сердца. Здесь образовалось некое профессиональное сообщество учителей математики. Если говорить о Москве, то можно утверждать: победители и призеры конкурса – это люди, на которых держится математическое образование столицы.

Участники этого конкурса должны продемонстрировать не только умение решать задачи, но и способность найти ошибку в чужом решении. А еще - проявить свою математическую эрудицию. Вариант традиционно включает в себя 10 заданий, разбитых на два блока. Первый – математические задачи, которые нужно решить; второй блок – методический, включаюший задачи, взятые из реальных математических источников, и их решения, в которых нужно найти ошибки. Еще там есть задание, требующее обосновать актуальность конкретной темы школьной программы, и задание на разработку системы подготовительных задач. Диапазон широкий – от арифметики, алгебры, основ математического анализа - до комбинаторики, основ логики и геометрии.  

По традиции победители и призеры предыдущего конкурса не могут претендовать на победу в этом. Но интерес учителей к конкурсу так велик, что многие решили поучаствовать в олимпиаде вне конкурса,  и показали результаты на уровне призеров. И еще: как и в прошлые годы, для расширения рамок проведения конкурса, на него (за счет организаторов)  были персонально приглашены победители VII заочного конкурса учителей математики, который был проведен в первой половине года. Поэтому, среди участников очного тура, помимо учителей Москвы и Подмосковья, - учителя из Казани, Махачкалы, Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Саратова, а еще - из республик Башкорстан и даже из Казахстана.

Все работы были зашифрованы, таким образом, обеспечивается полная анонимность участия и объективность проверки. Каждый участник мог узнать результат проверки только своей работы. Победителями или призерами конкурса могли стать только школьные учителя, имеющие в текущем учебном году не менее 9 часов в неделю преподавательской нагрузки. Возможность стать победителем или призером интернет-тура не зависела от успешности участия в предыдущих конкурсах.

По итогам конкурса выделены две номинации: победители (набравшие не менее 85 баллов) и призеры (набравшие более 60 баллов). Все они награждены специальными дипломами. Кроме того, победители очного тура конкурса получили индивидуальные денежные гранты фонда «Династия», а призеры очного тура (а также победители и призеры интернет-тура) – научно-популярную и методическую литературу, предоставленную МЦНМО.