Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
15 января 2012, 07:37

И.В. Ященко: олимпиады из праздника науки превращаются в марафон

 Робототехника 

 Вузы, в которые не идут победители и призеры олимпиад, должны активнее работать с абитуриентами, считают авторы рейтинга предпочтений призеров и победителей олимпиад школьников, составленного НИУ ВШЭ и Российским советом олимпиад школьников в 2011 году. О том, какие изменения ожидают участников олимпиад в ближайшее время, в интервью РИА Новости рассказывает директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

 

- Иван Валерьевич, недавно был утвержден новый перечень олимпиад школьников - в нем их 79, в прошлом году было 77, а еще три года назад - 120. Можно ли говорить наконец о некой стабильности олимпиадного движения? Как бы вы оценили уровень олимпиад, входящих в перечень?

 

- Ядро перечня сейчас составляют традиционные общепризнанные олимпиады. Они существуют не один десяток лет, и их научный уровень признан не только в России, но и в мире.

 

Есть в перечне и так называемые «вузовские олимпиады», которые принято критиковать за то, что они являются заменой единого госэкзамена. Но я бы хотел подчеркнуть, что деятельность Российского совета олимпиад школьников, членом которого я являюсь, как раз направлена на то, чтобы поставить заслон превращению олимпиад в еще один канал для поступления. И существенная часть олимпиад, по крайней мере, в тех областях, которые близки моим научно-педагогическим интересам - математике, физике, соответствуют самым высоким научным стандартам.

 

Есть, правда, организационные проблемы. По непонятным причинам установлены очень жесткие сроки проведения олимпиад. Заключительный этап всех олимпиад, включенных в перечень, должен проходить с 1 февраля по 31 марта. Олимпиады оказались уплотнены в два месяца: школьник за неделю может участвовать сразу в нескольких. Это становится похоже на настоящий марафон, а не на праздник науки, как это было раньше и должно быть всегда, когда ребенок не только выполняет задания, но и погружается в научную среду: остается, чтобы послушать лекции ученых, пообщаться с организаторами. Тут уже не до погружения и общения - выспаться бы и бегом на следующую олимпиаду.

 

Очень надеемся, что это жесткое ограничение будет отменено в следующем году.

 

- Вы упомянули о превращении олимпиад в способ поступления - эта проблема ненадуманная?

 

- Нет. С одной стороны, вузы стали более заинтересованы в проведении олимпиад. Олимпиады начинают проводиться даже в тех вузах, которые раньше никогда не занимались их организацией. С другой стороны, все больше школьников стремятся участвовать в олимпиадах. Можно было порадоваться, если бы это не происходило только в 11-м классе.

 

Поэтому очень правильно, что установлено правило: олимпиады «из перечня» должны проходить не только в 11 классе. Но все равно, в 11-м классе число участников обычно вдвое больше, чем в 10-х или 9-х классах. Причем рост числа участников еще не означает повышения качества выполнения заданий: многие сдают пустые работы.

 

- Есть идея создания своеобразного олимпиадного портфолио, когда победителями олимпиады могут стать те, кто в них участвует 2-3 года,- это могло бы, по-вашему, переломить отношение к олимпиадам как средству поступления?

 

- Я не сторонник таких ограничений. Олимпиады - это живое, неформальное движение энтузиастов, и любая попытка его жесткой регламентации будет скорее неэффективна и может только навредить. А вот расширять олимпиадное движение, чтобы в нем участвовали учащиеся 6-7-8-х классов, проводить олимпиады по новым школьным предметам было бы правильно. Точно так же важно повышать прозрачность проведения олимпиад: публиковать работы победителей и призеров в Интернете, чтобы все могли их оценить. Повышать гласность, делать публичным общественный контроль.

 

- В предстоящую вступительную кампанию олимпиадники смогут воспользоваться своей льготой только один раз - подать документы вне конкурса в один вуз на одно направление. Вы поддерживаете это нововведение?

 

- Безусловно, если речь идет о льготе поступления без экзаменов. Олимпиадники занимают места в рейтинге, сбивая с толку своих же одноклассников, друзей, которые поступают по ЕГЭ. Просто неэтично подавать документы в несколько вузов, когда известно, что тебя точно примут.

 

Другое дело, когда победу на олимпиаде пересчитывают в 100 баллов по профильному предмету. В этом случае олимпиадники участвуют в общем конкурсе, и, на мой взгляд, было бы правильнее сохранить для них возможность воспользоваться своей льготой в разных вузах. Ведь для этих ребят поступление не гарантировано, хотя обычно они поступают без труда.

 

И еще. Как способ совершенствования олимпиад было бы неплохо рассмотреть возможность пересчета победы на олимпиадах в разное количество баллов. Сейчас победа в олимпиаде первого уровня оценивается в 100 баллов, а в олимпиадах третьего уровня - вообще может не учитываться. Было бы правильнее, если у вузов была бы возможность устанавливать, например, 70-75 баллов за победу в олимпиаде третьего уровня.

 

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости

 

РИА Новости

 

http://ria.ru/education/20111230/529992346.html

Комментариев пока нет. Выскажитесь первым