Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
24 октября 2016, 13:47

Игорь Рубанов: «Почему Кировская область на втором месте в рейтинге, а Мордовия - на первом»

 Английский язык Астрономияи еще 29 предметов

Мы поговорили с Игорем Рубановым, создателем «Центра дополнительного образования одарённых школьников» в Кирове о том, согласен ли он с результатами федерального рейтинга по количеству дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, который мы подготовили совместно с Московским центром непрерывного математического образования. Кировская область находится в этом рейтинге на втором месте среди регионов, население которых составляет менее трех миллионов человек. Первое место в этой группе – у Мордовии.

- Как Вы оцениваете новый рейтинг? Со всеми ли результатами согласны?

- Рейтинги Москвы и Петербурга – вполне адекватные. В Москве за последние 10-15 лет заметно улучшилась работа с одаренными детьми. Сейчас трудно поверить, что был год, когда Киров обыграл столицу по количеству дипломов на финале всероссийской олимпиады по математике. Первое место Мордовии мне кажется несколько искусственным. Насколько мне известно, в мордовский «Республиканский лицей для одаренных детей» собирают одаренных школьников со всей страны, и его победы не вполне отражают положение дел в самой Мордовии. Другое дело — абсолютно закономерные высокие места Удмуртии и Татарстана.

- За счет чего получается настоящий успех?

- Никаких статистически значимых факторов, кроме наличия хорошего преподавателя, нет. Если нет учителей-энтузиастов, не будет побед в олимпиадах. А для того, чтобы этот сад вырастить, нужны годы. Как английский газон. Чем я и занимаюсь несколько десятков лет в Кировской области. Со 2 по 4 октября у нас прошла большая конференция по дополнительному образованию одарённых школьников, посвященная 25-летию нашего Центра.

- Как сделать так, чтобы педагоги-энтузиасты появлялись в регионах? Или это невозможно?

- Это возможно. Но на это нужно 15-20 лет. Надо начинать со студентов: искать молодых людей, имеющих большой потенциал в этой области. Вот, например, третьекурсник Физтеха Дима Белов. В перспективе он вполне мог бы вытащить целый регион. Собственно, как я вытащил.

- У него есть к этому вкус и интерес?

- Да. И, главное, - присутствуют способности. Пока у меня мало данных, чтобы оценить, какой он организатор, но он уже сейчас вполне сложившийся высокого уровня преподаватель и методист. Когда человек на третьем курсе уже столько понимает в работе с одаренными детьми, это дорогого стоит. Он был преподавателем нашей Летней школы, и ненавязчиво, с моего полного согласия, контролировал меня, когда я вёл свой курс в его группе «профи-10». У нас же нет субординации, а Дима в нашем деле сейчас ценнее многих кандидатов наук.

- Ну, что его можно кинуть в какую-нибудь глухую провинцию и он там поднимет математику?

- Если государство этого действительно хочет, то таких людей надо долго и бережно лелеять. И потом побуждать их работать в регионах. И главное, - чтобы потом их ученики получали адекватную своим возможностям и интересам работу. В России, а не за рубежом. Но это – отдельная тема.

Лучшее, что сейчас могло бы сделать государство, это терпеливо, настойчиво и последовательно поддерживать людей, которые уже успешно работают. Что и записано в Программе по поддержке талантов. Только вот сама поддержка на уровне страны пока мало заметна.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Еще по теме
  
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым