Москва
Cтатья

Алексей Якута: «Нужно не только задачки из учебников решать, но и проводить физические эксперименты»

Подведены итоги Первой международной олимпиады школьников по экспериментальной физике «IEPHO-2013». О том, как проходили состязания и почему падают ракеты читайте в интервью с Алексеем Якутой, заместителем председателя оргкомитета олимпиады, доцентом кафедры общей физики физического факультета МГУ.
Наталья Иванова-Гладильщикова 19 декабря 2013
 Физика

Подведены итоги Первой международной олимпиады школьников по экспериментальной физике для 8-11 классов «IEPHO-2013». Она проходила с 28 ноября по 6 декабря в детском оздоровительно-образовательном центре «Команда» на берегу Истринского водохранилища. Среди организаторов этого события - Департамент образования Москвы, Центр педагогического мастерства, Московский центр непрерывного математического образования, Национальный центр непрерывного естественнонаучного образования. Обозреватель ««Olimpiada.ru» Наталья Иванова-Гладильщикова поговорила с Алексеем ЯКУТОЙ, заместителем председателя оргкомитета олимпиады, доцентом кафедры общей физики физического факультета МГУ.

Кто решил задачи уровня международной олимпиады

«Olimpiada.ru»: Международная олимпиада по экспериментальной физике прошла в нашей стране впервые. В чем ее особенность?

Алексей Якута: Обычно на олимпиадах по физике школьникам предлагаются либо только теоретические задачи, либо проводятся два тура –теоретический и экспериментальный. На этой олимпиаде были только экспериментальные задачи, таких соревнований в нашей стране еще никогда не было.

«Olimpiada.ru»: А сколько экспериментальных задач нужно было решить на олимпиаде?

А.Я.: Олимпиада продолжалась целую неделю, состоялось три тура. На каждом из них дети решали одну или две задачи. То есть, в целом нужно было выполнить пять или шесть задач. Важно, что в олимпиаде участвовали ученики 8-го класса. Это дает возможность привлекать к занятиям физикой младших школьников.

«Olimpiada.ru»: Раз было три тура, значит, проходил какой-то отсев?

А.Я.: Отсева не было. Просто, если бы мы сделали два тура, получилось бы, что ребятам нужно решить всего три или четыре задачи. А этого мало. На Всероссийской олимпиаде по физике школьник решает пять теоретических задач и две экспериментальные. По семи заданиям можно уже сделать какие-то заключения; сравнивать детей. Ясно, что если олимпиада экспериментальная, хорошо бы, чтобы задач было не две и не три, а больше. Так и получилось три тура и пять-шесть задач (решение одной занимает довольно много времени).

«Olimpiada.ru»: Для решения экспериментальных задач по физике требуется специальное оборудование. Было ли оно у вас?

А.Я.: Конечно, в «Команду» мы привезли целую машину оборудования: целый месяц закупали, собирали установки, проверяли их.

«Olimpiada.ru»: Из каких стран приехали участники?

А.Я.: Это первая олимпиада. Поэтому иностранцев было немного - были школьники из России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Болгарии и Словакии.

«Olimpiada.ru»: А российские школьники представляли обычные или специализированные школы?

А.Я.: Конечно же, дети были из специализированных физико-математических школ или из классов, в которых учителя целенаправленно готовят детей к участию в серьезных олимпиадах. Это были либо сборные таких школ, либо сборные регионов. Скажем, из Мордовии приехало две команды: сборная Республиканского лицея для одаренных детей и отдельно – сборная Мордовии. В этих командах были собраны одаренные школьники со всей республики.

«Olimpiada.ru»: А кто представлял Москву?

А.Я.: Конечно, в городе есть целый ряд школ, где традиционно сильна физико-математическая подготовка, и дети оттуда регулярно выигрывают соревнования высокого уровня – это и лицей «Вторая школа», и лицей №1581, и Пятьдесят седьмая школа, и СУНЦ МГУ, и школа №2007, и несколько других… Эти школьники составили как команды своих школ, так и две сборные команды – условно они назывались «Сборная Москвы» и «Сборная Центра педагогического мастерства».

Отдельную команду прислал Центр образования №1329, где есть математические и физические классы. Эта школа является одной из базовых для подготовки московской сборной по физике, в ней работают общегородские кружки для подготовки к олимпиадам.

«Olimpiada.ru»: Насколько сложными были олимпиадные задачи, и как с ними справились участники?

А.Я.: Задачи были очень сложными - уровня международных физических олимпиад. Справились с ними, естественно, не все. За три тура можно было набрать 60 баллов, а обладатель самого лучшего результата достиг 45 баллов. В каждом классе был свой победитель, то есть четыре абсолютных первых места. В 8-м классе это был ученик ЦО №1329 Чикин Николай, в 9-м – школьник из лицея №15 города Сарова Марченко Артемий, в 10-м – снова ученик ЦО №1329 Ляпин Михаил, и в 11-м классе – Биктаиров Юрий, ученик знаменитой московской 57-й школы.

«Olimpiada.ru»: А кто работал в жюри?

А.Я.: Когда формируется жюри, очень важно, чтобы оно судило честно. Чтобы никто не мог сказать, что жюри «специально наняли», и поэтому все призы выигрывают только определенные личности. Поэтому оно было международным – в жюри входили руководители национальных сборных по физике из разных стран, причем такие, которые говорят по-русски. Жюри было представлено профессорами из Колумбии, Польши, Эстонии, Литвы, Белоруссии, Словакии, Армении. А председателем жюри стал Дмитрий Анатольевич Александров, заместитель заведующего кафедрой общей физики МФТИ, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Физике нельзя научить за два часа в неделю

«Olimpiada.ru»: Как вы оцениваете ситуацию с физикой в массовой школе? Есть мнение, что положение с этим предметом очень тяжелое.

А.Я.: Если говорить про массовую школу, то совершенно понятно, почему там дело плохо. Первое: нет никакой надежды на то, что физике можно нормально научить за два часа в неделю. А в гуманитарных классах наш предмет и вовсе зачастую сокращают до одного часа.

Второе: ясно, что если дети при двух часах в неделю хотят учиться более серьезно, то в школах нужно устраивать кружки и факультативы, а это требует дополнительных усилий, прежде всего, от учителей. Для того чтобы кружок по физике работал, нужно, чтобы пересеклись интересы детей и учителя. Конечно, всегда находится какое-то количество учителей-энтузиастов, которые в свое свободное время, почти бесплатно (случается и такое), занимаются с детьми. Собираются в школе вечером и занимаются.

Мы все это понимаем, поэтому в Центре педагогического мастерства работают бесплатные кружки для школьников, которые готовятся к олимпиадам, проходят профильные семинары, проводятся курсы повышения квалификации для учителей Москвы. На занятия выделяется достаточное количество часов, их ведут хорошие преподаватели. Мы готовим кандидатов в сборную Москвы для выступления на Всероссийской олимпиаде, кандидатов в национальную сборную РФ по физике. Но понятно, что кружки по физике при ЦПМ – это явление не массовое: ими охвачены две-три сотни детей на всю столицу – в основном те, кто отличился при выступлениях на различных олимпиадах. С общим числом старшеклассников в городе это, конечно же, несопоставимо.

«Olimpiada.ru»: Давайте все-таки вернемся к уровню обучения физике в массовой школе. Ведь если этот средний уровень будет таким низким, не появятся и сильные дети, увлеченные этим предметом.

А.Я.: Уровень подготовки школьников по физике в массовой школе действительно в среднем не очень высокий. Но выявить это непросто, так как таким же в среднем невысоким является и уровень заданий ЕГЭ по этому предмету. И при этом считается, что если ребенок набирает на ЕГЭ по физике 70 баллов, то это весьма хороший результат.

«Olimpiada.ru»: …и с тройками по физике затем массово поступают в инженерные вузы. Это же страшно.

А.Я.: Конечно страшно. Не случайно у нас то ракета упадет, то еще что-нибудь подобное случится.

«Olimpiada.ru»: Известно, что и экспериментальная база в школьных физических кабинетах слабая…

А.Я.: Это неоднозначный вопрос. Если вы придете почти в любую московскую школу, вам там с гордостью расскажут, что для школы закуплено оборудование в кабинет физики на приличную сумму. Но проблема в том, что часто это оборудование не то, которое нужно, либо учителя не знают, что с ним делать.

«Olimpiada.ru»: То есть, это не классические амперметры с вольтметрами?

А.Я.: Если бы их закупали в школы, наряду с другими полезными для эксперимента вещами, то это было бы прекрасно. А закупают часто всякие «навороченные» современные штуки, которые нужно подключать к компьютеру, многие учителя не знают, что с ними делать, и они лежат на складе, пока морально не устареют. На самом деле, для того, чтобы в школе был какой-то эксперимент, чтобы детей можно было чему-то научить, нужно, чтобы обязательно была элементарная материальная база: весы, грузики, мензурки, пружинки, радиодетали, батарейки, источники питания, генераторы сигналов в нужном количестве... Поэтому, сказать, что в кабинетах физики совсем нет оборудования нельзя. Часто оно есть. Но вопрос в том, можно ли это «великолепие» эффективно использовать.

Почему олимпиада по физике не дает льгот

«Olimpiada.ru»: Вы довольны тем, как прошла олимпиада? И, главное, дает ли она льготы при поступлении в вуз?

А.Я.: Тем, как прошла олимпиада, я и мои коллеги довольны. А ответ на второй вопрос – нет, льгот олимпиада не дает. И не должна! Такая олимпиада нужна для того, чтобы зарождался и поддерживался интерес к физике, и, прежде всего – к эксперименту. Чтобы дети понимали, что если они хотят серьезно заниматься физикой, нужно не только задачи из учебников решать, но и проводить эксперименты, работать руками.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова