Москва
Cтатья

Почем знания для народа или как заработать на детях

С тех пор, как олимпиады стали давать льготы в вузы, появились люди, которые пытаются на этом нажиться. О том, кто и как с этим борется читайте в материале.
Анна Титова 7 февраля 2014
 Математика Информатикаи еще 24 предмета

«Обеспечим результат на любой олимпиаде» - под таким девизом в Интернете продают «решения» заданий топовых олимпиад, таких как «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников (ОММО) и так далее.

На бескрайних просторах Всемирной паутины можно найти не один такой сайт или сообщество в соцсети, где торгуют «знаниями».

Вообще, удивительно, как можно из такого, казалось бы, совершенно неприбыльного мероприятия, как олимпиада для школьников, делать деньги.

Схема довольна проста – вы платите кругленькую сумму и отправляетесь на олимпиаду. На этом ваше общение с так называемыми «экспертами» заканчивается. Иногда просят прислать фото вашего варианта прямо с олимпиады, за это вас, кстати, могут дисквалифицировать и аннулировать работу. Затем вам придет письмо примерно такого содержания: «Решения не были отправлены тем, кто отправил свой вариант позже других или чьи фото сложно было разобрать. Решения скоро выложим на форуме». И всё. Прощайте денежки и льготное поступление в вуз. Ваши жалобы проигнорируют, а комментарии удалят.

Мошенничество? Не в моей компетенции давать какую-либо юридическую оценку – оставлю это профессионалам. Но даже если такой, с позволения сказать, бизнес не противоречит никаким законам Российской Федерации, что весьма сомнительно, то он нарушает правила проведения олимпиад. Я не говорю уже о нормах этики и морали, ведь спекулируют на олимпиадах из Перечня. Недобросовестные школьники обманным путем получают материальные льготы – бюджетное обучение в вузе.

И здесь возникает вопрос: куда смотрит государство?

Существует Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года о блокировке интернет-ресурсов. Так кого еще блокировать, как не тех, кто попрал благородные принципы, на которых основаны олимпиады и посягнул на благосостояние страны!

Подобная деятельность в любом случае неправомерна и заслуживает, как минимум разбирательства, тщательной проверки и контроля со стороны властей. Как бы то ни было, потенциально пострадавшим здесь является не только неограниченный круг детей, но и государство.

Интеллектуальные соревнования призваны помочь детям раскрыть свой талант, заинтересовать занятиями наукой, расширить кругозор, наконец, выявить наиболее одаренных школьников – наше будущее.

Так может быть пора защищать свое будущее от тех, кто его развращает, прививает неправильные ценности и просто пытается делать на нем деньги.

Очевидно, что заниматься этим должно государство, а не организаторы олимпиад, у которых есть свои обязанности: не допустить утечки вариантов, обеспечить порядок во время проведения соревнования, координировать работу дежурных и так далее. А с жуликами все-таки должны бороться власти.

При этом организаторы вынуждены предпринимать целый комплекс мер безопасности, тратить силы и время на то, чтобы бороться с мошенниками.

Комментарий эксперта. Иван Ященко – директор Центра педагогического мастерства (ЦПМ), заместитель председателя оргкомитета Московской олимпиады школьников: «К большому сожалению, когда олимпиады стали давать льготы в вузы, люди, которые пытались нажиться на ситуации вокруг поступления, в том числе путем обмана, обратили свое внимание на олимпиады. Мы стараемся усиленно защитить то, что проводит Московский центр непрерывного математического образования, ЦПМ, Департамент образования города Москвы. В частности три года назад поймали студентку, которая пыталась по чужому паспорту писать олимпиаду.

Мы внимательно отслеживаем результаты участников, обращаем особое внимание на тех, кто до этого момента в олимпиадах не «светился». Очень редкая ситуация, практически невозможная, когда человек не имеющий никаких успехов, вдруг неожиданно «выстреливает» в 11 классе. На это обращается очень серьёзное внимание. Статистика подтверждает, что победители и призеры наших олимпиад добиваются всего честно».

Кроме того, есть специальная группа мониторинга, которая наблюдает за происходящим в Интернете – отслеживают появление вариантов в Сети, предложения платной помощи.

Если после олимпиады выкладываются задания и решения датированные задним числом, это проверяется: специалист может установить, когда был опубликован тот или иной вариант. Но целевая аудитория – школьники – далеко не крутые компьютерщики, которым это под силу.

Вот и создают себе рекламу владельцы подобных ресурсов. Вывешивают вариант заданий, похожий на реальный. Благодаря этому у них много посетителей и многие верят, что на следующей олимпиаде им тоже помогут.

Комментарий эксперта. М.Г. – координатор группы мониторинга в сети Интернет: «Мы мониторим все популярные у школьников ресурсы, как до, так и во время олимпиады, чтобы не только фиксировать нарушения, но и помогать организаторам идентифицировать нарушителя. Например, варианты ОММО имели специальную стеганографическую маркировку, которая позволяет точно и оперативно определить происхождение опубликованного в Сети варианта, если таковой обнаружится во время олимпиады».

Иван Ященко: «Мониторинг подтвердил, что ни на одном из сайтов, в том числе из тех, которые сейчас активно пиарят в Интернете, до момента выхода участников, закончивших писать олимпиаду (ОММО), из аудитории, никаких публикаций в Сети не было».

Меры безопасности приходится предпринимать особенно на соревнованиях, которые сулят какие-то вступительные льготы.

Комментарий эксперта. Виталий Арнольд – заместитель директора МЦНМО, учитель гимназии №1543, организатор олимпиад: «По двум работам легко можно понять, что они совпадают, даже если школьник при списывании что-то изменял. Возьмем математическую задачу: ответ понятен, переходы ясны, но манера обоснования, русский язык, который при этом используется, укажут на то, что решение «заимствовано». На крупных соревнованиях бывает, что работы дисквалифицируются».

Случается, что на какой-то площадке проведения олимпиады плохо сработали дежурные. Тогда за этой аудиторией, за этой точкой проведения следят внимательней, и работы тщательней проверяются.

Стоит отметить, что олимпиадное сообщество очень сплоченное, так что если кто-то однажды попался на списывании, в следующий раз, как минимум, получит пристальное наблюдение дежурных и порицание со стороны коллег.

В то же время наблюдается негативная тенденция: чем более честно, открыто и прозрачно проводят олимпиаду, тем больше жалоб и обвинений получают организаторы: все задания проданы, все места куплены, все списывали. Зачастую эти претензии анонимны и не подкреплены никакими конкретными фактами. А ведь презумпцию невиновности никто не отменял. Еще сто лет назад, в Своде законов Российской империи была такая статья: «Министры по жалобам и прошениям, им подаваемым или из департаментов поступающим, учиняют скорое и справедливое решение, наблюдая, однако, чтобы <…> не вчинять дел пустых и внимания не заслуживающих, а от единой токмо кляузы проистекающих». А мы то уже в двадцать первом веке живем. Так что пора учиться быть цивилизованными. Если есть какие-то обвинения, то должны быть и доказательства.

А по поводу покупки заданий у сомнительных «экспертов» скажу: готовьтесь к олимпиадам, учите предмет и сами становитесь экспертами – тогда не только льготы в вуз получите, но и признание коллег.

Анна Титова