Москва
Cтатья

Массовое приобщение к увлекательной науке

Фестиваль увлекательной науки прошел в воскресенье в Культурном центре ЗИЛ. Корреспондент Olimpiada.ru побывал на мероприятии, узнал правила математической игры, с трудом удержался от покупки истребителя, выяснил, как запустить игрушечную ракету на топливе из ингредиентов, которые есть на любой кухне, и поговорил с Евгением Кабаковым, который организует фестиваль ежегодно уже четырнадцать лет.
Редакция сайта 7 апреля 2014
 Математика Информатикаи еще 24 предмета

Фестиваль увлекательной науки прошел в воскресенье в Культурном центре ЗИЛ. Корреспондент Olimpiada.ru побывал на мероприятии, узнал правила математической игры, с трудом удержался от покупки истребителя, выяснил, как запустить игрушечную ракету на топливе из ингредиентов, которые есть на любой кухне, и поговорил с Евгением Кабаковым, который организует фестиваль ежегодно уже четырнадцать лет.

Уже на подходе к зданию меня поразило количество родителей и детей. Влекомый жаждой знаний, народ прямо-таки валил. Внутри первым, что я увидела после гардероба, оказался столик продавца пенопластовых самолетов. Планеры и истребители разлетались, как горячие пирожки. Хорошо, что я забыла взять с собой деньги, уж больно заманчиво бросить в разговоре  невзначай: "Я тут купила истребитель на выходных...".

 
Народ, влекомый жаждой знаний

Сначала я думала, что мне удастся написать хотя бы пару слов про все достопримечательности фестиваля. Однако эту затею быстро пришлось оставить - счет лабораториям и мастерским, расположившимся на трех этажах Культурного центра, шел на десятки. В одной из таких лабораторий школьники увлеченно резались в игры на расчерченных листочках бумаги. Играть их учил Иван, он ведет кружок в Центре дополнительного образования на Калужской и уроки в школе №9.

 
Планеры и истребители из пенопласта быстро закончились, осталась супер-модель

"Есть поле 8 на 8. В левом нижнем углу стоит фишка. Два игрока двигают ее по очереди на любое количество либо вверх, либо вправо. Проигрывает тот, кто не может сделать ход", - объяснил он правила одной из игр.

Столы, отведенные под разные мастерские, часто не вмещали всех желающих, и в ход шли все подходящие поверхности

По соседству в физической лаборатории Андрей, преподаватель школы №179/261, демонстрирует посетителям фестиваля загадочное физическое явление: в пластиковую бутылку с водой опускается кусок пластина с воткнутым в него резиновым колпачком от пипетки. Бутылка плотно закрывается крышкой. Кажется, что если бутылку сжать, вода будет выталкивать пластилин вверх, однако на самом деле все происходит наоборот - пластилиновый поплавок идет вниз, а когда давление ослабевает - вверх.

 
Андрей ставит с посетителями фестиваля физические опыты

Секрет контринтуитивного поведения пластилина мне объяснил случившийся при этом коллега Андрея по школе Дмитрий Козловский.

"Когда мы сжимаем бутылку, воздух в резинке от пипетки тоже сжимается, объем уменьшается и вся конструкция тонет, потому что тянет ее вверх не воздух, а сила Архимеда, которая действует на вытесненный объем. Поскольку вытесненный объем стал маленьким, сила Архимеда перестает тянуть пластилин вверх", - сказал он.

Пластилин в бутылке ведет себя контринтуитивно

Химический опыт, который можно легко и безопасно повторить дома, демонстрировал в своей лаборатории Слава, ученик 11 класса ЦИТУО "Технологии обучения". Оказывается, вода, сода и лимонная кислота могут стать отличным топливом для бумажной ракеты.

"Мы делаем смесь из соды и лимонной кислоты, засыпаем ее в емкость, заливаем воду и быстро закрываем крышкой. Из-за реакции внутри емкости растет давление, которое через некоторое время выбивает крышку, и за счет реактивных сил сама емкость поднимается вверх", - объяснил Слава.

 
Ракеты на воде, соде и лимонной кислоте

 Не все развлечения на фестивале носили строго научный характер - строгий характер вообще плохо сочетается с этим мероприятием. Например, Александр, сотрудник Московского зоопарка, делает красивые вещи, с некоторым стилистическим уклоном в стимпанк, из всякого мусора и разных лишних деталей. "Идея эта появилась оттого, что у меня на даче скопилась куча всякого мусора, который рука не поднимается выкинуть, потому что вдруг когда-то пригодится", - пояснил он.

 
Александр и светильник его изготовления
 
Часы, сделанные Александром. В одних нашли себе применение лишние детали от мотоцикла, в других - все, когда-либо подаренные ему наручные часы

Кроме лабораторий и мастерских на фестивале была Академия, где ученые и посетители вели дискуссии на разные научные темы, а также лекторий. В тот момент, когда я оказалась возле лектория, из него доносились совершенно космические звуки. Как будто инопланетяне дергали за хвост неземную кошку. Это Петр Термен, правнук изобретателя терменвокса Льва Термена, читал лекцию, посвященную этому инструменту. На лекции все желающие могли не только слушать, но и упражняться в извлечении из терменвокса звуков.

Фестиваль вполне оправдал свое название и по части увлекательности, и по части науки. Опрошенные мною родители подтвердили, что их дети были совершенно счастливы. Единственный минус - теснота или очереди в особо интересные лаборатории.

 
Отличная точка наблюдения в условиях наплыва посетителей

"Тут получилась довольно масштабная история, с точки зрения привлечения людей - и с масштабом мы не справились”, - сказал Евгений Кабаков, бессменный организатор фестиваля, - “В какой-то степени удалась вот эта площадка - Академия - многое из того, что для нее замышлялось, не произошло ни разу, но идет живой разговор разной степени монологичности. И общее ощущение, что можно пить чай и говорить об интересном, есть. Спасибо тем людям, которые помогли все это состряпать. Хотелось создавать общую карту фестивального пространства , но для этого нужно, чтобы сам фестиваль был относительно спокойным и устоявшимся. Сейчас он слишком кратковременный. Это ощущение, что чего-то не хватает, что все слишком быстро, может привести к новым ходам”.

 
Евгений Кабаков дает интервью

Фестиваль увлекательной науки проводится ежегодно с 2000 года для школьников, их родителей и педагогов. В разные годы он проходил на базах Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), Московского института открытого образования (МИОО), известных московских школ (№ 169, № 179, № 192, школы «Интеллектуал, i-школы, Филипповской школы) и других образовательных учреждений. В этом году мероприятие прошло при поддержке Культурного центра ЗИЛ, Научных лабораторий Политехнического музея, Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО), Центра педагогического мастерства, МультиСтудии, Культурно-просветительского центра «Архэ», Филипповской школы, Русского фонда поддержки образования и науки, Университета Дмитрия Пожарского, Центра образования "Технологии Обучения" (i-Школа), Института новых технологий образования (ИНТ) и др.

Боровикова Екатерина