Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Астрономия, 20 - 25 марта, Волгоград
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Право, 25 - 30 марта, Нижний Новгород
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Французский язык, 25 - 30 марта, Ульяновск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Химия, 29 марта - 4 апреля, Архангельск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Литература, 31 марта - 6 апреля, Казань
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Информатика, 1 - 7 апреля, Ульяновск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Испанский язык, 9 - 13 апреля, Москва
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее История, 9 - 14 апреля, Сочи
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Итальянский язык, 9 - 13 апреля, Москва
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Китайский язык, 9 - 13 апреля, Волгоград
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Русский язык, 9 - 14 апреля, Великий Новгород
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Технология, 9 - 14 апреля, Санкт-Петербург
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Физика, 9 - 14 апреля, Тюмень
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Немецкий язык, 12 - 16 апреля, Петрозаводск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Искусство (МХК), 14 - 19 апреля, Смоленск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Физкультура, 14 - 20 апреля, Ульяновск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Экономика, 14 - 19 апреля, Москва
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Экология, 18 - 24 апреля, Санкт-Петербург
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Обществознание, 21 - 26 апреля, Великий Новгород
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее География, 22 - 28 апреля, Ульяновск
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Английский язык, 23 - 28 апреля, Казань
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Биология, 23 - 29 апреля, Ставрополь
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее Математика, 23 - 28 апреля, Екатеринбург
Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап-2018 подробнее ОБЖ, 24 - 29 апреля, Уфа
Советы психологов
…как вести себя накануне олимпиады Накануне олимпиады лучше не экспериментировать! Организм и так физически и умственно напряжен. По возможности действуйте, как вам привычнее (исходя из вашего успешного опыта, например, когда вы сдавали экзамены в школе и результат был отличным). С едой нужно быть особенно внимательным, так как любое пищевое расстройство или недомогание заберут на себя дополнительные силы. Спокойно поспать ночью вряд ли получится, но нужно приложить усилия и поспать хотя бы часов 6-7! Время сна очень индивидуально для каждого, но важно не идти на тур с «чугунной» головой.

…про настрой На олимпиадах психологический настрой играет огромную роль. Настраиваться нужно на борьбу и победу! Но победой считается не только получение диплома призера или победителя олимпиады. В широком смысле слова, победа – это ваши навыки саморегуляции в стрессовой ситуации, способность совладать со своими эмоциями, концентрировать внимание, умение переключаться, работать с максимальной отдачей и приобрести в итоге новый опыт. Важно помнить: как только вы видите конкретный вопрос, ваш мозг автоматически ищет на него ответ.

…про волнение Живые люди волнуются всегда. Если вы абсолютно спокойны и ни капельки не переживаете, скорее всего, дело, которое вы делаете, вам совершенно неинтересно и у вас нет мотивации сделать его на высоком уровне. Но если вы очень волнуетесь, это будет отвлекать вас от продуктивной работы, потому что силы будут направлены на неоправданные переживания. Здесь важно каждому для себя найти «точку оптимума», «золотую середину», когда некий умеренный уровень тревоги будет способствовать хорошей работоспособности и оказывать мотивирующее воздействие на мозг.

…про способы успокоиться Чтобы отвлечься от собственных переживаний, нужно переключиться на визуальный канал восприятия: попробуйте посчитать лампочки в аудитории, внимательно рассмотреть какую-нибудь деталь на одежде члена жюри или измерить площадь комнаты, в которой сидите; наверняка в аудитории будет висеть видеокамера, можно представить что вы оператор и ведете съемку тура, посмотреть со стороны, как бы сверху на всех участников олимпиады: кто во что одет, где вы сами сидите относительно всего помещения («взгляд со стороны»).

…про дыхательные техники Хорошо помогает успокоиться «правильное» дыхание: прислушайтесь к нему, сделайте его более глубоким, задействуя грудную клетку – замедляйте вдох и выдох, посчитайте про себя количество вдохов за 1 минуту.

…про перерывы во время олимпиады Перерыв необходим, если вы зашли «в тупик» и не знаете, не понимаете, что делать дальше. Перерыв нужен, чтобы переключиться, «перезагрузиться», «перевести дух», а значит важна смена деятельности: выйти в коридор, размяться, выпить воды, умыться, съесть шоколадку (глюкоза улучшает работу головного мозга, придает сил и энергии), подышать свежим воздухом. Если нет возможности покинуть аудиторию, можно поочередно напрягать и расслаблять части тела, сидя за партой, помассировать голову, шею. «Переключиться» можно не только физически, но и умственно – вспомнить любимое стихотворение, песню.

…про второе дыхание Конечно, чтобы открылось «второе дыхание», порой нужно приложить дополнительные усилия. Это к вопросу о перерыве, «перезагрузке мозга» или инсайта (озарения). Дополнительные силы могут актуализироваться как после небольшого перерыва, так и после внезапного нахождения правильного ответа, решения сложной задачи, когда возрождается вера в собственные силы. Можно начать воздействовать на биологически активные точки нашего организма – массировать мочки уха, кончики пальцев рук, ладони. Физиологию ведь никто не отменял!

…про проверку и перепроверку Проверять и перепроверять нужно обязательно, но только после «перерыва», на относительно «свежую» голову. Одного-двух раз более чем достаточно. Перед проверкой своей работы важно переключить внимание, отвлечься, набраться новых сил. Может быть полезно представить себя в роли преподавателя, который видит вашу работу впервые, и сначала просмотреть общий вид: ничего ли не пропущено, посмотреть целиком как на картину: закончена ли она? А после, детально проверить все мелочи, нюансы.

…про время между турами После каждого тура организаторы олимпиады готовят для школьников культурную программу (музей, театр, экскурсия, зоопарк и так далее). Как правило, педагоги и психологи очень рекомендуют посещать всю культурную программу, даже если она не попадает в сферу интересов школьника. Это важно для вашего же умственного и физического самочувствия: помогает хорошо отвлечься, расслабиться, активно провести время. А перед следующим туром всегда есть час-другой на повторение материала, чтобы собраться с мыслями и настроиться на новую работу. Чередование активного досуга и умственной работы – залог успеха в любом деле.

…если промежуточные результаты оказались хуже, чем хотелось бы Промежуточные результаты, результаты после тура – не приговор. Все может кардинально измениться на последующих. Тут главное не падать духом, сделать «работу над ошибками», подумать, что помешало набрать большее количество баллов (не повезло с темой или сильно волновался и это отвлекало....), и наметить стратегию поведения на следующем туре (может, хорошо выспаться перед ним, взять талисман с собой, повторить материал с другом...).

…если итоговые результаты оказались хуже, чем хотелось бы

Итоговый результат – победа, несомненно, является целью большинства участников олимпиады. Однако, загоняя себя в узкие рамки (когда единственная цель – вернуться с олимпиады с дипломом), мы делаем себя уязвимыми, менее эффективными. На самом деле, опыт, который можно приобрести на олимпиаде, куда шире, богаче и полезнее! Тут поможет хорошее упражнение, которое стоит сделать перед началом олимпиады. Нужно в письменном виде как можно подробнее ответить на 4 вопроса:

  • Что я получу, если не выиграю?
  • Что я потеряю, если не выиграю?
  • Что я получу, если выиграю?
  • Что я потеряю, если выиграю?

На главную