Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Сергей Маркелов: «Гораздо продуктивней заниматься тем, что интересно»

В минувшие выходные состоялся ХХVI Математический праздник. О том, как проходит организация математических игр и многом другом - Сергей Маркелов.
Наталья Иванова-Гладильщикова 19 февраля 2015
 Математика

В прошедшее воскресенье весь первый этаж знаменитого Главного здания МГУ был похож на жужжащий улей: пять тысяч шести- и семиклассников, оторвавшись от компьютеров (не уверена, что они в принципе гуляют во дворе) приехали на ХХVI Математический праздник, чтобы в первой половине дня попробовать решить сложные олимпиадные задачки, а во второй - поиграть в логические, математические и инженерные игры, побывать на интересных лекциях, и даже посмотреть мультики.

Для того, чтобы не заблудиться в стране игр, все желающие получили «Карту Средиземья». Путешествуя с ее помощью по первому этажу высотки МГУ, можно было заглянуть в Хоббитон и заняться там раскрашиванием некоей карты, в Вековечном лесу - поиграть в необычные настольные игры, а в Пещере Горлума - порешать непростые задачки… Всего игровых заданий было 20. У подножия мраморной лестницы дети собирали на полу что-то красивое, похожее на паркет из разноцветных геометрических фигур. Рядом на стуле сидел человек, слегка смахивающий на Хагрида из «Гарри Поттера» - не хватало окладистой бороды и дополнительных пары десятков килограммов. Этим человеком оказался Сергей Маркелов. Именно он не первый год участвует в организации игровой части Математического праздника. Сергей Маркелов и принес сюда «Непериодический паркет». Мы решили спросить его, почему таким делом интересно заняться на Математическом празднике.

 - В чем сложность этого задания?

- Тут три разных вида многоугольников. Цвета соответствуют форме. Если бы задание состояло в том, чтобы сложить что-то из одинаковых квадратов, то можно было бы сделать периодический паркет (это когда следующие квадратики выкладываются как предыдущие). А этот набор фишек придумал американский математик Роберт Амманн. Из него сложить периодический паркет нельзя. То есть, если вы будете прикладывать фигуры в точности так, как вы это делали до этого, то у вас ничего не получится. Иначе говоря, каждый следующий раз, многоугольники  надо прикладывать по-другому, продумывая это. Видите, желтые розочки разбросаны хаотически?

- Вижу, конечно. А у кого чаще получается собрать непериодический паркет?

-  Получается только у того, кому это нравится. Иногда приходит ребенок, которому это совершенно не нужно (его мама заставляет). А бывает наоборот: мама говорит, пошли отсюда, мы не обошли еще три других занятия. А он отвечает: подожди, мне здесь интересно. Мне кажется, что если ребенку интересно что-то одно, на этом и нужно сконцентрироваться. Это известная дилемма: когда у школьника пятерка по математике, но тройка по географии, одни родители берут ему репетитора по географии (чтобы выправить тройку), а другие  – по математике (чтобы пятерку развить до десятки). С моей точки зрения, второй подход правильней. Гораздо продуктивней заниматься тем, что интересно. А остальные предметы держать на таком уровне, чтобы не выгоняли из школы.

- Почему собрать такой паркет так трудно?

- С этими многоугольниками связан целый ряд открытых проблем современной математики. До сих пор непонятно, как записывать подобные решения: можно зарисовать, а как в формулах выразить, еще не придумали. Эта часть науки находится пока в допороговой (донаучной) стадии развития; на этапе собирательство мелких фактов. Так развиваются все части математики: сначала собираются мелкие факты, потом достигается их критическая масса и удается сделать какие-то выводы; создается язык для обобщения, для описания этого.

Перед нами пример трех типов выпуклых многоугольников, которыми можно заполнить плоскость бесконечным числом способов. Но каждый способ является непериодическим. Спрашивается: а можно ли обойтись какими-то двумя многоугольниками? Можно ли привести пример двух выпуклых многоугольников с тем же свойством, чтобы любой паркет из них был непериодическим?  Ответ: этого никто не знает, это открытая проблема современной математики. Из трех многоугольников Амманн смог придумать, а из двух – никто не знает.

- Где можно попробовать собрать такой паркет?

- В Москве, да и вообще в России такой паркет можно увидеть всего в двух местах: либо когда я приношу многоугольники на занятия, которые провожу, либо в Доме научно-технического творчества молодежи на Шаболовке.

- А вы знакомы с другими играми и конкурсами,  в которых можно принять участие на Математическом празднике?

- Я знаю только про те, которые сам проводил в предыдущие годы. Дома вместе со своими тремя детьми я выпиливал игры-головоломки и приносил их сюда. Задача обычно такая: нужно что-то сложить из каких-то деревянных фигур. Или уложить эти фигуры в виде треугольника. В том, что детали делаются своими руками, есть большой смысл. Сейчас современные юноши не знают, как ножовку взять в руки, как что-то самим сделать. Обычно детали просто покупают. Но я считаю, что, если ты настоящий мужчина, ты должен уметь это сделать сам. Когда я приносил на занятия свои, выполненные вручную головоломки, это вызывало у целого ряда детей (и некоторых родителей) вопросы: а как вы это сделали?

- А вообще, тут требуются в большей степени инженерные способности, чем логические или математические?

- По-моему, тут речь не о способностях, а о том, встретил ребенок кого-то, кто его чем-то увлек или нет. Ведь успех приходит благодаря бесконечным тренировкам. Но долго можно заниматься лишь тем, что доставляет удовольствие. Поэтому, если ребенку показать, что выпиливать из фанеры нужно не потому, что учитель труда заставляет, а потому, что это классно, и в результате можно сделать что-то очень интересное, возможно, будет результат. Сегодня на Матпразднике ко мне подошло человек шесть детей, взяли контакты, размеры и сказали, что тоже хотят изготовить нечто подобное.

Советую родителям: ребенка нельзя заставить что-то делать. Ресурс этого мал. А что можно? Приходят дети в класс и говорят: а у меня айфон седьмой. А мой принесет в школу деревянную головоломку и скажет: мы с папой выпилили вот эту штуку. И в результате может получиться, что девочка посмотрит на мальчика с восхищением не из-за его дорогих гаджетов, а из-за того, что он принес чертежи на миллимитровке и потом взял и по ним что-то сделал.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Еще по теме
  
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым