Продолжая обсуждать федеральный рейтинг по количеству дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, мы поговорили с Евгенией Абелюк, заслуженным учителем России и членом Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по литературе. Нас интересовало ее мнение о том, от чего зависит успех той или иной школы, региона в олимпиадах.
- Как можно объяснить тот факт, что существуют регионы, в которых вообще нет победителей всероссийской олимпиады школьников по гуманитарным предметам? Это Камчатка, Амурская область, Забайкалье, Калмыкия, Ненецкий автономный округ, Тыва. От чего зависит количество победителей олимпиад: от общего уровня школ, специальной подготовки к таким интеллектуальным соревнованиям или от чего-то еще?
- Я думаю, что это зависит и от школы, и от ребенка (насколько он способен расти), и даже от семьи. Но есть еще другая причина: все зависит от уровня подготовки учителей. Оказывается, что учителям негде совершенствоваться. У нас в педагогическую магистратуру Высшей школы экономики поступила учительница с Дальнего Востока. Там построили школу, подобную центру по работе с одаренными детьми «Сириус» в Сочи, и она приглашена туда на работу. Учительница говорит, что для этого ей нужно учиться, а негде. И поступила в нашу очно-заочную магистратуру. Прилетает три раза в год на 10 дней.
Моя работа в этой магистратуре продемонстрировала, что учителя, которые к нам поступают (а это, как правило, - лучшие) весьма неграмотны (в широком смысле слова). Даже если у них хорошая читательская культура и читая текст, у них возникает куча ассоциаций, писать они не умеют. У них страх перед чистым листом. А у нас они много занимаются анализом текста
Провальные регионы – те, где плохо с подготовкой учителей. Ведь их надо не натаскивать, как привыкли делать в институтах повышения квалификации, а готовить к самостоятельной работе. Чтобы они умели писать.
- Как Вы вообще относитесь к подобным рейтингам?
- Рейтинг стимулирует учителей развиваться, стремиться к результатам. Но дело в том, что развиваться может лишь тот, кто видит в этом необходимость, кто любит свою профессию. Кроме того, рейтинг не учитывает атмосферных моментов, которые очень важны в школе. Это, например, отношения учителей и детей…
- Но это чрезвычайно трудно формализовать, а рейтинги именно на этом основаны.
- Это можно было бы сделать с помощью опроса студентов, оценивающих свою школу, учителей. Это очень показательно.
- Мне кажется, это мог бы быть отдельный рейтинг. И очень интересный.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова