Ксения Донская 8 февраля 2022 |
В прошлом году десятиклассница Диана Соколова из крохотной Чухломы стала призером на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по английскому. Язык девушка выучила сама – с помощью ютуба, книг и «Сумерек». Вот что она рассказала:
Чухлома – это небольшой город в Костромской области, здесь живет примерно 5000 человек. У нас красивая природа: парк, озеро. Каждый год проходит фестиваль «Чухломская пуговка» – в честь известного актера Пуговкина, он родился в деревне недалеко от нашего города.
Я учусь в Чухломской общеобразовательной школе имени А. А. Яковлева. В моей параллели один класс, но так бывает не всегда, все зависит от выпуска: иногда после 9 класса остается больше людей, иногда – меньше. Многие уезжают учиться в колледжи в Кострому – до нее примерно два часа на машине, в Галич. Еще недалеко от Чухломы есть поселок Анфимово, там тоже техникум, но выбор профессий довольно ограниченный: повар, деревообработка, что-то такое. В основном сферы, которые востребованы в нашем районе. Правда, поступают туда только глубокие троечники.
Профиль у меня социально-экономический, бывают еще химико-биологические классы, других вариантов нет. Половина нашего класса учит английский, половина – немецкий. Учительница немецкого – наш классный руководитель, и немецкий у нас прекрасный. А вот английский слабоват.
Изначально английский мне не нравился: у нас не было хорошего учителя, на уроки я ходила ради оценок. Зато в 8 классе я влюбилась в физику – странно, да? На каникулах мы с родителями поехали отдыхать в Турцию. Я впервые летела на самолете, очень впечатлилась и задумалась о том, насколько красив мир и какую важную роль в нем играет физика. В итоге мне захотелось стать авиадиспетчером, а им обязательно нужен английский: это язык воздуха, и конечно, его надо сдавать. Это был 2019 год, январь, и на тот момент я знала от силы несколько десятков слов.
Первым делом мне нужна была база, потому что у меня ее не было. К тому моменту мы, по идее, прошли все основные времена, но на практике была полнейшая каша. Поэтому я открыла ютуб и стала смотреть видео для начинающих: отдельные ролики, плейлисты. Мне нужно было разобраться в том, как работает язык, чтобы на этом фундаменте уже строить дальнейшее понимание. Так я смотрела несколько месяцев.
Параллельно выписывала слова на карточки – они бывают в электронном виде, но я тогда не особо дружила с компьютерами, не доверяла им, думала, что если что-то случится, вся моя работа улетит в никуда. Поэтому я их делала из бумаги: с одной стороны – слово, с другой – перевод, значения, иногда примеры употребления.
Летом у меня началась действительно грандиозная подготовка. Я расписала, какие навыки требуются для разных уровней английского: например, если у тебя уровень Elementary (А2), ты можешь разговаривать на повседневные темы, рассказать о семье, о себе, о своих питомцах. Поставила цель: дойти до Intermediate (В1) к середине лета.
Заставлять себя заниматься не пришлось: у меня было такое чувство, как будто я долго искала свое дело и наконец-то его нашла. Так что я просто вставала утром и бралась за английский: повторяла слова, учила новые. Для меня занятия стали интереснее даже каких-то гулянок с друзьями, например. Как-то ко мне зашла соседка и говорит: «Да тебя недели на две хватит». Меня хватило на все лето.
Я начала смотреть сериал «Друзья». Сначала мне казалось, что будет легко: перед этим я уже посмотрела «Extr@» – это специальный сериал для изучающих язык, и мне казалось, что я уже почти все понимаю. В итоге первую минуту разбирала примерно полчаса, потому что вообще не могла сообразить, почему эта реплика означает то, что означает. Я делала так: смотрела небольшой отрывок несколько раз без субтитров, записывала все, что поняла, а где что-то не понимала, оставляла пробелы. Потом смотрела этот же кусок с субтитрами и старалась проанализировать, в чем проблема: в произношении, скорости или новой лексике?
Где-то за пару месяцев я прочитала все пять книг – для человека, который на тот момент учил английский меньше года, это, конечно, стало шоком
После «Друзей» я взялась за «Сумерки». Начинала с 15 минут в день. История меня затянула, хотелось скорее узнать, что будет дальше, но я сдерживалась и не смотрела залпом. Выписывала все новые выражения, повторяла за актерами, чтобы улучшить произношение, даже выучила стихотворение Роберта Фроста, которое открывает третий фильм. Если «Друзья» дали мне погружение в культуру американцев, их будничную жизнь, возможность выучить кучу слэнга, фразовых глаголов и разговорных выражений, то «Сумерки» – это уже уровень повыше: там и история, и лексика сложнее.
Когда все фильмы кончились, я подумала: «Интересно, могу ли я читать на английском?» До этого у меня была только книжка «300 разговорных тем для подготовки к экзаменам». Я пересказывала эти тексты, учила лексику. Но теперь мне захотелось читать что-то более реальное, чтобы чувствовать себя носителем языка. Я решила, что возьмусь – опять же – за «Сумерки». Мне кажется, если бы тогда я выбрала совсем новую для себя книгу, то либо бросила бы ее, либо не справилась с английским и разочаровалась в своих силах. А тут знакомая история, у меня в голове уже сложилась картинка, это облегчило процесс. Где-то за пару месяцев я прочитала все пять книг – для человека, который на тот момент учил английский меньше года, это, конечно, стало шоком. Здорово, что это было не одно произведение, а целая серия: я привыкла к автору, к ее лексикону, многие слова повторялись. Например, в книгах реплики героев сопровождались глаголами говорения: giggled (хихикнул), whispered (прошептал). И все они настолько засели мне в мозг, что я их помню до сих пор. Мне кажется, этой фазе изучения языка я обязана больше всего, потому что за полгода выучила тонну слов.
За год занятий я много всего узнала и мне хотелось этим с кем-то поделиться, но с приложениями по языковому обмену ничего хорошего не вышло, долгие беседы у меня там не складывались. Потом я нашла онлайн-сервис, где можно заниматься с учителями или тьюторами – носителями языка. Выбрала преподавательницу из США, забронировала урок. Сначала было страшно: до этого я никогда не разговаривала с человеком, который хорошо знает английский. Но все прошло удачно, мы друг друга поняли, она сказала, что у меня уровень B1, я была этому очень рада. Правда, больше с ней мы не занимались: просто так получилось. Да и в принципе после этого несколько месяцев никаких занятий разговорной речью у меня не было.
Также с произношением мне помог канал на ютубе Rachel's English. В каждом видео преподавательница Рейчел разбирает отрывки из сериалов и фильмов, комментирует, как актер произнес реплику, как соединил слова, какие звуки были пропущены и почему. При этом сама она все произносит четко, артикуляция у нее очень крутая. Для меня это стало хорошим упражнением: я смотрела ее ролики, повторяла за ней, старалась произнести так же, как она. Еще у нее есть онлайн-курсы по произношению: каждый звук объяснен детально, огромное количество примеров, все с аудио, в разном темпе. Я, например, долго не знала, как нужно произносить звук [r], и только благодаря этим видео поняла, что неправильно ставлю язык и что надо делать по-другому.
Участвовать в олимпиадах нам предлагали каждый год, но мы никогда не придавали этому значения. Никто из девчонок нашего класса олимпиады не любил: казалось, что к нам просто привязываются с какими-то заданиями. Но в 9 классе я собиралась сдавать английский и решила попробовать, тем более, хотелось расширить кругозор.
На муниципальный этап из моей параллели перешла только я. В нем участвовали три человека: была еще девочка из 8 класса и мальчик из 10, все из нашей школы. Из района не было никого: школы у нас маленькие, во многих из них учат только до 9 класса, а на 10-11 ученики приезжают к нам.
Тогда я вообще не знала, что в олимпиаде есть еще третий и четвертый этапы. И когда в декабре мне завуч объявила, что я прошла на регион, причем сразу и по русскому, и по английскому, я была немного в шоке. Но ничего, пришла домой, успокоилась, открыла задания, поняла, что для меня это темный лес. До февраля был еще месяц с лишним, и я решила, что буду усердно готовиться.
Я поняла, что надо работать над собой: я знала слова, у меня все было в порядке с произношением, но уверенности не хватало
На региональном этапе я отметила для себя много моментов, над которыми нужно поработать. Например, достаточно сложным было задание с текстами: поняла, что надо больше читать академической литературы, учить лексику более высокого уровня.
Зато с письмом оказалось проще. Я люблю писать на русском, за сочинения у меня всегда пятерки, учителя меня хвалят. «Сумерки» так меня вдохновили, что я начала сама сочинять истории на английском. Хотелось создавать своих героев, придумывать, какие они, как они будут разговаривать. Это упражнение очень мне помогло: я перестала думать о письме как о чем-то страшном. А еще – улучшила орфографию: смотрела, что мне Word подчеркивает красным, выписывала эти слова и разбиралась, где делаю ошибки.
Больше всего меня пугало говорение. К тому моменту я только один раз поговорила с носителем и сильно переживала. Моей напарницей стала девушка на год старше меня, и мне казалось, что она такая взрослая, а я – маленькая, было страшно, даже коленки дрожали. Мы зашли в класс – и с нами прямо с порога начали говорить на английском. С одной стороны, у меня был шок, с другой – я сама себя убеждала: «Это же то, что ты хотела! Хотела говорить на английском – говори на английском». При этом в голове был диссонанс: вот собрались мы все, русские люди, и почему-то говорим на английском. Для меня он все еще оставался иностранным, и ситуация выглядела неестественно, ненатурально. В итоге на устном туре мне было некомфортно, за говорение сняли два или три балла. Тогда я поняла, что надо работать над собой: я знала слова, у меня все было в порядке с произношением, но уверенности не хватало.
В итоге я стала призером. Люди вокруг были удивлены, что кто-то из нашего района смог добиться такого результата. Учителя меня благодарили, вся семья сказала: «Вау, да у нас умный ребенок!» Не то что они раньше этого не осознавали, просто теперь поняли, что все мои упорные занятия были не впустую. И я сама яснее увидела, что да, английский – это всерьез, я уже точно не возвращаюсь к физике и авиадиспетчерам, у меня другая дорога.
В 2020 году финал не проводился из-за пандемии, и времени на подготовку к следующей олимпиаде у меня было достаточно. Я занялась тем, что не получилось на региональном этапе: например, мне почти не хватило времени на письмо и переписывать на чистовик его пришлось очень быстро. Поэтому весь год я училась контролировать время: ставила себе таймер, когда что-то писала. В кроссворде мне не удалось отгадать ни одного слова – значит, нужно расширять словарный запас, учить синонимы. За лето перед 10 классом я прочла, наверное, 15 книг – никогда столько не читала, тем более, на английском. Это была и классика, и нехудожественная литература – люблю психологию и саморазвитие, современные книжки, один ужастик – хотела попробовать новый жанр, чтобы обогатить лексикон. Больше всего мне понравился роман «Turtles all the way down» Джона Грина: классный писатель, пишет про подростков, мне было легко понять его героев, да и лексика попадалась полезная.
За каникулы я выучила много слов, причем в основном как раз благодаря книгам, сериалам и статьям. Смотрела документальные фильмы про экологию – это мне тоже интересно, а в олимпиадах и на экзаменах часто встречаются тексты на эту тему. Прошла курс в онлайн-школе для перехода с уровня Intermediate (B1) на уровень Advanced (C1): он помог мне структурировать знания и найти пробелы. А еще я полностью переключилась на английский в своих социальных сетях и подписалась на англоязычных инфлюенсеров.
В 10 классе я снова участвовала во всех этапах, начиная со школьного. Его писали только я и еще одна девочка.
На муниципальном этапе все было хорошо. На регионе я, конечно, переживала, потому что в прошлом году как раз остановилась на этой ступени. Было страшно, что если стану призером, то не буду удовлетворена. Также теперь я уже знала, что есть еще и заключительный этап, и очень хотела туда попасть, поэтому напряжение усилилось. Но в итоге я стала победительницей. Честно говоря, не ожидала, что окажусь на первой строчке, и конечно, ужасно обрадовалась.
Потом маме позвонила директор, сказала, что нужно оформлять документы для участия в финале: «Приходите, пожалуйста, мы ничего не понимаем». До этого никто из нашей школы не ездил на всерос ни по какому предмету, максимум – призеры на регионе. А тут нужно было делать фото, высылать бумаги, решать, как мы поедем: самолетом, поездом. Еще и не Москва – все-таки она поближе, а Калининградская область! Я была немного в шоке, но в то же время счастлива: вау, я увижу мир.
Для меня поездка в Зеленоградск стала самым большим погружением в язык. Перед заключительным этапом я думала, что возможно, все там будут немного негативные, потому что никто не хочет раскрывать свои секреты, все стремятся к победе, думают только о себе. Но на самом деле, участники были дружелюбные и радостные, а атмосфера – как если бы мы приехали на каникулы в Англию.
Аудирование мне показалось не слишком сложным, чтение тоже было достаточно стандартное. Немного подвело страноведение, но тут в принципе все довольно непредсказуемо, важна удача: например, если ты знаешь всех монархов Великобритании и тебя попросили расставить их по порядку – тебе повезло, а если задание связано с американскими штатами и ты не их учил, то сложно что-то сделать. Чтобы сразу изучать и язык, и страну, нужно больше времени. Я как раз на страноведении потеряла баллы, которых мне не хватило до победителя.
Говорение меня тревожило. С другими людьми на английском я по-прежнему общалась редко: за год у меня был, наверное, десяток онлайн-занятий разговорной речью с носителями, и все. К тому же, на олимпиаде меня ждал сюрприз: я знала, что в устном туре нужно делать презентацию по видео, но не знала, что помимо этого нам дадут русские тексты на перевод. Во время подготовки я переводом не занималась, старалась сразу воспринимать английскую речь или текст. Пришлось ориентироваться на месте. Честно, этот тур для меня был довольно стрессовым. В итоге все пролетело так быстро, я даже не успела осознать, что это было со мной, и напрочь забыла все, что говорила. Благо, мне повезло с партнером: у него было хорошее произношение. По времени тоже уложилась – видимо, на адреналине смогла сосредоточиться. В результате оказалось, что за этот тур у меня 20 из 20 баллов.
Когда мы с мамой возвращались в Чухлому, я думала, что хорошо бы набрать баллов 70 – это не призер и не победитель, но хотя бы не стыдно перед самой собой. После олимпиады я находила у себя ошибки, поэтому появилось ощущение, что неправильно вообще все. Когда мы приехали домой и я увидела, что у меня 89 баллов, конечно, первой реакцией был шок.
Церемонию объявления результатов мы смотрели большой компанией: собралась вся семья, пришла соседка. Я боялась, что призеры начнутся с 90 баллов, мне не хватит одного и будет обидно. Когда меня назвали, конечно, все очень обрадовались. В школе тоже меня учителя поздравляли на каждом уроке, а учительница информатики даже сказала, что я себя вписала в историю школы. Раньше я этого не осознавала, но теперь понимаю, что действительно, когда следующий ученик – надеюсь – поедет на заключительный этап, все равно будут вспоминать, как я в 2021 году стала первой участницей всероса.
Мне самой раньше казалось, что это невозможно, нереально, что люди из глубинок не выигрывают, потому что в Москве и Петербурге, в крупных городах лучше подготовка, есть специальные школы. И когда у тебя получается чего-то добиться самостоятельно, ты подаешь другим людям пример, что все возможно, и забираешь у них excuse (оправдание, отговорка - прим. ред.), чтобы ничего не делать.