Москва
Интервью

«Вместо ожидаемой «точки» получился восклицательный знак!»: какие эмоции оставила Всероссийская олимпиада у дипломантов по литературе и математике

Читайте новую подборку впечатлений победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников! Сегодня своими воспоминаниями и секретами подготовки делятся участники по математике и литературе.
Редакция сайта 3 мая 2023
 Математика Литература

Литература

Финал проходил в Московской области. В рамках соревнования ученики из 88 регионов проходили три тура: аналитический, творческий и устный. Победителями состязания стали 26 учеников, призерами – 121 участник.

Дмитрий Липченчук, 10 класс, Челябинская область, призер:

От олимпиады у меня остались лишь положительные впечатления. В этом году, мне кажется, все было на высшем уровне: отличная организация, душевная обстановка, очень интересные (хотя и нелегкие) задания.

Я готовился, читая учебники по литературе: И. Н. Сухих, В. Б. Шкловского, М. М. Голубкова, и разные статьи (в том числе Ю. М. Лотмана), слушал лекции по литературе и искусству. Я уделял время и тому, что просто интересовало: читал художественную литературу и смотрел фильмы, ведь это очень важно для формирования культурного фона.

Но кроме всего этого, получить призерство на олимпиаде мне, конечно, помогла поддержка родителей, учителей и друзей. Без нее мне было бы гораздо сложнее справиться с волнением.

А литературой я решил заниматься просто потому, что мне это было интересно. Нравилось читать книги и смотреть фильмы. В какой-то момент я понял, что в них спрятано много деталей, которые могут открыть для читателя/зрителя что-то новое, помочь понять произведение, взглянуть на него с другой стороны. А выведенные идеи можно использовать для саморазвития. Поиск таких деталей, их объяснение увлекли меня.

Варвара Станицкая, 11 класс, Вологодская область, победитель:

Любая олимпиада – это одновременно и большой праздник, и большая нагрузка, поэтому впечатления смешиваются в один огромный клубок чувств и мыслей. Конечно, я очень рада и до сих пор не верю, что все сложилось именно так. Осознание еще не пришло, но этот финал – однозначно нужный и важный опыт в моей жизни.

На самом деле, мне невероятно повезло с регионом и конкретно местом обучения. В нашем лицее организуется специальная подготовка и к региональному, и к заключительному этапам. Ну и, конечно, основная тренировка – это практика, потому что можно знать очень многое и не уметь справляться с этим на деле. Буквально за две недели мы с командой написали очень много анализов, разных кусочков творческих заданий, постоянно подкрепляли теорию письменным выражением своих мыслей.

Кажется, прошло слишком мало времени, чтобы я смогла достаточно порефлексировать, но пока есть ощущение, что победа полностью зависела от вложенных в работу сил и времени. Я занимаюсь литературой с 7 класса, и огромное количество часов, посвященных письменным работам, чтению специальных книг, общению с единомышленниками, полностью себя оправдало.

Вероника Лазынина, 11 класс, Нижегородская область, победитель:

Олимпиада замечательная! Мне понравилось все: и организация, и место проживания, и люди, с которыми удалось пообщаться. Семь дней шли долго в ожидании результатов, а после награждения превратились в один миг, и я счастлива, что мой первый и единственный «закл» прошел в атмосфере тепла и заботы друг о друге, несмотря на то что ребята были в том числе и соперниками.

Для подготовки я находила статьи и сайты со списками рекомендованной литературы и других источников. Еще помогали лайфхаки ребят, уже прошедших олимпиадный путь. Я знакомилась с книгами И. Н. Сухих по литературоведению, смотрела на Youtube видеоразборы олимпиадных заданий от ЦПМК, писала пробные анализы и читала работы дипломантов, ища нестандартные ракурсы и новые мысли. Большим помощником в подготовке стала моя учительница русского языка и литературы – она с радостью пошла мне навстречу, когда узнала, что я прохожу на региональный этап, и стала бесплатно заниматься со мной. Мы вместе разбирали тексты прошлых лет, дополняли друг друга в рассуждениях.

Победить помогли талант, упорство и мотивация. И отдельно скажу про поддержку – практически все мои знакомые, друзья, члены семьи переживали за меня и мысленно были рядом, когда я писала туры и потом рассказывала о них. Такого заряда позитива я, наверное, не чувствовала до этого никогда! Прекрасно, если есть те, кто в любой ситуации верит в тебя.

Не умея даже говорить, будучи совсем маленькой, я уже приносила родителям книги и просила читать для себя вслух. Мне очень нравилось сочинять шуточные стихи с моей бабушкой (она филолог по образованию) по дороге в детский сад и потом перечитывать их. В средней и старшей школе очень повезло с преподавателями словесности – это настоящие профессионалы своего дела, умеющие вести предмет так, чтобы 45 минут были не только про буквы на бумаге, но еще и – что самое главное – про смыслы. Такая работа очень развивает мышление и умение рассматривать критически разные стороны жизни, искать глубину в повседневности и составлять собственную точку зрения на происходящее в окружающем мире.

Полина Авдиюк, 11 класс, Москва, победитель:

На мой взгляд, это был мой лучший Всерос: по организации самого мероприятия, моему душевному состоянию, впечатлению от заданий и собственных текстов, результата. Одним словом – я очень счастливая. Даже физическая усталость и стресс не испортили ситуацию, как это обычно бывает (знаю по опыту прошлых лет). В этом году моя олимпиадная история закончилась, и все, что я чувствую – космических масштабов благодарность (и сожаление, и шок от того, что это финал). Однако вместо ожидаемой «точки» получился восклицательный знак!

Литература требует постоянной погруженности в культуру, поэтому готовиться каким-то специфическим способом – ботать – не про этот предмет. По сути, подготовка к олимпиаде включает в себя все, начиная от просмотра спектаклей и кино, заканчивая заучиванием дат, терминов и биографий. Я много читала разной литературы (кроме, разумеется, художественной): открыла для себя бездну филологических концепций, поняла, какие из них мне ближе. Конечно, практика анализа текста еще очень важна, этим мы занимались на парах по подготовке. Здесь невозможно достигнуть «плато», новый текст – всегда новый мир (постмодернисты, простите).

Подборка6

Победа – это совокупность: любви к предмету, труда, стрессоустойчивости, удачной проверки самой работы. Вообще в этом году я ехала с некоторыми опасениями, потому что стала по-другому воспринимать учебу, без невроза и синдрома отличницы: боялась, что это не даст мне испытать нужный уровень стресса, который активизирует мозг. Но вышло даже лучше, сверх ожиданий. Получился такой чистый, открытый взгляд на весь процесс. И, в результате, много удовольствия.

Это не я решила заниматься литературой, а она мной. Еще в начальной школе стало ясно, что у меня гуманитарные мозги, и получается глубоко чувствовать искусство (театры, музыкальная школа, все такое). Писала сочинения хорошо. С пятого класса – Всерос, и постепенно проходила все дальше от этапа к этапу. Так что все получилось очень последовательно, гармонично и в нужное время. Я думаю, именно поэтому я не выгорела, не разочаровалась в предмете и хочу связать с ним жизнь.

Математика

Заключительный этап проходил на федеральной территории «Сириус». По итогам двух теоретических туров наградили 34 победителя и 182 призера.

Григорий Воинов, 9 класс, Санкт-Петербург, абсолютный победитель:

На этой олимпиаде я выступил очень хорошо, набрал больше всего баллов в своем классе. Мне кажется, я выступил даже выше своих возможностей. Конечно, я не набрал полный балл, но все равно это прекрасно для меня.

Олимпиадной математикой я занимаюсь, можно сказать, с первого класса, но самую большую роль в подготовке сыграл кружок в моей школе, в который я хожу с пятого класса.

Еще в моем регионе были подготовительные сборы, на которые я ходил месяц перед олимпиадой. Мы решали задачи, писали тренировочные олимпиады.

Второй тур стал и более сложным, и более интересным. Если в первом я все задачи решил, то во втором не смог решить одну. Там были достаточно занимательные задачи, и я рад, что смог придумать идеи, с помощью которых их решил.

На следующий год я хотел бы повторить или даже улучшить свой результат. Другим участникам желаю получить как удовольствие от решения задач, так и высокие баллы на олимпиаде.

Дмитрий Вылубков, 10 класс, Республика Башкортостан, призер:

Олимпиады – это решение нестандартных задач, где очень сложно найти две похожие. К каждой нужно искать свой, особый, подход.

Олимпиадами занимаюсь с 6 класса, более серьезно – с 9-го. Моя подготовка – это в основном практика решения задач. Нужно знать много идей, чтобы найти нужную в ответственный момент. И очень помог моральный настрой, поддержка родных и близких. Пожалуй, спокойно подойти к олимпиаде – почти самое важное.

На этом заключительном этапе мне больше всего запомнились задания – они были специфичны, не самые простые первые задачи в обоих турах и нерешаемые четвертые задачи. Также хочу отметить феноменальное проведение Всероса, было очень много мероприятий и занятий на любой вкус.

Мой совет – старайтесь держаться максимально спокойно и собранно, не беспокойтесь о результате во время решения задач.

Станислав Смекалин, 9 класс, Приморский край, призер:

Таких результатов я не ожидал: когда сообщили итоги регионального этапа, я думал, что даже не пройду на заключительный. В итоге мало того, что прошел, я стал призером!

Никакой особой техники подготовки я не использовал, просто всю жизнь любил математику, было интересно погружаться в этот предмет. Поэтому я просто отдельно изучал те темы, которые были интересны. Так сложилось, что они совпали с тем, что пригодилось здесь.

Первый тур был достаточно легким. Я ожидал решить две задачи, но решил три, причем на максимальный балл. Зато второй тур оказался абсолютной противоположностью первого, где я, как и многие, решил только одну задачу. Но мне поставили дополнительный балл за третью задачу. Поэтому я магическим образом набрал 29 баллов, этого как раз хватило для того, чтобы стать призером.

Мне очень нравится «Сириус», здесь комфортная среда для того, чтобы учиться, общаться и проводить свободное время. В то же время было неудобно, что два этапа проходили в два соседних дня, а следующие три дня мы практически ничего не делали. Но по сравнению с тем хорошим, что было, я считаю, это мелочь.

Алексей Власов, 9 класс, Челябинская область, победитель:

Я рад, что мне удалось взять диплом победителя. Я участвую уже второй год, и в этот раз олимпиада была довольно сложной по сравнению с прошлым, но я доволен.

На мой взгляд, второй тур более сложный, потому что там была задача, которую никто не решил полностью. Мне запомнилась седьмая задача, потому что это была геометрия и довольно сложная.

Мне вообще понравилась олимпиада и атмосфера. Я надеюсь, что мне удастся пройти на сборы и на Международную олимпиаду.

Андрей Евстафьев, 11 класс, Республика Татарстан, призер:

Это была первая олимпиада, которая проводилась в полном масштабе все семь дней. До этого были «ковидные годы»: мы приезжали, писали два тура и уезжали.

Сейчас было здорово, весело, хорошие интересные задания. Наиболее интересным мне показался второй тур, потому что там было много сложных задач, из которых можно выбрать ту, которая нравится, и ее решать.

Я занимаюсь математикой с пятого класса, работа идет непрерывно шесть лет. Ожидания от этой олимпиады были такие: приехать, порешать интересные задачи, пообщаться со старыми знакомыми, которых я регулярно встречал на различных сменах по подготовке, и да – взять диплом. Вроде бы я со всеми целями справился, все они сбылись.

Здесь собрали людей, которые любят математику, очень талантливых математиков, так что нетрудно было найти ребят с аналогичными интересами. В «Сириусе» здорово: я бывал здесь на профильных программах, на них было классно, а здесь еще лучше, потому что добавилась лишняя свобода – можно выходить за территорию, ура!

Были также хорошие лекции, классно организована возможность поиграть во многие виды спорта – я играл в баскетбол в основном.

Себе и другим участникам я бы пожелал больше работать, заводить больше хороших знакомств, решать интересные задачи, любить математику.

Благодарим Ксению Елизарову и Евгению Ларину за помощь в подготовке материала.


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.

Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.