Елизавета Майданова 27 сентября 2023 |
Питчинг проекта, кейсы, менторство – эти слова обычно встречаются в лексиконе тех, кто решил стать предпринимателем или любит анализировать и находить эффективные решения. Оказывается, реализовать проект проще, чем кажется: достаточно попасть в сообщество таких же ребят и рассказать о задумке экспертам крупных компаний. Сделать это можно на Всероссийском кейс-чемпионате по экономике и предпринимательству для школьников, который в четвертый раз проводит НИУ ВШЭ совместно с другими ведущими вузами страны.
Как стать предпринимателем, попасть в большое бизнес-сообщество и зачем работать в команде, – рассказал Дмитрий Кнатько, руководитель программы «Управление бизнесом» и один из содержательных лидеров соревнования. А дополнили его слова участники прошлых лет Алексей Квакин и Михаил Соколов. Принять участие в 2024 году можно, зарегистрировавшись на сайте до 3 октября.
Дмитрий (здесь и далее): Кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству – это соревнование, где участники в командах решают реальные бизнес-задачи, презентуют свои проекты экспертам топовых компаний и становятся частью большого бизнес-комьюнити. Ребята вместе проходят обучение, выступают на региональных кейс-чемпионатах, а затем победители приезжают с проектом на финал в Москву, чтобы защитить идею перед жюри.
Так, Алексей Квакин стал победителем кейс-чемпионата, вместе с командой представив робота для мониторинга водоканальных сетей, а Михаил Соколов создал систему «FutureProf» для профориентации школьников.
Алексей: Я люблю замечать проблемы и создавать продукты для их решения. С одним из таких решений я и приехал на кейс-чемпионат. Я заметил, что у нас в доме часто ремонтируют трубы и отключают воду. Один раз мне это надоело, я начал разбираться. Понял, что есть проблема: невозможно спрогнозировать, когда трубу прорвет или что-то сломается. И я придумал решение – робота, который будет проводить диагностику с помощью специальных датчиков. Эта идея понравилась экспертам на кейс-чемпионате, мы получили положительный фидбэк, а сейчас проводятся исследования, чтобы окончательно собрать и запустить этот продукт.
Михаил: Мы с командой сделали образовательный хакатон для школьников. Чаще всего хакатоны ассоциируются с айтишниками и техническими задачами, но мы это переосмыслили: теперь за 4 часа хакатона школьник может попробовать себя в любой сфере, от маркетинга и hr до менеджмента и создания контента. Каждый получает свою роль и работает на общую цель: например, создать космический корабль. За время реализации проекта после кейс-чемпионата мы работали с управленцами крупных компаний, привлекали топовых экспертов, а сейчас расширили команду до 50 человек и создали четыре новых продукта.
Для тех, кто мечтает об успешной карьере в крупной компании или своем бизнесе, кейс-чемпионат – отличная возможность примерить роль предпринимателя, развить свои soft-skills, навыки работы в команде, поиска и анализа информации, принятия решений в условиях неопределенности. Такие навыки пригодятся в любой профессии и в жизни. А еще это постоянная работа с экспертами компаний и общение со школьниками со всей России.
Кроме того, дипломанты региональных и финального кейс-чемпионатов вносятся в реестр одаренных детей, получают дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы страны. А лучшие из лучших могут стать студентами НИУ ВШЭ за счет средств университета.
Серьезные призы ребята получают и от партнеров Кейс-чемпионата, но гораздо важнее здесь все то, что нельзя измерить и что получает любой, кто примет участие в соревновании: полученные soft skills, новые знакомства, ценные замечания по проекту и перспективы для развития идеи.
Алексей: Главное – понять, зачем тебе это нужно. Лично мне важны были коммуникации и фидбэк. Поэтому я решил поехать на кейс-чемпионат в первую очередь за обратной связью, и я ее получил.
Мы даем ребятам большое количество точек поддержки с самого начала: на первом этапе они получают доступ к бесплатным образовательным материалам, которые готовятся специально для них: лекции, задания, тесты. Это важно, чтобы вместе говорить на одном языке и только о самых новых трендах – для этого каждый год материалы обновляются. Далее, после регистрации, ребята становятся частью комьюнити, где с ними работают эксперты и менторы, в начале дистанционно и на их консультацию может рассчитывать любая команда, в том числе во время выполнения задания. Менторы подскажут, как поправить слайд в презентации, где можно найти информацию, как лучше построить выступление на защите. На региональном кейс-чемпионате команды получат полноценную обратную связь по проектам от экспертов, а команды, вышедшие в финал, продолжают работу над проектом под началом персонального ментора.
Важно, что эксперты ориентированы в первую очередь на итоговый результат: хочется, чтобы ребята делали классные проекты, чтобы у идей была внешняя привлекательность, чтобы они обладали потенциалом для инвестиций.
Для начала нужно выбрать свой трек: кейс- или бизнес-направление. Это разделяет участников по двум потокам – предлагаются разные задания для тех, кому интересно аналитическое направление, и для тех, кто готов разработать свой проект и представить его перед большой аудиторией.
В кейс-направление мы приглашаем тех, кто интересуется карьерой в консалтинге или управленческим консультированием. При оценке результатов работы команды эксперты обращают внимание на детализацию источников данных, проведение хорошего анализа, создание дерева решений и выводов – важно, чтобы проект получился аналитически обоснованным.
Ребята из бизнес-направления (питчеры) – это люди с предпринимательским складом ума, которым нравятся креативные решения и взаимодействие с людьми, интересующиеся реальными потребностями рынка.
Но и кейсеров, и питчеров объединяет то, что все они проактивны и готовы работать на созидание. Для бизнес-направления мы формулируем тему и вызовы – опираясь на это, команды создают свои проекты. Кейс-направлению ставится реальная проблемная ситуация, которую они должны проанализировать и предложить ее решение. Тема обычно для направлений общая и каждый год новая: туризм, логистика и транспорт, качество жизни регионов или, например, технологии.
После окончания регистрации участники проходят небольшое тестирование, которого не нужно бояться: оно необходимо, чтобы мы убедились, что наши запросы и ценности совпадают. В октябре команды в течение двух недель выполняют задание по направлению и представляют результаты жюри в одном из более чем 30 регионов, принимающих у себя региональный кейс-чемпионат. Команды, ставшие победителями по направлению, ждет финал в Москве. Участники получают задание в первый день финального кейс-чемпионата. Через три дня насыщенной работы жюри по каждому направлению определяет команды, вышедшие в Суперфинал, где проекты оценивают представители топовых компаний.
Сообщество – одна из самых сильных сторон соревнования, это наше комьюнити продвинутых и сильных
На кейс-чемпионат ребята приходят не просто за поступлением в вуз, но и за чем-то другим: проявить себя, реализовать задумку, которая давно была в голове, помочь людям. Конечно, это полезно и с точки зрения поступления, но, что важнее, это формирует потрясающее сообщество. Сообщество – одна из самых сильных сторон соревнования, это наше комьюнити продвинутых и сильных. В прошлом году участники постоянно делились впечатлениями: «Я нашел таких же сумасшедших, как я!», «Мы все-таки запустили эту идею», «Я нашел человека с таким же чувством юмора!». Надо понимать, что в современном мире сообщество – главный двигатель для предпринимателя и любого человека, который хочет решать серьезные задачи. Сегодняшние школьники – это ведь будущие партнеры, друзья, у которых можно поучиться или сделать совместный проект. На кейс-чемпионате все варятся в одном котле – и это самое ценное.
Михаил: Мы зарегистрировались на кейс-чемпионат, потому что хотели получить практический опыт: в школе было много теории, а будет ли наша идея работать на практике – было неясно. Мы выиграли региональный кейс-чемпионат и поняли, что всем наша идея нравится: нас завалили вопросами, на которые мы не могли дать ответа – и вот это самое крутое! Уверен, что, когда ты думаешь, что в проекте все хорошо, значит, на самом деле что-то идет не так. Мы нашли свои слабые стороны и поправили их на основе комментариев других ребят. Кейс-чемпионат для меня – это про то, чтобы делиться опытом, знакомиться с людьми и понимать, насколько твои знания сейчас актуальны.
На кейс-чемпионате есть яркие истории: например, одна из участниц придумала, как решить проблему нехватки кадров в Арктике. Команда девушки стала призером суперфинала, после этого ребята связались с правительством Санкт-Петербурга, организовали Арктический форум на 500 человек и создали молодежное арктическое движение. Идея, которая возникла на кейс-чемпионате, получила развитие и поддержку. Это яркий пример того, что это не просто групповое соревнование, но дорога в жизнь для идей участников. Здесь понимаешь, что можно совмещать то, что нравится тебе, и то, что полезно другим. Именно такие продукты в результате меняют жизни людей.
Ребят с предпринимательскими способностями видно сразу: они проактивные, пытливые, с горящими глазами. Они задают много вопросов, защищают свою идею и доказывают позицию. Они готовы искать решения, которые не лежат на поверхности, и всегда делают на шаг больше других – никто не действует программно и шаблонно. Примерно из такого теста и слеплены все участники кейс-чемпионата по экономике и предпринимательству. Мы тренируем в ребятах эти качества: не загоняем в узкие рамки искусственных заданий, а ставим перед открытым миром, предлагая решать реальные проблемы. Здесь не идут стенка на стенку – вместо этого все создают единое сообщество. Даже по заданию участники не могут не общаться: нужно ведь представить проект, дать обратную связь другим, а главное – рассказать о своей идее. Так тренируется главное качество предпринимателя – умение работать в команде.
Михаил: Предпринимательство – это про упорство. Думаю, если в тебе это есть, то научишься всему и станешь кем угодно. Самое главное – не спешить с результатом, потому что порой он вообще не важен. Мы с командой пришли на кейс-чемпионат не для того, чтобы всех победить. Важно ведь другое: что ты можешь дать людям, какие замечания получишь, с кем сможешь пообщаться. Если мыслить этими ценностями, все получится. The money is nothing, the value is everything (Деньги – ничто, ценность – всё. – Прим. ред.) Ценности – вот что должно быть важно в бизнесе.
Алексей: Для меня предпринимательство – это просто: увидел проблему – придумай ей решение. Вот и весь бизнес. Главный скилл людей в этой сфере – любопытство и находчивость. У многих есть хорошие идеи, но мало кто доходит до их реализации. Поэтому нужно быть любопытным, чтобы проблему отыскать, быть находчивым, чтобы придумать новое классное решение, а еще суметь его реализовать. С такими мыслями я и ехал на кейс-чемпионат, а потом даже стал победителем.
Первое – предприниматель растет не через успехи, а через провалы, поэтому нужно обращать внимание на обратную связь. Уметь обжигаться – самый полезный навык, который только может быть у предпринимателя. Если послушать любого топа в этой области, он обязательно будет рассказывать о провалах, ставших прорывами. О том, что не получилось, и какой опыт это принесло. Любой участник должен больше впитывать: что говорят эксперты, менторы, коллеги. Что сделали победители и за что их хвалили? А кого критиковали? Эти вещи – самые важные.
Второе – независимо от того, сколько тебе лет и чем ты занимаешься, надо объединяться в сообщества. Только в команде понимаешь, какая идея откликается, с кем поработать и что улучшить. Частый барьер для нас на пути к новому – неверие в собственные силы и иллюзия, что нам чего-то не хватает. Здесь-то и заряжают истории успеха или личное общение с предпринимателем. Если ты входишь в это сообщество, вероятность того, что ты втянешься, – растет.
Третье – быть готовым к тому, что предпринимательство принесет самые неожиданные результаты. Например, помимо общих призов, на кейс-чемпионате есть и отдельные призы от партнеров. И у ребят, которых отмечают сами компании, появляется возможность двигаться в новом направлении при их поддержке. Иногда кажется, что ты проиграл, а тебя вдруг заметила компания, подарила экскурсию в офис и встречу с руководителем – такие истории тоже есть, и это лишь часть того, что можно получить. Это про личный рост: да, ты не победил, но открылись новые горизонты – и это гораздо важнее.
После участия в кейс-чемпионате у многих появляется понимание, что они тоже могут использовать новые подходы в своей жизни, помогать другим, да и вообще все. Среди единомышленников открывается какой-то внутренний канал для реализации амбиций и зажигается созидательный огонек – об этом говорят все участники. Мы верим в силу предпринимательского сообщества и этот огонек поддерживаем. Самое важное, что все здесь направлено на созидание. И не для баллов, а для жизни и для людей.