Анна Фомина 16 ноября 2023 |
Третьяковская галерея всегда делает крупные выставки таким образом, чтобы они были доступны самым разным категориям посетителей. И мы стремимся к тому, чтобы на экспозиции каждый нашел для себя что-то интересное. Поэтому при составлении заданий мы просто ориентируемся на уровень школьников, которые придут на нашу выставку благодаря олимпиаде, смогут ее осмыслить, подробно проработать весь материал, связанный с художником или периодом. Так что нет, никогда не бывает такого, что выставка совсем не подойдет для МОШ.
На наших просветительских онлайн-ресурсах доступен уже довольно большой блок публикаций, посвященных Николаю Рериху и самой выставке. Кроме того, конечно, стоит посмотреть выставочный каталог, где собраны самые свежие публикации, посвященные художнику.
В Третьяковской галерее есть довольно большая программа разных мероприятий, ориентированных на школьную аудиторию. Это и обычные обзорные экскурсии, и интерактивные тематические экскурсии, так или иначе связанные со школьной программой, причем далеко не всегда исключительно с МХК или историей. Это может быть и словесность – те самые сочинения по картине, которые очень помогают ребятам научиться формулировать мысли и облекать свои переживания в слова. У нас есть программы разных креативных занятий для учащихся как младшей, так средней и старшей школы. Они направлены на знакомство с творческими специальностями. Ребята могут в течение нескольких лет к нам ходить и пробовать разные виды профессиональной деятельности, так или иначе связанные с художественным творчеством и его анализом.
Мы считаем, что ребята-олимпиадники, которые к нам приходят, так или иначе мыслят себя в профессиональной области, связанной с искусством, с историей искусства или с креативными индустриями. В общем, эти ребята приходят уже подготовленные, достаточно хорошо мотивированные и очень заинтересованные. И, конечно, мы стараемся, прежде всего, развить их интерес, помочь им углубить свои знания в той или иной области, в том или ином разделе истории искусства.
Самый важный, как мне кажется, в их будущей профессиональной сфере навык, – это навык «смотрения» подлинников. Именно поэтому мы и проводим очный тур непосредственно в пространстве, где проходит выставка. Работу с подлинником ничто по-прежнему не может заменить, несмотря на все технические средства воспроизведения изображения, которые используются в современном мире. Ведь подлинник обладает той самой уникальной аурой, которой не обладает ни одна репродукция.
Мы ориентируем участников на внимательное рассматривание и чувствование этого подлинника и стимулируем их применять свои навыки анализа художественных произведений, в том числе во время олимпиады.
Это самое важное в олимпиаде – дать ребятам возможность примерить на себя будущую профессию
Безусловно, это первые шаги в профессию искусствоведа, которую, мы надеемся, ребята выберут или попробуют. Это первый опыт серьезного анализа художественных произведений с опорой на знание, контекст, на чтение литературы, на довольно серьезную подготовку, которую участники МОШ обычно нарабатывают не за один год. Они приходят к нам с этим багажом и могут уже с высоты своих знаний и умений смотреть на произведения нашей выставки.
Оно со мной со школьных лет. Так получилось, что я из семьи физиков, инженеров и математиков, которые считали, что мне нужно непременно дать разностороннее образование. Поэтому в школьные годы я ходила в кружки в Историческом музее и в клуб юных искусствоведов в ГМИИ имени А.С. Пушкина. И эта кружковая работа, участие в занятиях, семинарах, поездках привели меня к мысли о том, что все-таки мне нужно именно в эту сферу. Поэтому я поступила на отделение истории искусства истфака МГУ.
Ребята одинаково бывают вовлечены в учебу, независимо от того, пришли ли они как победители олимпиады или по результатам стандартных вступительных испытаний. Но я уверена, что студентам, которые участвовали в соревнованиях и вошли в число победителей и призеров, просто немножко проще в выборе профессии, они уже смогли убедиться в том, что это действительно то самое, к чему у них лежит душа. И вот это самое важное в олимпиаде – дать ребятам возможность примерить на себя будущую профессию.