Москва
Интервью

«Никогда ничего не бойтесь и будьте влюблены»: советы победителей и призеров Всероссийской олимпиады по французскому языку и искусству

Завершились первые заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников этого сезона! Своими впечатлениями и секретами подготовки поделились финалисты по французскому языку и МХК.
Редакция сайта 26 марта 2024
 Французский язык Искусство

Французский язык

Соревнование проходило на базе Московского государственного лингвистического университета в два тура: письменный и устный. Победителями финала стали 17 школьников, призерами объявлены 86 участников.

Александра Макарова, 9 класс, Санкт-Петербург, победитель:

Всероссийская олимпиада по французскому языку очень меня впечатлила. Я смогла проявить себя во время туров, а также встретила большое количество единомышленников. Так как я участвовала только в олимпиаде по французскому языку, я смогла посвятить почти все свое свободное время подготовке. Я занималась самостоятельно по заданиям прошлых лет, а также на уроках в школе.

Я считаю, что мне помог победить мой настрой, ведь я шла на олимпиаду с целью показать свои знания. Ну и, конечно же, мои педагоги, которые много сил вложили в мою подготовку. Так как я была на Всеросе впервые, для меня вся атмосфера была очень необычной и интересной, и мне было достаточно легко и комфортно.

Ребятам, которые только начинают участвовать в олимпиадах, я бы хотела посоветовать много терпения и упорства для подготовки, ведь весь их труд будет того стоить.

Дарья Тележенко, 10 класс, Санкт-Петербург, призер:

Для меня это был первый опыт участия во Всеросе, и мне очень понравилось! Всегда поддерживающие друзья, приветливые волонтеры, насыщенная программа. Участвую в этом году только по французскому, поэтому очень рада была получить бесценный опыт, положительные эмоции и завести новые знакомства.

Безусловно, было тяжело от отсутствия опыта, так как у Всероса своя особая организация и формат, к которому сложно быстро адаптироваться. С начала февраля учителя французского языка в Санкт-Петербурге проводили занятия для сборной, а на последней неделе проходил интенсив по подготовке. Помимо интенсива, я, конечно же, много читала, слушала подкасты и смотрела фильмы, ведь при подготовке очень важно обратить внимание на culture générale (общую культуру, – прим. Ред.) и умение понимать неадаптированную информацию.

Думаю, что победить мне помогли поддержка друзей, прогулки на свежем воздухе, хорошее настроение и погружение во французский язык в последние недели перед олимпиадой.

Наверное, я бы посоветовала помнить, что олимпиада – это определенное испытание, которое не всегда удается пройти с первого раза. Поэтому важно быть готовым и к такому повороту событий, но ни в коем случае не отчаиваться и продолжать идти к цели. И, конечно, нужно стараться по максимуму сохранять самообладание, стресс будет лишь фактором, мешающим добраться к победе.

Участники олимпиады на экскурсии

Ярослава Соломахина, 10 класс, Ленинградская область, призер:

Задания заключительного этапа оказались не слишком трудными и совсем не занудными. В production écrite (конкурс письменной речи, – прим. Ред.) была возможность проявить писательские способности и воспользоваться приливом вдохновения для создания рассказа, однако ко мне он не пришел, так что баллы за письмо получились средними. Больше всего удивил тот факт, что результаты понимания письменного текста оказались в среднем довольно низкими, но благодаря ему мне удалось выйти в призеры.

Поспособствовал победе и элемент везения: тема монолога досталась адекватная, а необходимый для выступления план уже указан в задании. К тому же на первых трех конкурсах во время заполнения пропусков пришлось помолиться за каждый ответ, вызывающий сомнение, в итоге все они были засчитаны.

Новость28742

Еще год назад я считалась самой слабой ученицей в группе, готовившейся к региональному этапу, но прошла путь до призера заключительного. Помимо этой олимпиады я готовилась и к русскому языку, но по многим причинам не прошла дальше призера региона и решила сконцентрироваться на французском.

Таисия Донцова, 10 класс, Москва, призер:

Это был мой первый опыт участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по французскому языку. В соревнованиях по французскому я участвовала с начальной школы, так как училась в школе с углубленным изучением языка, однако так далеко никогда не проходила. В прошлом году до проходного не хватило нескольких баллов, и я очень рада, что не сдалась, ведь в этом году все получилось.

Задания были довольно неожиданными. Мне больше всего запомнилось написание письменного текста, в котором нужно было составить рассказ, опираясь на фотографию. Своими результатами я в целом довольна и считаю их справедливыми. Хотя мне, безусловно, есть к чему стремиться. Помимо олимпиад по французскому я также участвую в соревнованиях по праву и обществознанию, однако до заключительного этапа пока не доходила. Я планирую поступать на юриспруденцию и уверена, что знания французского языка помогут мне с трудоустройством.

Искусство

Финал проходил в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве. Ребята смогли продемонстрировать свои знания на теоретическом и творческом турах. Они анализировали кадры из кинофильмов, сравнивали картины и создавали проект библиотеки искусств.

Александра Танашкина, 11 класс, победитель, Москва:

Для подготовки к олимпиаде я читала книги об искусстве. Первой из них стала «История искусства» Эрнста Гомбриха, затем несколько учебников по МХК, учебник по теории музыки, «Краткая история искусств» Нины Дмитриевой, «Мост над бездной» Паолы Волковой, а также книги о моих любимых стилях и художниках. Кроме того, я смотрела советские фильмы, решала задания прошлых лет и очень много готовилась со сборной.

Помимо случайности, победить помогли бодрый настрой и поддержка родных, тренеров и участников олимпиады, с которыми мы гадали о теме творческого задания, делились переживаниями, ездили на экскурсии и пытались скрасить часы ожидания результатов.

МХК я занимаюсь второй год, в 10 классе становилась призером заключительного этапа. Еще я интересуюсь лингвистикой и филологией, участвую в состязаниях по русскому языку и литературе.

Начинающим олимпиадникам я бы посоветовала найти в профильном предмете то, что приносит удовольствие даже вне подготовки к турам. Любовь к такой теме определяется готовностью изучать ее, даже если за это не награждают дипломами. А когда перед важным этапом олимпиады одолевает усталость, сомнение в своих силах и в правильности выбора, полезно бывает вспомнить о том, что любая область знаний точно шире олимпиадного формата. В ней точно есть то, что «откликается», и это любимое, дорогое и близкое останется с тобой вне зависимости от полученного результата.

Александра на туре

Софья Елисеева, 10 класс, Вологодская область, призер:

Это был мой четвертый заключительный этап в жизни, сейчас еду на пятый – по истории. Непросто готовиться сразу к двум предметам, которые идут подряд. К искусству я готовилась и самостоятельно, и с педагогами моего лицея. Я разбирала творчество юбиляров, решала задания прошлых лет. Научиться анализировать произведения и понимать процессы, происходящие в культуре, мне помогла книга Э. Гомбриха «История искусства».

Я всегда интересовалась искусством, окончила художественную школу. Будущим олимпиадникам насмотренность и эрудиция точно не будут лишними. Также в интернете можно найти множество бесплатных ресурсов, публикуются и задания прошлых лет. Есть все возможности готовиться к заключительному этапу, нужно только желание!

Мне было немного обидно останавливаться в шаге от статуса победителя – не хватило совсем немного баллов. Надеюсь, что дойду до заветного титула в будущем. Раньше я считала, что диплом на заключительном этапе недостижим. Но вот я забираю почетную награду и уже еду на следующий финал!

Новость28720

Анастасия Николаенко, 11 класс, Краснодарский край, призер:

Я тоже совмещаю подготовку к искусству и истории. Слушала лекции наших замечательных преподавателей, с которыми мы занимались весь учебный год. Еще я веду блог про культуру. Когда готовлю посты, узнаю много нового, повторяю уже известную информацию, это очень помогает перед олимпиадой.

Думаю, подготовка к истории стала большим подспорьем, поскольку в гуманитарных предметах важно обращать внимание на межпредметность и пересечения дисциплин. Советую начинающим искусствоведам помнить об этом, а еще участвовать в перечневых олимпиадах. Так можно практиковаться в выполнении заданий повышенной сложности.

Тара Котенко, 11 класс, Москва, победитель:

Думаю, не стоит делать подготовку к олимпиаде самоцелью. Я завела привычку ходить на выставки, концерты, в музеи и театры, читать книги и интересоваться культурной жизнью. В этом и заключается моя подготовка к олимпиаде. Но накануне состязания я специально углубляла знания по теме Года семьи и культурных деятелей-юбиляров.

Победить помогла стрессоустойчивость и вера близких в меня. Заключительный этап Всероссийской олимпиады – это про поддержку и взаимопомощь. Если бы не удивительная атмосфера сплоченности и дружбы в сборной, у меня бы ничего не получилось. Кроме искусства, я участвую в олимпиадах по литературе, в прошлом году неожиданно прошла на заключительный этап.

Замечательно сказала главный тренер нашей сборной: «Воспринимайте все это как некий внешний челлендж». Желаю начинающим олимпиадникам подходить к состязанию не как к объективной оценке знаний и способностей, а как к испытанию, проверке на выдержку и стойкость. Зазубривание не сделает вас успешнее. Самое главное – это вдохновение и искренний интерес к изучаемому предмету. Никогда ничего не бойтесь и будьте влюблены. Помните фразу героя из фильма «Доживем до понедельника»: «Человеку необходимо состояние влюбленности. В кого-нибудь или во что-нибудь».

Софья Грабчук, 9 класс, Севастополь, призер:

Подготовка к олимпиаде – это не только труд, но и колоссальная поддержка дорогих и близких людей. Когда входишь в удивительный мир олимпиад, уже не хочется покидать его. При подготовке самое важное – получать удовольствие от предмета. Если тебя восхищают картины, вдохновляют произведения искусства, если ты с любовью смотришь на свои конспекты – это твое!

Диплом призера я получаю уже второй год. За это я безмерно благодарна своей преподавательнице, о которой можно писать отдельную статью. Она не только ввела меня в мир искусства, но и постоянно поддерживала на этом нелегком пути. Звонки поздно вечером, постоянство и дисциплина, работа на износ – это все о нашей подготовке. Так я поняла настоящую роль преподавателя в жизни ученика: роль помощника, проводника, героя!

Подборка6

Татьяна Маслова, 11 класс, Москва, призер:

К искусству я готовилась с десятого класса: и самостоятельно, и со сборной. Мне очень помогали путешествия по разным городам, посещение музеев, разговоры с ребятами-олимпиадниками и преподавателями. Кроме МХК я занимаюсь русским языком, там совсем другие особенности подготовки, но мне удается совмещать эти предметы. При этом на любом состязании важно помнить, что баллы – это не самое главное. В олимпиадной среде много позитивных людей, света, вдохновения и любви, а с этим любые испытания под силу.

Благодарим Ксению Елизарову и Маргариту Татаринову за помощь в подготовке материала.


Подробную информацию об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.

Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.