Москва
Совет

АПО рекомендует: ресурсы для подготовки к олимпиадам по истории искусств

Мы продолжаем рубрику, в рамках которой преподаватели Ассоциации победителей олимпиад делятся советами, полезными ресурсами и списками литературы для подготовки к интеллектуальным соревнованиям. В нашей подборке вы узнаете, как стать знатоками искусства.
Ассоциация победителей олимпиад 29 июля 2024
 Искусство

Рады представить вам авторов материала – Сергея Медакина, призера олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по истории искусств (дважды) и культурологии, призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК, и Софью Токареву, искусствоведа, арт-менеджера и куратора образовательных проектов.

Краткий список литературы для подготовки

Сергей Медакин:

Головин В. П. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. Лучшая книга для изучения скульптуры. Может помочь и в университете, особенно на 1-2 курсах.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. Огромный учебник, где есть все: «от бизона до Барбизона». Лучше всего подходит для начала знакомства с искусством и его историей.

Сорокотягин Д. А. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Книга отлично подходит всем, кто хочет понять, как устроена музыка. Помимо описания отличий сопрано от баса и флейты от контрабаса, автор весьма подробно (с фотографиями и портретами, что очень важно) рассказывает историю музыки и основных композиторов – от Баха до Свиридова.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Конечно же, невозможно обойтись без великого и ужасного Генриха Вельфлина, одного из авторов и популяризатора формально-стилистического метода, вокруг которого функционируют большинство олимпиад по искусству. Это, пожалуй, самая тяжелая и важная книга, на мой взгляд, из представленного списка, так как именно с Вельфлина, даже если историк искусства не разделяет его подход, начинается первоначальный анализ произведения – от формы к содержанию.

Софья Токарева:

Серия книг «Малая история искусств».

Алленов М. М., Евангулова О. С. и др. «История русского и советского искусства».

Хартнолл Ф. «Краткая история театра».

Полезные ресурсы

Сергей Медакин:

История искусств. Лекции педагогов ВШЭ. Плейлист с курсом лекций от Школы дизайна НИУ ВШЭ по истории искусства.

Лекция «Самая быстрая история русского искусства XX века». Один из лучших видеороликов по истории отечественного искусства.

Arzamas. Это, конечно же, самый лучший вариант для расширения кругозора и подготовки к олимпиадам в интересном формате.

Видеоархив Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Собрание лекций и докладов от Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Для искусствоведов наиболее полезными и интересными будут лекции по медиевистике (Средним векам) – про готический собор от Олега Воскобойникова, про купола и древнерусскую архитектуру от Андрея Виноградова.

Софья Токарева:

Olimpiada.ru. Главное – база с заданиями Всероссийской олимпиады прошлых лет из разных регионов. Если нет вашего – ищите на сайтах образовательных центров региона.

Группа Вконтакте «Олимпиады по искусству | АПО». Паблик, специально заточенный под подготовку к олимпиаде. Здесь можно найти списки юбиляров, участвовать в угадайках и смотреть специальные трансляции с разборами заданий.

Сайты музеев: Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина. Главные коллекции искусства в России – многие из произведений выложены на сайт с сопроводительными статьями. Особенно важно тем, кто не имеет возможности посетить столичные музеи.

Подборка12

Arzamas. Просветительский проект, на сайте которого можно найти научно-популярные статьи, интерактивные форматы, таблицы по стилям, подкасты по театру и музыке и курсы по культуре и искусству от лучших специалистов. Этот ресурс подойдет не только для подготовки к олимпиаде, но и для расширения кругозора или просто приятного времяпрепровождения. Но не стоит воспринимать его как учебник – это вспомогательный ресурс.

Совет олимпиадникам

Сергей Медакин:

Старайтесь смотреть на искусство как можно глубже и детальнее – узнавайте историко-культурный контекст, читайте источники разного времени (особенно биографические), проводите параллели между работами и временем, когда они созданы, задавайте вопросы к эпохе и личностям в искусстве.

Почему на голландских натюрмортах XVII века такое обилие экзотических фруктов и овощей? Почему они расположены именно так и почему именно они? Почему Джузеппе Арчимбольдо изображал германских императоров подобно рогам изобилия? Как Жаку Луи Давиду удалось побывать придворным художником при трех разных политических режимах – Людовике XVI, французских революционерах и Наполеоне Бонапарте, и всегда оставаться «своим» автором?

Все это поможет натренировать рефлексию, которая важна на олимпиадах, особенно, когда попадается полностью неизвестный материал и приходится оперативно импровизировать.

Софья Токарева:

1. Уделяйте большое внимание форматам заданий. Они могут сильно отличаться для муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады. Изучайте вопросы и критерии прошлых лет, прорешивайте их самостоятельно и проверяйте себя по ключам. Они очень схожи от года к году. Это поможет «набить руку» и легче и быстрее справляться на самом этапе.

2. Ведите «словарик искусствоведа». В искусствоведении очень много специфической терминологии, без которой невозможен разговор ни об архитектуре, где каждый элемент имеет свое особое название, ни о живописи. Туда стоит включать все незнакомые для вас слова и не забывать своевременно дополнять новыми, так как с каждой темой количество терминов будет все расти.

3. Составьте общую хронологическую таблицу или таймлайн, на котором будут отражены все крупные этапы в развитии искусства. Это занимает много времени, но отлично помогает структурировать информацию. Также к такому таймлайну/таблице удобно обращаться, когда нужно быстро вспомнить информацию при подготовке.

4. Заучивайте фактологию! Имена и фамилии авторов, даты, названия произведений – без этого на олимпиаде по искусству никуда. Здесь на помощь приходят «карточки». Можно собрать must know произведения и распечатать и/или загрузить в специальную программу. Носить их с собой и при любом удобном случае повторять. Старый, но очень эффективный способ.