Москва
Партнерский материал

Код и искусство: как олимпиады развивают креатив

Сегодня вместе с VK Education рассказываем о креативности в олимпиадах. Если вы до сих пор думаете, что олимпиадники — это люди, которые знают только свой предмет и работают в одиночку, то прочитайте эти истории о том, как победу приносят самые разные навыки и командная работа.
Елизавета Майданова 25 октября 2024
 Информатика

– Знания важнее креативности, – думают многие.

– На олимпиадах приходилось рисовать рисунки, работать в команде и писать оригинальные тексты, – говорят наши герои.

Олимпиадник – это не тот, кто сконцентрирован на своем узком профиле, а тот, кто пытается выйти за его рамки

В сентябре 2023 года я стал интересоваться искусственным интеллектом, участвовал в разных олимпиадах, но все начиналось не так успешно, как можно представить. Я участвовал в олимпиаде по анализу данных DANO, но не смог пройти дальше второго этапа. Дальше я стал усерднее работать над собой, как в фильмах про успех, и в итоге стал финалистом олимпиады Innopolis Open по искусственному интеллекту. Но останавливаться в олимпиадном мире никогда нельзя. Через месяц был финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Инфохимия», где я стал призером – и это было первое серьезное достижение. Достижения, как известно, очень мотивируют: я стал уделять больше времени и внимания развитию навыков, тщательнее планировать подготовку, и это принесло плоды.

Перелом случился, когда меня пригласили в российское объединение школьников и студентов по искусственному интеллекту RASCAR. Мы с ребятами поддерживали и помогали друг другу и превратились в очень сплоченный коллектив. Вскоре после этого проводился очередной окружной хакатон «Цифровой прорыв: сезон ИИ», где мы с командой заняли 3 место и выиграли 100 тысяч рублей!

Олимпиады для меня – больше, чем просто теоретические знания. При подготовке мне пригодились гибкие навыки: умение работать в команде, тайм-менеджмент, планирование и критическое мышление. Я бы сказал, что олимпиадник – это не тот, кто сконцентрирован на своем узком профиле, а тот, кто наоборот пытается выйти за его рамки. Если не пробовать новое и креативное, есть риск остановиться на полпути и не прийти к желанной победе.

Артем Гончаров, 9 класс. Призер НТО Инфохимия 2024 (профиль из раздела ИИ), финалист Innopolis Open по ИИ, призер Национальной олимпиады по анализу данных DANO.

Олимпиады – это про постоянное взаимодействие: с новыми людьми, с партнерами по команде и членами жюри

Я айтишник, поэтому мне были интересны прикладные олимпиады, которые не требуют заучивания алгоритмов и прорешивания миллиона задачек. В 9 классе я впервые поучаствовал и выиграл в олимпиаде по анализу данных DANO – на ней нужно было работать над исследованием в команде. Я распределял задачи между членами нашей команды, чтобы каждый занимался тем, что делает лучше всего, а также для экономии времени, которое на финальном этапе очень ограничено. Поэтому, если олимпиадников считают «одиночными» игроками, это не так. Все в мире создается командами – и где, как не на олимпиаде, попробовать себя в этом?

Ко второму сезону я подошел более ответственно – начал заранее искать команду и готовиться. Мне пришлось научиться планировать дела так, чтобы они не мешали основной учебе, и с 10 класса я начал использовать разные трекеры дел и календари, чтобы планировать свои занятия включая учебу в школе. Это сильно помогло мне правильно подготовиться к олимпиаде – и вот я снова стал призером.

В этом же сезоне я участвовал в чемпионате сочинений «Своими словами». На нем были и командные этапы, где мне помогли навыки, полученные на DANO, а также умение правильно коммуницировать с незнакомыми людьми. Поэтому олимпиады для меня – это про постоянное взаимодействие: с новыми людьми, с партнерами по команде и членами жюри.

Дмитрий Кириченко, 11 класс. Дважды призер олимпиады DANO, призер суперфинала чемпионата сочинений «Своими словами», имеет опыт прохождения стажировки в VK.

В любой олимпиаде можно найти целый простор для креативности

При участии в олимпиаде мне приходилось рисовать различные рисунки на листочках, пытаться моделировать различные ситуации из задач, чтобы подобрать оптимальное решение, ну а ещё очень полезно вспоминать про асимптотики алгоритмов, чтобы подобрать нужное решение:) Поэтому в любой олимпиаде можно найти целый простор для креативности. Главное – уметь правильно его использовать.

Илья Донов, 11 класс. Призер олимпиады «Технокубок», Московской олимпиады школьников и победитель олимпиады «Шаг в будущее».

Нужно уметь видеть точки роста, слышать наставников и стремиться к успеху

Я скажу про две самые примитивные, но в то же время самые фундаментальные вещи: тайм-менеджмент (он же – самодисциплина) и коммуникативные навыки (они же – общение). Наверняка все слышали про то, что нужно уметь расставлять приоритеты, уделять время отдыху, не распыляться... Но это и есть самое сложное. Хочется бесконечно работать, учить, готовиться. Сложнее всего для меня стало искать золотую середину между «хочу» и «могу» – этому я научилась в конце одиннадцатого класса. Искренне желаю, чтобы нынешним школьникам это удалось раньше!

Кстати, про тайм-менеджмент: не отказывайтесь от своего хобби ради работы, труда и так далее. В самые напряженные и затяжные часы учебы нужна разрядка в виде того, что приносит удовольствие.

Публикация1148

Про общение: прийти к успеху в одиночку, без помощи или советов других людей невозможно. Контакт с сокомандниками, с ребятами-олимпиадниками, с преподавателями и наставниками – всего этого не избежать. Еще очень важно выговариваться, но не в заметки, а людям, которые смогут обнять, погладить по голове и напомнить, что ты большой молодец.

Еще один важный навык, к слову, относящийся к общению и коммуникации, – умение адекватно принимать критику и уметь работать над ошибками. Лично меня этому научила Молодежная редакция «Своими словами», потому что залог успешного проекта – умение прислушаться к мнению окружающих и подкорректировать недочеты. Это можно делать раз за разом, снова и снова, – все ради того, чтобы добиться идеального результата, или близкого к нему. Так и при подготовке к олимпиадам: нужно уметь видеть точки роста, слышать наставников и стремиться к успеху.

Дарья Тамбеева. 1 курс НИУ ВШЭ. Призер финального этапа чемпионата сочинений «Своими словами».