Москва
Интервью

«Мы учим юных географов не бояться погоды, а адаптироваться к любым условиям»: член жюри Всероса по географии о практическом туре

Финал Всероссийской олимпиады по географии состоялся в этом году в Нальчике. Состязание включало теоретический, тестовый и полевой туры. О тонкостях проведения практического испытания, сложностях с выполнением заданий на местности и секретах подготовки рассказал член жюри Павел Кириллов.
Редакция сайта 29 апреля 2025
 География

Павел Линардович Кириллов – заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по географии, руководитель тренерского штаба по подготовке сборной команды России к международным олимпиадам по географии, ведущий научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат географических наук.

Как давно вы занимаетесь организацией и проведением практических туров на Всероссийской олимпиаде?

Я занимаюсь практурами уже 25 лет, с 2001 года. Важно сказать, что автором-вдохновителем современного формата является А. И. Даньшин. Именно он предложил вывести практический тур «в поле» (до этого участники выполняли задания по картам в классах). С момента начала поиска нового формата практических туров я принимал участие в разработке 23 комплектов маршрутов и заданий практуров (в 2002 году тур составляли В. В. Климанов и О. А. Климанова, а в 2020 заключительный этап не проводился). Конечно, надо рассказать об истории практических туров на Всеросе отдельно, но это уже тема для новой беседы.

Когда становится известно место проведения, насколько заранее появляется возможность составить задания?

О потенциальном полигоне начинаем думать заранее. Сначала выбираем несколько вариантов с учетом разнообразия местности, наличия «продуктивных» для заданий локаций. Критериев гораздо больше: необходимо сразу продумать доступность, логистику, оценить риски и трудности, обеспечить безопасность места проведения для участников.

Иногда требуется несколько поездок до начала олимпиады, иногда команда просто приезжает за несколько дней до тура. Как показывает опыт, в сумме необходимо до десяти раз обойти местность.

Как составляются задания?

Прежде всего появляются идеи. Во время прогулки рождаются различные замыслы, которые лучше не записывать: так идеи проходят естественный отбор, и вспомнятся только лучшие. Далее начинается мозговой штурм команды по отбору, написанию, дописыванию и переписыванию заданий. Очень многое остается за пределами итоговых версий. Настолько много, что бывает даже на одной точке можно было бы сделать целый практур. Так было и в этот раз: для точки в яблоневом саду мы с Дмитрием Викторовичем Богачёвым, который специализируется на географии сельского хозяйства, набросали около трех десятков вопросов, даже консультировались со специалистами по садоводству и плодоводству.

В итоге для точки оставили самые яркие, четкие, формализуемые пункты. Мы всегда составляем задания про запас на случай непредвиденных обстоятельств, и в этот раз сделали 14 точек. Запасные тоже пригодились, так как задания с почвами не удалось включить в комплект по техническим причинам: буквально перед началом тура доступ к склону с почвенным разрезом был перекрыт. Очень жаль, нам так хотелось, чтобы участники полюбовались на погребенные почвы и лессово-почвенную серию.

В команду практического тура входят 5-7 человек, которые прокладывают маршрут и составляют задания. В этот раз в нее  вошли Д. В. Богачев, А. В. Лысенко, И. А. Лев, П. Л. Платонов, В. А. Усков, Д. А. Куприянов. Важно отметить, что у каждой точки зачастую есть несколько авторов – так задания становятся более увлекательными, разноплановыми. Кто-то из команды выступает в роли автора, кто-то в роли редактора, рецензента, тестировщика.

Какую точку вы считаете визитной карточкой практура 2025?

Никогда не задумывался о том, что отдельные точки могут быть «визитными карточками» тура. Спасибо за идею!

Насколько я понимаю, впечатления участников и фенологическая фаза (цветение яблонь) уже сделали таковой точку Д «Яблоневый сад». Хотя мне лично запомнятся и точки с сортировкой обломочного материала, и азимутом на Каабу, и с мостом, и с кавказскими валунами. И террасы, и бассейн. Да и зоопарк, конечно. В общем, видите? Не смог выбрать и перечислил все. Так что лучше пусть «визитку» выбирают участники. Им виднее!

Какие основные сложности бывают при проведении практура? Как вы с ними справляетесь, как реагируете?

Во время практического тура все может пойти не по плану. Внезапный дождь или даже метель, из-за которых сложно писать на бумаге, туман, перекрывающий вид объекта, на который нужно взять азимут: погодные условия могут резко поменяться и будут отличаться ответы участников, связанные с метеорологическими измерениями.

В 2012 году тур проходил в лагере «Зеркальный» на Карельском перешейке. Тогда из-за тумана внесли корректировки в задание: вместо азимута на остров участники брали азимут на ближайшее дерево. А во время практура международной олимпиады в 2015 году прошел сильный ливень, и члены жюри сушили работы утюгами.

В целом мы, конечно, учим юных географов не бояться погоды, а адаптироваться к любым условиям, но в 2008 году из-за шторма меняли даже график проведения тура.

Отвлекающие факторы были и будут всегда. Отдыхающие, если тур проводится в городских парках, активно интересуются происходящим. Могут встретиться даже дикие животные. Как сейчас помню лягушек, которые очень оживлялись при появлении участников на одной из точек в долине Тверцы в 2011 году и чуть не сорвали ее работу.

Всего не предвидишь, и нужно быстро адаптироваться. Помимо таких обстоятельств есть и человеческий фактор. Сложности бывают всегда, и в этом году в начале на одной из точек произошла организационная задержка. Но принципиальные, судьбоносные эксцессы, случавшиеся только на самых первых турах, в нынешнем формате практически сошли на нет.

Хотелось бы отметить для участников олимпиады, тренеров и сопровождающих команд, что на такие ситуации стоит реагировать спокойно. Члены жюри и ЦПМК всегда на стороне участников, и мы находим способы сгладить технические и бытовые неурядицы в пользу ребят.

Для нас самое главное – вовремя среагировать, восстановить справедливость. Большинство сложностей, как показывает практика, решается технически или методически.

C прошлого (2024) года мы ввели плавающий зачет – не учитываем худший ответ из восьми. То есть в итоговом балле учитываются только 7 лучших точек.

Вы упомянули практур Международной олимпиады. Как он проходит?

Форматов бывает несколько. Бывают многоэтапные туры, похожие на наш формат, но гораздо чаще встречаются комплексные туры. Главное их отличие от Всероссийской олимпиады – наличие одной главной магистральной темы для всего тура.

Такие практуры на международных олимпиадах, как правило, состоят из трех стадий:

  • сбор информации в поле;
  • последующая обработка материала, составление карт и графики;
  • аналитический вопрос с привлечением дополнительных ресурсов (информационных материалов, статистических источников, картографических материалов).

Последние стадии проводятся уже в камеральных условиях, за партами.

Новость31757

Какие советы вы можете дать тренерам региональных команд по подготовке ребят к практическому туру?

Главная проблема в том, что возможности у всех разные. Мы это понимаем, поэтому стараемся максимально нивелировать преимущества одних команд перед другими именно заданиями.

Вот примерный список-минимум того, чем обязательно надо позаниматься:

  • работа с компасом и ориентирование в более широком смысле;
  • топографические карты – без них никуда;
  • космические снимки;
  • горные породы: работа с коллекциями, диагностические признаки, с этим у многих большие проблемы;
  • метеорологические и гидрологические характеристики и их измерения;
  • основные инструменты и приборы, используемые географами.

Этим, конечно, список тем не ограничен. Как и фантазия жюри!

Как участникам самостоятельно готовиться к практуру?

Отвечу кратко: уж точно ничего не зубрить! Я бы посоветовал разделить самоподготовку на два вектора:

  1. Посмотреть список выше (список-минимум), закрыть пробелы из него. Обязательно сделать это физически. Например, сходить в поход с топографической картой (пусть даже в окрестностях дачи), попробовать свои силы в спортивном ориентировании, самостоятельно разобрать геологическую коллекцию и т.п.).
  2. Какое-то время «пожить» в режиме практура. Даже в повседневной жизни, наблюдая за окружающей территорией, задавать себе три парных вопроса: где и почему? Куда и почему? Откуда и почему? Ну и пытаться отвечать на них тоже, конечно.

Частные упражнения – тренировать глазомер и устный счет. Это всегда полезно!

Ну и главный «лайфхак»: готовиться всегда лучше не одному, а в компании с другими участниками или друзьями, можно иногда даже дистанционно. Партнерами тут могут стать даже родители – такие примеры у нас тоже встречались.

Беседовала Анна Сёмочкина


Подробную информацию об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.