Анна Соколова 28 мая 2025 |
Когда школьник задумывается о приближающемся поступлении в вуз, перед ним встает дилемма: сосредоточиться на подготовке к Единому государственному экзамену или попробовать себя в олимпиадах. Однако статистика экспертов Центра педагогического мастерства (ЦПМ) столичного Департамента образования и науки показывает, что не стоит выбирать одно из двух.
По данным за 2024 год, у участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады вероятность сдать ЕГЭ по трем предметам на 250 баллов и выше в три раза больше, чем у тех, кто не участвовал в интеллектуальных соревнованиях. А у тех, кто становился призером или победителем регионального этапа, — в 3,5 раза выше. Для этого вывода ЦПМ проанализировал результаты всех московских школьников, сдававших ЕГЭ в 2024 году.
«Научная лаборатория по анализу данных в образовании на базе аналитического отдела Центра педагогического мастерства и кафедры инновационной педагогики Московского физико-технического института проводит множество статистических исследований. Мы фактически занимаемся доказательной педагогикой, а приоритетными исследованиями для нас являются те, которые помогут выявить факторы, способствующие успеху ребенка. И мы видим, что вопреки распространенным мифам, олимпиады отнюдь не отвлекают ребенка от учебы и подготовки к Единому государственному экзамену. Наоборот, у ребенка, который еще в 5-9 классах влился в олимпиадное движение, результаты ЕГЭ гораздо выше», — подчеркнул начальник аналитического отдела ЦПМ и заместитель заведующего кафедрой инновационной педагогики МФТИ Дмитрий Щербаков.
ЕГЭ — это понятный формат. Безусловно, на экзамене тоже могут случиться непредвиденные ситуации: например, встретятся задания на нелюбимые темы или просто скажется волнение. Тем не менее серьезных потрясений ждать не приходится. Олимпиады же гораздо более непредсказуемы. Зачастую участники сами не знают, что им предстоит в финале, они могут иметь представление только об общей направленности заданий.
«Содержание каждого варианта ЕГЭ определяется кодификатором — списком тем и навыков, которые необходимо отработать для успешной сдачи экзамена. От года к году его наполнение может незначительно меняться, но в целом он остается довольно стабильным, так как определяется Федеральной образовательной программой среднего общего образования, — отметила руководитель отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям ЦПМ Татьяна Орлова-Хотунцева. — В олимпиадах же все устроено иначе. Задания, по сравнению с ЕГЭ, отличаются нестандартностью. Школьникам важно как продемонстрировать глубокое понимание предмета, так и проявить нестандартный подход к решению поставленных задач, то есть не только показать, что они знают, но и получить новое знание в процессе решения заданий. Тематика олимпиадных задач также может варьироваться: например, вопросы могут привязываться к истории, культуре и географии региона, в котором проводится соревнование».
Олимпиадные задания, особенно на последних этапах соревнования, значительно сложнее, чем задания ЕГЭ. Подготовка к участию во ВсОШ и других интеллектуальных состязаниях подразумевает не только знание школьной программы, но и выход далеко за ее пределы: изучение дополнительной литературы, анализ большого объема информации. К тому же подготовка зачастую становится междисциплинарной. Все это расширяет базу знаний ученика и помогает проще справляться со многими заданиями ЕГЭ.
«ЕГЭ направлен в первую очередь на то, чтобы выпускник продемонстрировал полное освоение школьной программы и безошибочное выполнение заданий, многие из которых относительно несложные. Тем не менее в рамках экзамена встречаются задачи, приближающиеся по уровню к олимпиадным, — отметил научный руководитель ЦПМ Иван Ященко. — Важно отметить еще профориентационную и мотивационную роли олимпиад. Наиболее важным оказывается участие в массовых интеллектуальных соревнованиях в 5-8 классах, когда у ребенка зарождается интерес к предмету и школьник выбирает свою траекторию профилизации. По статистике, те ребята, которые успешно выступали на олимпиадах в средней школе, впоследствии входили в топ результатов по ЕГЭ».
Участники соревнований также отмечают эту тенденцию. Например, Юлия Серебрякова, выпускница московской школы 2024 года и студентка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, с 5 класса активно принимала участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда она еще не знала, что свяжет свою жизнь с журналистикой, но уже двигалась в этом направлении: участвовала в Московской олимпиаде школьников по филологии, во Всероссийской олимпиаде по обществознанию, искусству (МХК) и русскому языку, по литературе становилась призером регионального этапа вплоть до 11 класса, а впоследствии сдала ЕГЭ на 94 балла и выше.
«Прежде всего, олимпиады научили меня проявлять интерес и исследовательское любопытство, а это очень полезно для работы в медиасфере. Олимпиады развили во мне упорство и в нужной степени упрямство, которые помогают добиваться успеха, отстаивать и аргументировать свою позицию. Они развили понимание, что, даже если в один момент все идет не по плану, значит, это просто другой план, и в конце концов все будет именно так, как должно быть, — поделилась Юлия. — Полученные знания также востребованы для меня и сегодня. Например, при работе над докладом по истории средневековой архитектуры на английском языке актуальными для меня оказались олимпиадные знания по МХК».
О подобной роли олимпиад в дальнейшем развитии выпускников в студенческие годы говорят и эксперты. В частности, научный руководитель ЦПМ Иван Ященко убежден, что участие в школьных олимпиадах часто помогает уже студентам интегрироваться в научную деятельность и участвовать в различных конференциях и проектах. В итоге олимпиадникам проще адаптироваться к новому этапу учебы и достигать в университете высоких результатов.
«Мы часто забываем, что учеба — это труд, помноженный на интерес. Когда у школьников горят глаза от биологии и физики, истории и искусства, тогда они легче переносят многочасовые занятия и семинары, учебно-тренировочные сборы и практикумы, а также демонстрируют более яркие результаты в выбранных предметах. Кроме того, такие качества, как упорство, усердие и трудолюбие, нередко играют значительную роль в покорении олимпиадных вершин», — подчеркнула руководитель отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям ЦПМ Татьяна Орлова-Хотунцева.
Действительно, в процессе подготовки к олимпиадам, помимо знаний, школьники приобретают важные качества, которые впоследствии играют важную роль в их становлении и карьере. «Настоящая наука и работа в современной технологической компании — это не только долгосрочные проекты, требующие кропотливого труда, но и задачи, которые необходимо решить в кратчайшие сроки в условиях жесткой конкуренции. И здесь пригождаются и способности олимпиадников долго удерживать концентрацию, и умение собраться и решить множество вопросов за короткое время, — отметил научный руководитель ЦПМ Иван Ященко. — Ведь важный компонент для победы на олимпиаде — спортивный характер. На соревнованиях, кроме знаний и яркого мышления, очень важно умение мобилизоваться на несколько часов».
Опыт студентки первого курса медико-биологического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова Евы Диковой хорошо иллюстрирует эту тенденцию. Интеллектуальными соревнованиями девушка увлеклась поздно, в 10 классе, и высоких результатов не добилась, но все равно очень ценит свою олимпиадную историю и верит, что именно она помогла ей сдать ЕГЭ почти на 100 баллов.
«Олимпиады не дали мне диплом заключительного этапа, я не смогла пробить уровень регионального. Однако благодаря этому опыту я научилась мыслить логично, находить аналогии и искать творческие решения. На уровне школы эти навыки помогли мне легче воспринять концепцию и формат ЕГЭ, лучше к нему подготовиться и, соответственно, лучше его сдать. А вообще эти навыки оказываются полезными во всех сферах жизни, чем бы я ни занималась», — поделилась Ева.
Наши собеседники отмечают, что самые сложные задачи из второй части ЕГЭ приближаются по сложности к олимпиадным, поэтому те школьники, которые имеют опыт участия в интеллектуальных соревнованиях, более вероятно наберут на экзамене 90 и выше баллов. Школьные занятия помогут ученикам подготовиться к ЕГЭ на уровне 75-80 баллов, но для лучшего результата необходимо не только глубже разбираться в выбранном предмете, но и развивать аналитические способности, навыки тайм-менеджмента и эмоциональной устойчивости. Все это невозможно наработать за пару месяцев усиленной работы — эти качества формируются годами, если школьник вовлекается в олимпиадную жизнь еще со средней школы.
«Польза олимпиад вовсе не сводится к завоеванию диплома, дающего право на поступление в вуз. Главное — это развитие творческого мышления, которое пригодится и в школе, и в вузе, а также поможет получить высокий балл на ЕГЭ. А еще олимпиады позволяют по-новому взглянуть на школьные предметы и зачастую определяют выбор дальнейшей специализации. Кроме того, это просто интересно! Участвуйте в олимпиадах!» — приглашает научный руководитель ЦПМ Иван Ященко.