Москва
Интервью

Генетические заболевания, почвенное дыхание и кинетическая энергия: что исследовали финалисты конкурса «Большие вызовы»

В своих работах, которые школьники представили в финале всероссийского конкурса научно-технологических проектов, ребята определяли проблематику, предлагали инновационные решения, а также проводили эксперименты и проверки. Результатом стали яркие проекты, охватывающие различные сферы — от биоинформатики и генетики до передовых производственных технологий и нанотехнологий. Подробностями поделились финалисты «Больших вызовов».
Анна Соколова 4 июня 2025
 Математика Информатикаи еще 13 предметов

Дмитрий, 10 класс:

В своем проекте я исследовал влияние различных антиоксидантов на прогрессию генетического заболевания, атаксии Фридрейха, на клеточной модели. Само заболевание является достаточно редким: около 1 случая на 50 тысяч человек. При этом его симптомы повторяют более популярные нейродегенерации, такие как болезнь Альцгеймера, Хантингтона и Паркинсона. Поэтому это исследование очень важно, чтобы разработать терапию для лечения этих заболеваний. Я работал над проектом в лаборатории Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского при МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный руководитель показал мне, как работать с клетками, и предоставил данные о флюорисцентной микроскопии, которую я исследовал в своем проекте.

Егор, 8 класс:

Я изучал уникальные микроскопические грибы, населяющие уральские шахтные воды, для выделения ферментов, с помощью которых можно разлагать биологические полимеры. На протяжении нескольких недель я выделял чистые культуры. Далее исследовал протеолитическую активность и измерял энзиматический индекс для моих двух культур. Я работал на кафедре микробиологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Там я выделил ДНК, провел тест ПЦР и секвенирование по Сэнгеру. Тем самым я определил вид изолята, с помощью которого можно производить ферменты и использовать их в разных отраслях промышленности.

Екатерина, 10 класс:

Мой проект участвовал в направлении «Генетика и биомедицина». При помощи биоинформатических методов я проанализировала геном синегнойной палочки после обработки ионами меди и нашла мутации, которые могут стать началом антибиотикорезистентности к меди, что помогает лучше понять механизм. В конкурсе «Большие вызовы» я участвовала во второй раз. В первый раз не получилось дойти до заключительного этапа, но в этом году я старалась учесть все замечания жюри и прошла в финал. Хочется отметить, что эксперты задавали очень интересные вопросы. Было видно, как они заинтересованы в развитии моего проекта.

Полина, 7 класс:

Мой проект — это небольшой турникет. К его вращающейся части прикрепили генератор через повышающий редуктор. Когда человек проходит через него, он вращает его на одну треть оборота, тем самым вырабатывает кинетическую энергию, которую можно или накапливать, или сразу использовать. Работа не была слишком сложной, но мне было интересно с ней разбираться. Вместе с наставниками мы узнали, как функционируют турникеты, ТЭЦ, генераторы и моторы, которые вырабатывают энергию. Изначально я не ожидала, что смогу хорошо выступить на конкурсе, приняла участие из интереса. В будущем мне хотелось бы поработать над другими проектами и попробовать себя в подобных конкурсах и соревнованиях.

Марьям, 10 класс:

Мой проект заключался в изучении почвенного дыхания, биологической активности микроорганизмов в почве, по которому можно понять, какое количество CO2 выделяется в атмосферу за счет их жизнедеятельности. Над проектом мы работали в образовательном центре «Команда». Мне помогали научные руководители, вместе с ними мы и выбрали эту тему. Этот проект достаточно важен в изучении глобального изменения климата. Как эколога меня это интересует. Для других людей эта тема тоже важна. Я участвую в конкурсе во второй раз, и мне очень сильно понравилось.

Евдокия, 10 класс:

Я изучала влияние молочнокислых бактерий на прорастание семян рапса. Проводила исследования в технопарке «Росбиотех» в течение всего этого года. Я долго шла к цели, очень хотела участвовать в конкурсе, но слишком строго относилась к себе и поэтому каждый раз думала, что проекты недостаточно хороши. В этом году я сделала достаточно сложный проект, который не стыдно показать обществу и который будет важен для человечества.

Даниил, 9 класс:

Это был интересный опыт, я получил практические знания о различных материалах. Также у меня была возможность поработать со специалистами, которые дали мне много новой информации. Эти знания позволили мне понять, как устроена сфера новых технологий в России. Я был удивлен, что стал победителем, однако это говорит о том, что подобные работы и исследования сейчас очень востребованы в нашей стране. Это не может не радовать.

Эмилия, 9 класс:

Когда я впервые взяла пробы воды из реки Химки для школьного проекта, я и представить не могла, что это станет началом серьезной научной работы. Сейчас, спустя пять лет исследований, четыре опубликованные работы и десятки проведенных экспериментов, понимаю: экология — это не просто наука, а образ мышления, который требует одинаково развитых аналитических способностей и готовности действовать. Мои исследования начались с простого мониторинга состояния прудов в Химках. Но когда я обнаружила систематическое превышение ПДК по аммонийному азоту в четыре раза, это перестало быть просто школьным проектом. Я начала глубоко изучать проблему, искать решения, проводить эксперименты с высшими водными растениями. Результатом стала разработка технологии биоплато, которая показала 99% эффективность очистки воды. Эти данные были опубликованы в сборниках научных работ, включая издания МГУ и всероссийские конкурсы.