Москва
Интервью

Не только диплом: как Мария Севостьянова переосмыслила успех в олимпиадах и педагогике

«Мне не хватило одного балла до призера, и я сильно переживала. Но именно тогда я поняла: важнее всего — люди, которые рядом в момент неудачи», — это откровение стало поворотным пунктом в жизни Марии Севостьяновой. Сегодня, будучи заведующей кафедрой литературы в ЦПМ, она использует этот опыт, чтобы помочь ученикам пережить поражение и найти в нем точку для роста.
Редакция сайта 25 августа 2025
 Литература

Успех — это не диплом, а возможность заниматься тем, что нравится. А неудача на олимпиаде — не конец света, а лишь один из эпизодов большого пути. Такие уроки вынесла из своего олимпиадного опыта заведующая кафедрой литературы Отдела развития талантов школьников Центра педагогического мастерства, тренер сборной Московской области на Всероссийской олимпиаде Мария Севостьянова. В интервью она рассказывает, как эти принципы помогают ей воспитывать не просто знатоков литературы, но и психологически устойчивых, целеустремленных людей.

Как начинался ваш олимпиадный путь?

Все началось в восьмом классе, когда я попала в образовательный центр «Сириус». Там я познакомилась с ребятами постарше, которые обсуждали региональный и заключительный этапы Всероссийской олимпиады школьников. Я тогда даже не знала, что это такое, и тихо спросила подружку. Она не только объяснила, но и помогла подготовиться. В девятом классе я сразу прошла на заключительный этап — тогда конкуренция была ниже. Мне не хватило одного балла до призера, и я сильно переживала. Но именно тогда я поняла: важнее всего — люди, которые рядом в момент неудачи.

Вы продолжили участвовать?

Да. В 10-м классе дипломы выдали только 11-классникам, а у меня был автопроход на следующий год. В 11-м снова без диплома, но уже без слез, и я радовалась за друзей. Это закрепило мое понимание: в олимпиадном движении внимания достойны не только победители.

Какие главные качества, на ваш взгляд, формирует олимпиадная среда у участников?

Если выделять самое важное, то это три ключевых качества. Первое: внимание к людям — способность ценить поддержку окружения, которая становится настоящей опорой в трудных ситуациях. Второе: упорство и целеустремленность — та самая настойчивость в достижении целей, даже после серьезных неудач. Третье: уверенность в будущем — понимание, что локальная неудача не ставит крест на всех возможностях.

Как эти качества проявились в вашем личном опыте?

После того, как в 9 классе я не добилась желаемого результата, у меня сформировалось четкое убеждение: провал на олимпиаде — это не конец света. Всегда есть альтернативные пути — ЕГЭ, университет, новые возможности. Главное — не опускать руки, потому что перспективы гораздо шире текущей ситуации.

Как ваше участие в олимпиадах повлияло на вас как на педагога?

Я никогда не делю ребят на «победителей» и «проигравших». Важен общий путь, а не только диплом. Гордиться стоит всеми: каждый вложил свои силы.

Были ли в вашей педагогической практике случаи, когда опыт преодоления неудачи на олимпиаде стал для ученика мощным стимулом для роста?

Конечно. Например, в Казани целый 10-й класс нашей сборной получил результат ниже ожидаемых баллов. Они переживали вместе, но тренировались дальше, и в 11-м многие из них стали призерами. Поддержка команды мотивирует и играет огромную роль.

Как вы помогаете ученикам пережить неудачу?

Во-первых, помогают дыхательные техники и физическое восстановление. Во-вторых, возможность безопасно высказаться, даже если эмоции острые. Важно, чтобы они не выплескивали раздражение друг на друга. Я как взрослый и опытный человек стараюсь «контейнировать» эти эмоции: забираю все в себя и перерабатываю. Все-таки важно, чтобы ученики не несли негатив в команду и, тем более, не сдерживали его внутри.

А ученики чему-то учат вас?

Да. Я стала меньше их контролировать. Иногда думаю, что им тяжело, а они справляются сами. Это напоминание: не всегда нужно спасать, иногда достаточно не мешать.

Как вам удается не сломаться после неудач?

Я часто просто не оставляю себе выбора: нужно сделать — делаю, не тратя время на сомнения. Например, в 11-м классе за месяц подготовилась к ЕГЭ по литературе, потому что иначе было нельзя. Опыт можно проанализировать потом, но в моменте важно действовать.

Как изменилось ваше понимание успеха?

Раньше для меня успех был равен диплому. Теперь успех — это заниматься тем, что нравится, особенно в процессе. Диплом — инструмент, но он не гарантирует счастья. 

Олимпиадное движение меняется?

Да, оно все больше становится «школой жизни». Заключительный этап Всеросса — это демоверсия большой жизни: за неделю нужно научиться работать в стрессе, поддерживать друг друга и фильтровать внешние обстоятельства.

Как вы стали завкафедрой?

Когда мне предложили эту должность, месяц не верила. Волновалась: ответственность, финальные решения, перестройка коммуникации с коллегами. Но оказалось, что опыт общения со школьниками помогает — стараюсь быть для преподавателей таким же «безопасным пространством», куда можно прийти с проблемой.

Что бы вы сказали себе школьнице?

«Это пройдет» и «важнее работать, чем создавать видимость работы».

Олимпиады — это?

Комьюнити.

Всерос — это?

Любовь.

Литература — это?

Возможность прожить другие жизни.

Беседовала Юлия Демидова.