Редакция сайта 25 августа 2025 |
Успех — это не диплом, а возможность заниматься тем, что нравится. А неудача на олимпиаде — не конец света, а лишь один из эпизодов большого пути. Такие уроки вынесла из своего олимпиадного опыта заведующая кафедрой литературы Отдела развития талантов школьников Центра педагогического мастерства, тренер сборной Московской области на Всероссийской олимпиаде Мария Севостьянова. В интервью она рассказывает, как эти принципы помогают ей воспитывать не просто знатоков литературы, но и психологически устойчивых, целеустремленных людей.
Все началось в восьмом классе, когда я попала в образовательный центр «Сириус». Там я познакомилась с ребятами постарше, которые обсуждали региональный и заключительный этапы Всероссийской олимпиады школьников. Я тогда даже не знала, что это такое, и тихо спросила подружку. Она не только объяснила, но и помогла подготовиться. В девятом классе я сразу прошла на заключительный этап — тогда конкуренция была ниже. Мне не хватило одного балла до призера, и я сильно переживала. Но именно тогда я поняла: важнее всего — люди, которые рядом в момент неудачи.
Да. В 10-м классе дипломы выдали только 11-классникам, а у меня был автопроход на следующий год. В 11-м снова без диплома, но уже без слез, и я радовалась за друзей. Это закрепило мое понимание: в олимпиадном движении внимания достойны не только победители.
Если выделять самое важное, то это три ключевых качества. Первое: внимание к людям — способность ценить поддержку окружения, которая становится настоящей опорой в трудных ситуациях. Второе: упорство и целеустремленность — та самая настойчивость в достижении целей, даже после серьезных неудач. Третье: уверенность в будущем — понимание, что локальная неудача не ставит крест на всех возможностях.
После того, как в 9 классе я не добилась желаемого результата, у меня сформировалось четкое убеждение: провал на олимпиаде — это не конец света. Всегда есть альтернативные пути — ЕГЭ, университет, новые возможности. Главное — не опускать руки, потому что перспективы гораздо шире текущей ситуации.
Я никогда не делю ребят на «победителей» и «проигравших». Важен общий путь, а не только диплом. Гордиться стоит всеми: каждый вложил свои силы.
Конечно. Например, в Казани целый 10-й класс нашей сборной получил результат ниже ожидаемых баллов. Они переживали вместе, но тренировались дальше, и в 11-м многие из них стали призерами. Поддержка команды мотивирует и играет огромную роль.
Во-первых, помогают дыхательные техники и физическое восстановление. Во-вторых, возможность безопасно высказаться, даже если эмоции острые. Важно, чтобы они не выплескивали раздражение друг на друга. Я как взрослый и опытный человек стараюсь «контейнировать» эти эмоции: забираю все в себя и перерабатываю. Все-таки важно, чтобы ученики не несли негатив в команду и, тем более, не сдерживали его внутри.
Да. Я стала меньше их контролировать. Иногда думаю, что им тяжело, а они справляются сами. Это напоминание: не всегда нужно спасать, иногда достаточно не мешать.
Я часто просто не оставляю себе выбора: нужно сделать — делаю, не тратя время на сомнения. Например, в 11-м классе за месяц подготовилась к ЕГЭ по литературе, потому что иначе было нельзя. Опыт можно проанализировать потом, но в моменте важно действовать.
Раньше для меня успех был равен диплому. Теперь успех — это заниматься тем, что нравится, особенно в процессе. Диплом — инструмент, но он не гарантирует счастья.
Да, оно все больше становится «школой жизни». Заключительный этап Всеросса — это демоверсия большой жизни: за неделю нужно научиться работать в стрессе, поддерживать друг друга и фильтровать внешние обстоятельства.
Когда мне предложили эту должность, месяц не верила. Волновалась: ответственность, финальные решения, перестройка коммуникации с коллегами. Но оказалось, что опыт общения со школьниками помогает — стараюсь быть для преподавателей таким же «безопасным пространством», куда можно прийти с проблемой.
«Это пройдет» и «важнее работать, чем создавать видимость работы».
Комьюнити.
Любовь.
Возможность прожить другие жизни.
Беседовала Юлия Демидова.