Редакция сайта 18 сентября 2025 |
Забавный вопрос, потому что мне эта идея в голову не приходила. В моей школе участие в олимпиадах было само собой разумеющимся делом. Все ученики принимали участие во Всероссийской олимпиаде. По крайней мере, в школьном туре. Это всегда было делом благородным.
Моя олимпиадная история началась с седьмого класса.
Я особо не понимала, кем хочу быть и чем заниматься, для меня это не было никогда особым стимулом. Относилась к соревнованиям просто: олимпиада и олимпиада, получится — хорошо, не получится — да ничего страшного, у меня своих дел достаточно. И интересы у меня менялись тоже стремительно.
В старшей школе я уже стала задумываться, что мне интересно. И выяснилось, что я хорошо разбираюсь в искусстве, поэтому решила попробовать углубиться в эту сферу.
Все мое участие в олимпиадах было приключением
Главным стимулом на ВсОШ у меня было желание попасть на заключительный этап, где вы всей дружной командой едете на несколько дней в другой город, решаете классные задания и получаете новые впечатления. Все мое участие в олимпиадах было приключением, я не так сильно переживала, если не удавалось выиграть — всегда можно найти, чем себя занять. До сих пор считаю, что это очень правильный подход и советую ученикам сборной по МХК так же просто относиться к соревнованиям. На олимпиаде жизнь не заканчивается.
Когда я поступала в РГГУ, у меня не получилось попасть на бюджет. Я прошла только на платное обучение. У моих родителей не было возможности оплачивать его на протяжении долгого времени, и моей задачей было как можно быстрее перевестись. А для этого нужно было очень хорошо учиться, закрывать все сессии, проявлять социальную активность, вступать в студенческие кружки. Именно эта необходимость выковала из меня ту, кто я есть.
У меня было преимущество, потому что история искусств в моей школе была достаточно сильной. Была какая-то база знаний, на которую я могла сверху наложить новую информацию. И поэтому, когда я начала учиться, мне было попроще. Но я все равно работала на износ, постоянно общалась с преподавателями, участвовала в студенческой жизни, ходила на факультативы и собрания. Благодаря этому преподаватели знали, что я буду учиться хорошо. И именно поэтому меня перевели на бюджет.
Позже меня пригласили в сборную Москвы: сначала проверять разные этапы ВсОШ, а потом сопровождать команду на заключительном этапе. Это был один из моих первых опытов работы. Затем позвали преподавать. Да, часто я задумывалась: имею ли я право учить, если я не выигрывала. Но потом я поняла, что в преподавательском составе должен быть человек, который может показать, что не обязательно быть победителем или призером, на этом возможности не заканчиваются.
Это была программа обмена между РГГУ, где я училась, и университетом Ка Фоскари в Италии. И в какой-то момент птичка на хвосте принесла, что есть программы обмена для учебы за рубежом. Я остановилась на Венеции.
Европейская программа устроена по-другому (программа строится на единицах зачета — кредитах). Также я продолжала учиться в РГГУ, заочно, и, когда вернулась, присоединилась обратно к своему курсу.
Я занималась по программе, параллельно пыталась учить итальянский, гуляла по Венеции, ездила периодически в другие города, общалась с итальянцами. Это было весело и очень интересно. Обучение в основном у меня было на английском.
Когда я окончила РГГУ, то поняла, что надо что-то делать дальше. Я всю жизнь была уверена, что на последних курсах университета меня куда-то распределят. Но ни на третьем, ни на четвертом курсе почему-то меня никто не схантил (не пригласил на работу. — Прим.ред.). Я посмотрела, а что же делают мои бывшие однокурсники. И выяснилось, что они поступают в магистратуру. Я стала думать, а куда я хочу поступать.
Я попробовала в свой родной РГГУ, подалась в много разных мест, и тут абсолютно случайно мама предложила поступить в Шанинку (Московская высшая школа социальных и экономических наук. — Прим. ред.). Я решила попробовать, и неожиданно для меня, после сдачи вступительных экзаменов, что меня позвали на бюджет.
Я поступила на факультет управления социокультурными проектами. Внутри этого факультета было направление арт-менеджмента музеев и галерей. На сайте было расписано: вы сможете общаться с художниками, работать в музеях, делать выставки. Когда я увидела эту программу, которая была ориентирована в основном на какие-то прикладные знания, на практику, мне стало интересно. На втором курсе я начала понимать, как, собственно, работает выставочная деятельность, откуда берется бюджет, как подавать заявки на гранты, как бизнес работает, как галереи взаимодействуют, как делать культурные проекты: от выставок до открытия своего арт-центра. Целиком, полный производственный цикл. В процессе у нас были онлайн-занятия с преподавателями из Манчестера, так как мы учились на программе обмена между двумя вузами и мы даже должны были поехать в Англию, но случилась пандемия. После этого я получила свои два чудесных диплома, и теперь я master of arts in cultural management дважды.
Надо любить искусство и свое дело, чтобы здесь задержаться
Искусство теоретическое и культура практическая — это две очень разные вещи. Чтобы быть в арт-менеджменте, тебе нужно быть и в арт, и в менеджменте. И, наверное, с моей точки зрения, на менеджмент можно себя натренировать, потому что это прикладная и более социальная наука. Там очень много неочевидных, но простых правил. Условно говоря, если ты хочешь, чтобы кто-то для тебя что-то сделал, веди себя корректно. Но, на мой взгляд, научиться грамотному менеджменту самостоятельно проще, чем истории искусств.
Дам два совета. Первое — учить историю и теорию искусства, потому что если вы можете объяснить, почему это произведение классное, то можете его продать. Понимание основ искусства, на мой взгляд, ценнее, чем умение правильно построить SWOT-анализ, например, или календарный план подготовки проекта.
Второй мой совет — никогда не забывать про нетворкинг.
У меня была подработка. Я писала разного формата искусствоведческие тексты на заказ. Это занимало не очень много времени, но это был какой-то опыт. И главное, что когда я выпустилась из университета, мое резюме не было пустым. У меня уже была стажировка в Италии, работа в ЦПМ.
Свою первую взрослую работу я нашла между первым и вторым курсом магистратуры. Я откликнулась на вакансию арт-менеджера в галерею современного искусства. Потом выяснилось, что это довольно тяжелая работа, потому что офис находился далеко от меня. Но, тем не менее, это моя первая работа.
Надо любить искусство и свое дело, чтобы здесь задержаться. Потому что если ты воспринимаешь это как способ зарабатывания денег, то это не та сфера.
Наверное, у меня два совета.
Первый — не бояться рисковать и сохранять здоровый дух авантюризма.
Второй — не переживать о неудачах. Если ваше, то останется. Если не получается, значит не ваше. Никогда не знаешь, в какую сторону тебя заведет. Но если ты пытаешься проломить головой какую-то дверь, а она все не поддается, возможно, это не та дверь, куда тебе надо. Стоит поискать другие пути. Поэтому я советую не опускать руки и вообще, строго говоря, не особо переживать. Жизнь сложится замечательно в любом случае. И на неудачах она не заканчивается.
Беседовала Лина Шевцова.