| Редакция сайта 11 декабря 2025 |
Я начал участвовать в олимпиадах с класса шестого, до этого были совсем детские, вроде «Русского медвежонка». В олимпиадах большую роль играют учителя, которые рассказывают о них, помогают подготовиться, здесь и я не исключение.
В 9 классе мне не хватило половины балла до проходного в финал. Конечно, это было очень обидно, с другой стороны, это очень сильно мотивирует на то, чтобы двигаться дальше, искать, чего не хватило, чего не добился в прошлый год. В десятом классе я прошел на заключительный этап, но не стал призером.
Когда у меня были большие неудачи, в тот момент казалось, что те люди, которые становятся призерами и победителями, из какой-то другой лиги, просто академики географии, которые знают все на свете, а мне никогда не достичь этого уровня. Но на перечневых олимпиадах ты видишь, что все нормально. Они помогают взглянуть на это с другой стороны и понять, что всего хватает. Нужно просто подготовиться, структурировать свою подготовку, выйти и показать достойный результат. А в 11-м классе, буквально за месяц до выпуска, я стал призером Всероссийской олимпиады по географии.
Нет, последний раз серьезно олимпиада менялась очень давно. Единственное, что меняется на заключительном этапе — это количество дней проведения, но в целом структура (три тура: тестовый, теоретический и практический) совпадают уже многие годы подряд. Последний раз единственное, что менялось — это региональный этап (во второй половине 2010-х). В остальном все стабильно.
Всероссийская олимпиада приводит к формированию определенного количества знакомств, связей, соединяет людей. Это работает не только в рамках крупных сборных, таких как московская. Потому что, конечно, дети, которые готовятся в Москве, обычно друг друга очень хорошо узнают к концу сезона.
Я учился не в московской сборной, но даже так я приобрел огромное количество друзей, товарищей, моих коллег в том числе, с которыми мы продолжаем хранить связь, дружбу спустя 6-7 лет после Всероса.
Знания, которые получает ученик (идеальный призер или победитель ЗЭ) сравнимы со знаниями студента второго курса профильного вуза. И многие знания, которые обязательны при подготовке к олимпиаде, потом помогают и во время учебы.
Мотивация, которую мне обеспечил Всерос, несколько раз довольно мощно дала стимул в жизни к тому, чтобы не опускать руки, думать о том, что делаешь.
Среди географических факультетов это — лучший в нашей стране. Когда я заканчивал школу, во ВШЭ не существовало географических направлений. Сейчас там есть географический факультет, но он начал свою работу спустя год после того, как я поступал. Еще была урбанистика, которая только начала работать. Я очень долго рассматривал СПбГУ, но в итоге я остановил свой выбор на МГУ.
Я учился на кафедре, которая изучает рельеф — это находится на стыке геологии и географии. У любой кафедры практика проходит после второго курса, когда человек уже немного погрузился в специфику его конкретной науки, научился каким-то основным методам и отправляется это отрабатывать. У нас практика проходит на севере (морская часть на Беломорской биологической станции МГУ на Белом море, и горная часть в Хибинах, где мы смотрим на различные рельефообразующие процессы, которые там могут происходить). У разных кафедр практики разные: метеорологи, например, проходят практику у нас в Хибинах на метеостанции, океанологи едут на Черное море, гляциологи (наука, изучающая природные льды во всех их формах на поверхности Земли. — Прим. ред.) едут изучать сначала мерзлоту на Ямале, потом — ледники на Кавказе.
После третьего курса уже практика преддипломная. Как правило, ее называют производственной, потому что чаще всего человек отправляется вместе с какой-то организацией (учебной, научной, коммерческой). Лично я проходил практику именно в последней. Я работал на строительстве газопровода в Иркутской области, недалеко от Байкала, в дремучей тайге.
У меня менялось отношение к географии как к предмету в течение многого времени. Когда я был ребенком, конечно, мне нравилась география, потому что, как уважающий себя мальчик с школьной библиотекой рядышком, я перечитал все книжки про путешествия и все книги Жюля Верна, которые мог найти, и это напитывало меня интересом к новому, неизведанному. И это в том числе тоже привело к олимпиадам, как к возможности эти знания, полученные и потом развитые, применить. Потом, да, география — это какой-то соревновательный интерес, способ узнать что-то новое. И тут ты снова пересматриваешь отношение к предмету, к тому, чем ты занимаешься. Практика — это скорее просто подтверждение, потому что ты этими знаниями начинаешь пользоваться в реальной жизни.
Я отучился в московском университете, и последние годы я живу в Москве, и, в общем, работа, тоже педагогическая, первоначально была связана с Москвой.
Когда я переехал в Москву в 2019 году, я устроился в Ассоциацию победителей олимпиад. Сначала я просто преподавал и работал с детьми, занятия начал вести в сборной, потом стал заведующим кафедрой географии в АПО, потом — одним из тренеров московской сборной, потому что стал одновременно и заведующим кафедрой географии отдела развития талантов школьников Центра педагогического мастерства. Дальше просто меня назначили главным тренером. Вот и весь секрет.
Это тоже такая некоторая профдеформация. Если взглянуть на один очень известный клуб, то там целых три знатока в настоящий момент являются учителями географии, среди которых и я. Думаю, что это не совсем случайность, потому что география буквально обо всем. И в итоге в голове собирается такое невероятное количество фактов, что разные самые интеллектуальные игры любого характера — какой-то логичный выход всей этой накопленной базы данных. А еще география же не только наука о том, какая столица у какой страны — это наука о связях между вещами в пространстве.
И поэтому логическими связями в голове обладать для знания географии даже, пожалуй, важнее, чем просто банально запоминать то, что где располагается. Строить логические связи ты учишься и в географии, и играя в разные интеллектуальные игры, эти две ипостаси дополняют друг друга.
Мне кажется, что для олимпиадников разные интеллектуальные соревнования — это очень хорошее увлечение. С одной стороны, это возможность посоревноваться, с другой — это все-таки более свободное пространство. Там нет каких-то льгот в виде поступления в университеты, каких-то невероятных денежных призов и так далее. Это все-таки игра на интерес, что-то новое узнать, найти. И в ней собираются люди, как правило, заинтересованные. И в таком обществе находить интересы, находить своих друзей, социализироваться тоже очень круто.
Самый лучший способ что-то выучить — это объяснить другому. И вот исходя из этой концепции, я и оказался здесь. В лицее, где я учился, было довольно много ребят, кто на следующий год прошел на региональный этап. И я на общественных началах организовал для них такой кружок, где мы разбирали задания, готовились, проводили пробные этапы. И этот интерес к педагогике оттуда вырос и дальше продолжал развиваться. Сразу после школы я поехал пробовать себя в качестве вожатого, преподавателем в летних лагерях. Потом я устроился работать.
Когда вы объясните кому-то другому то, что хорошо понимаете, вы сами для себя откроете свой предмет совсем по-новому. Я не перестаю открывать для себя новое в географии, даже просто в школьном курсе.
Объясняя, рассказывая, ты структурируешь материал так, чтобы он был у тебя в голове выстроен и понятен. И только нарабатыванием таких простых, понятных связей в итоге удается хорошо разобраться в предмете.
Беседовала Лина Шевцова