Москва
Партнерский материал

География без границ: как устроен профильный класс, где готовят к олимпиадам и исследованиям

Как построить подготовку, которая приведет не только к диплому ВсОШ, но и к осознанному выбору профессии? Научный руководитель Географического класса Ассоциации победителей олимпиад Виталия Посаженникова рассказывает, как программа класса соединяет углубленное изучение предмета, проектную работу с учеными и подготовку ко всем этапам олимпиады.
Ассоциация победителей олимпиад 16 декабря 2025
 География

Как можно сочетать олимпиадную подготовку с исследовательской деятельностью?

В начале учебного года преподаватели географического класса предлагают список тем по наиболее актуальным вопросам географии, исходя из своего основного профиля работы. Так у учеников появляется возможность провести исследование под руководством настоящего специалиста в области социально-экономической географии, геологии, геоморфологии или ландшафтоведения.

Уже в 10 классе они освоят необходимые для высших учебных заведений навыки поиска научной литературы, оформления работы по ГОСТ, а также смогут провести серьезную практическую работу, в том числе сделать первые шаги в освоении геоинформационных систем – основного инструмента работы для любого географа! При этом гибкий график, составленный преподавателями геокласса, позволяет без особых сложностей вплести в расписание не только углубленное изучение предмета, но и проведение собственного исследования.

Также важной составляющей является необходимое установление причинно-следственных связей в научной работе, развитие данного навыка неизбежно положительно скажется на качестве ответов на открытые вопросы в аналитических заданиях и на практических турах!

Как строится подготовка к практическим турам ВсОШ в географическом классе?

Для подготовки к практическому туру школьного или муниципального этапа ученикам геокласса предлагается серия лекционных материалов от ведущих специалистов по топографии и картографии, после которых следуют семинары, где школьники работают с различными топографическими и тематическими картами. Уникальные задания, разработанные командой АПО, учитывают все тенденции к усложнению практики на олимпиадах и, главное, внедрению нестандартных картографических материалов. Непосредственно перед этапом ребята повторяют материал и решают задания практических туров с обратной связью.

Подготовка к региональному этапу будет проходить в формате онлайн и очных сборов с командой Москвы. На них большое внимание уделяется навыкам решения заданий, в том числе и работе с картами и схемами.

Для подготовки к практическому туру заключительного этапа во время очных сборов будут проводиться специальные полевые практики, ребята смогут поработать с различными приборами, которые используются в метеорологии, гидрологии или геоморфологии.

Как помочь ученикам выбрать вуз, научное направление или прикладную специальность?

Благодаря большому количеству часов географии в неделю каждому разделу данного предмета уделяется много времени. Это позволяет ученикам достаточно глубоко погрузиться в отдельные направления географии и понять, что больше их привлекает, и с чем, возможно, они хотели бы связать свою дальнейшую жизнь. Также исследовательская деятельность под руководством специалистов в отрасли, которая показалась ученикам наиболее привлекательной, позволит им еще до поступления в вуз понять, понравится ли им процесс обучения.

Как работает система помощи, если у ученика возникают сложности – академические, мотивационные? Какова роль научного руководителя?

Для решения наиболее сложных ситуаций, связанных с трудностями при обучении, у учеников географического класса есть возможность обратиться за психологической помощью к специалистам ЦПМ.

При академических задолженностях, сложностях с мотивацией или освоением отдельных разделов географии, ученики и их родители обращаются к научному руководителю, с которым обсуждается возможность смещения сроков сдачи работ, составления совместного расписания с более дробными дедлайнами, чтобы справиться с большой задачей в несколько маленьких этапов, подбирается дополнительная литература и, в целом, устанавливаются достижимые за относительно короткий промежуток времени цели, чтобы ученик смог прочувствовать свой рост.

Это уникальная среда для тех, кто хочет видеть в географии не просто школьный предмет, а науку о мире и основу для будущей карьеры.

Узнать больше о географическом классе и о том, как туда поступить, можно на сайте Ассоциации победителей олимпиад.