| Редакция сайта 27 января 2026 |
Главное — понимать, что необъятных знаний никто и не требует. Участники не могут знать всей теории, и составители олимпиад это учитывают. Задания создаются для школьников, а не для профессоров, поэтому важнее не объем получаемой информации, а ее качественное усвоение и умение применять на практике.
Подготовка должна быть системной, но разнообразной. Не стоит каждый день только прорешивать комплекты прошлых лет или только слушать лекции. «Рывки» спасают от рутины, но должны встраиваться в регулярную подготовку. Оптимальнее всего следовать плану, по мере сил добавляя в него неожиданные новые цели.
Система — распланированное регулярное прорешивание комплектов прошлых лет, изучение теории по блокам — разделам языка. А рывки — например, заметил какую-нибудь рекламу на улице со странной грамматической конструкцией, можно из любопытства подумать, почему именно так сформулировано, нарушает ли это нормы. Или, допустим, возникнет в голове вопрос, как появилось то или иное слово. По словарю Фасмера можно посмотреть этимологию, подумать над однокоренными. В общем рывки — это что-то внезапное, а не конкретные задачи, в моём понимании.
Результата добивается тот, кто не ленится искать ответы на вопросы, возникающие в голове. Мы все ежедневно встречаемся с разными видами речи: разговорной и художественной, устной и письменной; постоянно сталкиваемся с интересными явлениями. Все олимпиадные задачи основаны на чем-то пограничном, на отклонении от нормы; объясняя себе все непонятные процессы, произошедшие в языке, любознательный человек будет накапливать очень ценный опыт. Не менее важно читать книги из разных областей, узнавая значения всех непонятных выражений и терминов, чтобы пополнять свой словарный запас.
Самый большой страх у олимпиадников вызывают задачи на озарение, так как к ответу нельзя прийти логическим путем. Чаще всего на озарении строятся этимологические задания. Но его элементы могут быть везде. Например, даны слова ксерокс, пельмени, сэндвич, интернет. Нужно распределить их на равные группы. Можно долго проверять парадигму, синтаксические свойства, но ответ либо внезапно придёт в голову, либо нет. Ответ: ксерокс и сэндвич образовались от имен собственных, а пельмени и интернет изначально были нарицательными. Для их решения как раз требуется большой активный словарный запас, навык быстро генерировать различные варианты, синонимы и однокоренные слова. Подобные задания проверяют способность участника внимательно читать условия и искать подсказки в самом комплекте, умение перебирать в голове большое количество слов в стрессовой ситуации.
Для таких задач невозможно выработать общий шаблон по нахождению ответа, поэтому ключевую роль играет нарешенность. Кто-то в самом начале читает условия задачи на озарение и, решая остальной комплект, подсознательно думает над вариантами ответа; кто-то делает короткий перерыв: пьет воду, разминается, вспоминает таблицу умножения, чтобы переключиться и освежить мысли. Надо найти индивидуальный подход, а это приходит с опытом.
Региональные и заключительные этапы, требующие развернутых ответов, строятся примерно по одной и той же схеме: в начале задача на фонетику/диалектологию, затем смесь морфемики/морфологии/синтаксиса, а в конце всегда древнерусский текст и этимологическое гнездо. Заранее зная свои сильные стороны, участник должен не решать все подряд, а, бегло ознакомившись с комплектом, приступать к задачам, на которых он потенциально может заработать больше всего баллов.
Думаю, это даже полезнее изучения громоздкой теории в каких-нибудь вузовских учебниках. Не считая задач по фонетике и древнерусского текста, олимпиады рассчитаны на школьную программу; освоив ее, важнее начать практиковаться, так как из года в год тянется примерно одинаковый формат задач: главное в них — уметь объяснить увиденное явление, привести другие примеры. Заумная терминология же никак не оценивается в олимпиадах по русскому.
Олимпиады по русскому охватывают все области языкознания. Готовясь к ним, школьник начинает понимать, как мы произносим те или иные звуки, может логически объяснить правила, изучаемые в школе «на автомате» (например, почему сочетания жи-ши пишутся именно так), узнает новые слова и фразеологизмы, поднимает уровень своей грамотности. Эти качества ценятся в общении как со сверстниками, так и со старшими людьми; благодаря им складывается приятное впечатление о человеке, которое помогает и найти новых друзей, и, в дальнейшем, трудоустроиться в хорошее место.
Самое важное — вступление в олимпиадную сборную своего региона. Она обеспечивает и регулярные занятия, и рекомендации для дополнительной самостоятельной подготовки от преподавателей.
Полезнее всего ориентироваться на выложенные задания прошлых лет как Всероса, так и перечневых олимпиад; короткие же задачи можно найти в архивной версии сайта и в книге Б. Ю. Нормана «Русский язык в задачах и ответах».
Начать изучение теории стоит с книги главного тренера сборной Москвы О. Н. Зайцевой «Русский язык. 5- 9 классы. Олимпиады», а затем постараться освоить учебник П. А. Леканта «Современный русский литературный язык» (на него стоит опираться, изучая все разделы языка, кроме фонетики, про которую лучше читать в учебнике С. В. Князева и С. К. Пожарицкой «Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»).
Этимологию полезнее всего изучать на сайте drevoslov.ru, на котором можно найти этимологические гнезда и статьи о значениях корней.
Одна из преподавателей сборной Москвы, К. М. Белая, создала и телеграм-канал, в котором проводит викторины, выкладывает учебники для подготовки, делится советами.
В олимпиадах часто требуют знание фразеологизмов, о некоторых можно прочитать в книге Э. А. Вартаньяна «Из жизни слов». Для тренировки в переводе древнерусского текста удобнее всего пользоваться сайтом Института русской литературы.
Важнее всего оценивать свои сильные и слабые стороны. Все знать невозможно, поэтому надо понимать, чему уделять больше внимания и времени на самой олимпиаде, а чему — во время подготовки. Это лучший способ проявить себя и восполнить недостающие знания.
Беседовала Мария Бургардт