Анна Титова 1 февраля 2013 |
В эти дни проходит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике. Буквально за два дня до этого, команда Москвы вернулась из Витебска, где наши ребята принимали участие в областном этапе белорусской республиканской олимпиады. Мы побеседовали с руководителем команды, доцентом физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидатом физико-математических наук – Алексеем Александровичем Якутой, который является председателем оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в Москве.
Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, как российские школьники оказались на олимпиаде в Беларуси?
Белорусская республиканская олимпиада - аналог нашей Всероссийской олимпиады школьников. Она проводится по общеобразовательным предметам в 4 этапа. Мы давно сотрудничаем с белорусскими коллегами, и в этом году они пригласили наших ребят принять участие в областном этапе своей олимпиады. Он соответствует региональному этапу Всероссийской олимпиады, и мы решили отправить туда девяти- и десятиклассников. Для наших школьников это хорошая тренировка перед участием в будущих международных олимпиадах. В команде было 11 человек. Мы привезли 10 дипломов, причем среди девятиклассников наш школьник стал первым, а среди десятиклассников мы уступили только одной представительнице Беларуси.
Вы сказали, что олимпиада в Витебске – хорошая тренировка перед международной олимпиадой. Но разве для этого недостаточно участия во Всероссийской олимпиаде?
Дело в том, что задания на международных олимпиадах по физике существенно отличаются от олимпиадных задач, которые привыкли решать российские школьники. Поэтому нам приходится их специально готовить к решению заданий в формате межнара. В чем разница? Задача на международной олимпиаде представляет собой длинное описание какого-либо процесса, явления, эксперимента и т.п., и целый ряд вопросов и заданий к нему. Отвечая на вопросы и выполняя задания, ученик проводит что-то вроде исследования. Разные задачи могут быть взаимосвязаны. Для наших школьников задания такого типа непривычны. А вот в Беларуси на всех этапах олимпиады (даже на школьном!) используются именно такие.
То есть, сразу готовят ребят к международной олимпиаде?
Именно. Причём задания изначально даются трудные. На финальном этапе они могут быть даже сложнее, чем на межнаре. Поэтому для наших участников это была возможность потренироваться. Впрочем, задания были на русском языке, а не на английском, как это принято на международных соревнованиях.
Сколько дней вы провели в Витебске?
Четыре. В первый день было торжественное открытие. Затем два дня соревнований: теоретический и практический туры. И в последний день - апелляция, закрытие олимпиады и награждение победителей и призёров.
А культурная программа была?
Да, конечно. Во-первых, обзорная экскурсия по городу. Во-вторых, мы посетили Музей Марка Шагала - это комплекс, состоящий из арт-центра и мемориального дома-музея. И посмотрели спектакль «За двумя зайцами».
На финал поедете?
Обязательно. Финал олимпиады пройдёт с 25 по 29 марта тоже в Витебске. Как раз сейчас отбираем кандидатов. Планируем отправить около десяти человек. В команду войдут члены сборной Москвы, в основном одиннадцатиклассники, и несколько девяти- и десятиклассников. Посмотрим по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады.
Беседовала Анна Титова