Москва
Cтатья

Людмила Пашкова: «Один час на химию в неделю – недопустимо мало»

Наталья Иванова-Гладильщикова 5 февраля 2013
 Химия
Не всем известно, что прародительницей Всероссийской олимпиады школьников по химии стала Московская олимпиада по этому предмету. Впервые она прошла в 1938-м году в Ленинграде, но потом дислоцировалась уже только в Москве. В 2013-м  Московская олимпиада пройдет в 69-й раз. О том, чем региональный этап Всероссийской химической олимпиады отличается от Московской, и о том, что вообще происходит с химией в школе, рассказывает Людмила Пашкова, заместитель председателя оргкомитета Московской олимпиады школьников по химии и зам. председателя оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. 

 
-Людмила Ивановна, чем две эти олимпиады отличаются друг от друга? 

- Дело в том, что такого регламента, как у Московской олимпиады по химии, нет ни у какой другой. Сначала проходит интернет-этап, в результате которого комиссия выбирает тех, кто допущен к очному, теоретическому туру (он состоится 17 февраля). Ну, а те, кто справится с теоретическим этапом, будет допущен к экспериментальному (он пройдет спустя месяц, 17 марта). Такой временной разрыв является необходимым условием. Теоретический этап предполагает решение нестандартных, сложных задач, требующих не только знаний по химии, но и особого мышления. По результатам теоретического тура мы отбираем школьников для прохождения тура экспериментального. Проходят далеко не все: если на теории ребенок показал слабые знания химии, к эксперименту его нельзя допускать. Это опасно: там и правила техники безопасности, и навыки работы с лабораторным оборудованием, и с веществами, и понимание их свойств. 

-И все-таки, почему между теоретическим и экспериментальным туром дистанция в месяц? 

- Дело в том, что каждому участнику, допущенному к экспериментальному туру, члены методической комиссии определяют тему, по которой он один будет работать на эксперименте. И ребенок пишет реферат на эту тему. Он изучает теорию, эксперименты, которые можно провести, и когда приходит на экспериментальный тур, то сначала беседует с преподавателем, защищает свой реферат.  А уже после этого ему предлагается (в рамках этой темы) решить экспериментальную задачу.  Определить вещества, просчитать выход, синтезировать какое-то вещество… Задач очень много. 

-И, несмотря на то, что реферат пишется дома, к таким задачам невозможно подготовиться заранее.

-Невозможно. Нужно хорошо владеть общими знаниями по химии, навыками экспериментальной работы и хорошо владеть заданной темой. Это очень серьезный тур.

- Но ведь и на региональном этапе Всероссийской олимпиады есть экспериментальный тур?

- Есть, конечно. Но там невозможно дать каждому ребенку отдельное задание. Поэтому 28 января был теоретический тур, а 29 – экспериментальный. И каждой параллели давали одинаковые задания. 

- Чем еще эти две олимпиады отличаются друг от друга? 

- Возрастом участников. Если во  Всероссийской олимпиаде разрешается участвовать только начиная с 9-го класса, то в Московской – можно с 8-го. Но бывают случаи, когда в ней принимают участие даже 6-7-классники. Таланты по естественным наукам проявляются в раннем возрасте. Некоторые ведь начинают заниматься химией в кружках. А еще Московская олимпиада уже более 10 лет проводится на базе пяти вузов. Это химфак МГУ, РХТУ имени Менделеева, Московский госуниверситет тонких химических технологий имени Ломоносова, Государственный медико-стоматологический университет  и Московский городской педагогический университет (Институт естественных наук).

Кстати, эта олимпиада уже давно перестала быть Московской. Приезжают школьники из Московской области, из других регионов. Очень красиво выступают ребята из Петрозаводска, Магнитогорска, Сыктывкара. 

- То есть, это уже не Московская, а Всероссийская олимпиада? 

-Ее даже можно назвать международной. В ней участвуют дети из Украины, из Казахстана, Белоруссии, из Молдавии. У них, правда, подготовка слабее, и они не всегда попадают на экспериментальный тур.

- Ученики каких московских школ чаще являются призерами олимпиады? Это в основном специализированные лицеи? 

- Бывает по-разному. В прошлом году победителем и Московской олимпиады, и заключительного этапа Всероссийской и Международной олимпиады стал Саша Олейниченко. Он - выпускник самой простой школы, причем в конце года их учительница химии уволилась. А в остальном, в качестве призеров и победителей преобладают учащиеся Лицея №1303, СУНЦа МГУ, 192-й школы, Школы «Интеллектуал». Успех учеников этих школ во многом связан с тем, что у них больше часов химии в неделю. Ведь в большинстве школ Москвы уже в этом году на химию в 10-11-м классах отводится лишь один час в неделю. 

- Это практически ничто… 

-Да. И в результате сокращения времени на этот предмет, дети не различают вещества, элементы, ионы, молекулы… Лет пять назад в 8-м классе было три часа в неделю на химию, в 9-10-11-м – по два часа. Сейчас, в связи с требованиями нового Федерального стандарта образование будет делиться на базовое и профильное, которое начинается с 10-го класса. То есть, для тех, кому неинтересна химия, предлагается ее изучение на базовом уровне. А это - час в неделю. А для тех, кому этот предмет интересен, - пожалуйста – на профиль.

Но ужас в том, что многие школьники только в конце 10-го класса начинают задумываться о том, что они пойдут, например, в медицинский. А у них нет даже основ химии. Сколько времени и сил им придется потратить, чтобы наверстать упущенное? Сколько денег уйдет на репетиторов? В итоге, олимпиады «по зубам» только узкому кругу детей, которые учатся в школах, где количество часов на химию достаточно для того, чтобы понимать эту науку.

-Но новые стандарты ведь еще не введены в действие? 

- Да, но, тем не менее,  больше половины школ Москвы в 10-11-м классе имеет один час в неделю по химии. В итоге, и учителя химии не набирают часов на ставку, и переквалифицируются на учителей биологии, ОБЖ и т.д. Работают в нескольких школах.

-Так это ведет к краху химии в школе? 

-Уже привело. Это видно по качеству выполнения олимпиадных заданий. Задания с каждым годом ослабевают. Потому что мы понимаем, с каким контингентом имеем дело. 

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова