Москва
Cтатья

Всероссийская олимпиада по английскому языку: как не надо проводить олимпиаду

Анна Титова 23 апреля 2013
 Английский язык

В минувшую пятницу, в Санкт-Петербурге завершился финал Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. В этом году его проводил Российский государственный педагогический университет имени Герцена. На корреспондента «Olimpiada.ru» олимпиада произвела странное впечатление, многие вопросы так и остались без ответов. 

Встреча: детей из Омска вообще никто не встретил

Проведение такого масштабного мероприятия всегда предполагает участие огромного числа людей: организаторов, волонтеров и т.п., а также немалые финансовые затраты. После завершения олимпиады у многих возник естественный вопрос: зачем браться за то, на что заведомо нет необходимых ресурсов? А если уж взялись, то можно хотя бы изучить уже накопленный опыт о том, как надо и как НЕ надо проводить олимпиады.

Впрочем, несмотря на все возникшие проблемы РГПУ имени Герцена все-таки провел олимпиаду и даже вручил дипломы победителям и призерам, пускай и с небольшим опозданием. (К слову, на олимпиаде по французскому языку, которая проходила в Великом Новгороде с 1 по 6 апреля дипломы не вручили до сих пор, так как организаторам вовремя не прислали бланки).

Видимо из-за нехватки людей на вокзале девушка-волонтер была вынуждена в одиночку встречать несколько делегаций прибывающих одновременно из разных регионов на разных поездах. Представителей Омска вообще никто не встретил в аэропорту «Пулково». Руководитель команды в течение двух (!) часов пыталась связаться с волонтерами и водителем автобуса. В итоге все добрались до пункта назначения (осуждать студентов, которые не пожелали бесплатно поработать в выходной день, язык не поворачивается).

Затем детей со всем багажом везли в РГПУ на регистрацию, которая происходила очень медленно: одна девушка регистрировала всех прибывших. И только после этого участников перевозили в гостиницу. Здесь тоже не обошлось без накладок: или автобус не был рассчитан на большое количество человек, или некоторые делегации оказались слишком многочисленными, но команды пришлось транспортировать в два приема. Причем, вторая половина оставалась ждать возвращения автобуса практически на дороге. 

         

                                          В ожидании регистрации 

Расселение, или пять человек в трехместном номере

А вот заселение в гостиницу «Октябрьская» повергло в шок и детей, и руководителей. В атмосфере полной неразберихи, администраторы пытались регистрировать прибывающие делегации, но достаточного количества мест у них почему-то не оказалось. Школьники были вынуждены в течение нескольких часов толпиться в холле. И всё это перед первым туром олимпиады, когда детям необходимо хотя бы отдохнуть, не говоря уже о подготовке. 

     

Расселение в гостинице "Октябрьская"                    Третий час ожидания

Участников селили по трое в одноместные номера, и по пятеро в трехместные; поставили в комнаты «раскладушки» и двуспальные кровати (совершенно незнакомые люди должны спать на одной кровати). Сопровождающая из Тюменской области была вынуждена делить одну кровать со школьницей. В таких условиях об отдыхе, а уж тем более о подготовке не шло никакой речи. 

    

                                   "Спартанские" условия размещения

Кстати, представитель фирмы-подрядчика отвечающей за расселение заявил, что в договоре прописано четырёхместное размещение. Но двухместные номера с двумя дополнительными кроватями и трехместные номера, в которые принесли две раскладушки, никак не тянут на четырехместное размещение. Или это вопрос семантики? На просьбу корреспондента «Olimpiada.ru» предоставить копию договора представитель ответил согласием, но ни бумажной ксерокопии, ни электронной версии так никто не передал.

Некоторым командам предложили разделиться и переночевать в другой гостинице. Так троих школьников из Ленинградской области поселили в «Октябрьской» БЕЗ руководителя в одноместном номере на двуспальной кровати и раскладушке, сопровождающая ночевала в гостинице «Москва» и общалась с детьми по телефону.

Некоторым представителям регионов, например, Калужской области «повезло» поселиться в общежитии РГПУ им. А.И.Герцена, и там кроме клопов никаких проблем не возникло. 

Питание, или зебра по-китайски

Отдельным номером программы была организация питания. Кормили в китайском(!) ресторане «Харбин». Так как китайская кухня достаточно специфическая и весьма острая многие дети отказывались есть. Хотя это была даже не китайская кухня, а скорее европейская в китайской интерпретации или китайская адаптированная под европейцев. В общем, есть это было невозможно ни русским, ни китайцам.

Сопровождающая из Московской области рассказала, что некоторые школьники из их команды страдают гастритом и подобная еда им противопоказана. А участнице из Калуги после ужина и вовсе пришлось вызывать «скорую», врачи поставили диагноз «отравление».

Национальный колорит дополняли аутентичные официантки совершенно не говорящие (и не понимающие) по-русски. Через три дня диеты из риса и мяса животных, идентифицировать которых так и не удалось (вероятнее всего это была зебра), мы взбунтовались и на смеси русского и жестового объяснили китайцам, что поварам стоит приготовить картофель. Надо отдать им должное: все претензии они принимали, согласно кивали, улыбались и видимо ничего не понимали, но картофель все-таки сварили. А к отъезду постарались и осилили пюре и что-то отдаленно напоминающее пожарские котлеты. 

 Кстати, завтраки в «Октябрьской» всем очень понравились, а обилие пирожных и фруктов оставили приятное «послевкусие». 

Трансфер, или утром на автобусе, целый день - пешком

Так как трансфер участников олимпиады осуществлялся только утром из гостиницы в РГПУ им. А.И.Герцена и вечером обратно в гостинцу, все передвижения в течение дня осуществлялись самостоятельно (пешком или на общественном транспорте). Да и трансфер – это громко сказано. Автобусы отправлялись по мере заполнения, не организованной колонной, а по отдельности, без сопровождения ГИБДД, в нарушение правил перевозки детей. 

Досуг: эталон демократичности - это когда досуга нет

Программа олимпиады – просто эталон демократичности. В расписании были указаны только туры, несколько лекций для сопровождающих, экскурсионный день и обеды-ужины. Все остальное время – свободное. Причем, заранее программа не была нигде опубликована, поэтому сопровождающие не были готовы к тому, что им придется самостоятельно занимать детей в незнакомом городе. Небольшие делегации как-то с этим справились, а вот команда Москвы, состоящая из 49 участников, оказалась в затруднительном положении. Только после обращения в оргкомитет москвичам выделили двух волонтеров Антона и Александру, чтобы провести прогулку по городу. Надо отдать должное ребятам – они выслушали все пожелания и максимально постарались их выполнить. Все последующие дни они также работали с московской командой: сопровождали по городу, водили на экскурсии, присматривали за школьниками. Огромное им спасибо за неформальный и творческий подход! 

  

                                         Волонтеры Антон и Александра

Работа жюри

Все вышесказанное: расселение, питание, досуг – это все-таки не самое главное. Дети приехали бороться за победу. Единственное, что их на самом деле волновало – это соревнование. И если бы организаторы постарались, то им можно было бы простить и эпопею с расселением в «Октябрьской», и питание в «чайнатауне». Но устроители видимо решили быть последовательными в стремлении провалить олимпиаду и проведение собственно туров организовали так же, как и все остальное.

Все туры проводились в РГПУ им. А.И.Герцена, там же, где проходили занятия у студентов. Поэтому по коридорам ходили студенты, сопровождающие, родители участников (было очень шумно). Представительница Томска сообщила, что в аудитории, где она писала второй тур, был изъят телефон, но школьнику позволили остаться и продолжить написание тура (хотя по правилам олимпиады у него должны были забрать работу). В аудиториях не было часов, а дежурные не могли дать четкие инструкции относительно объема письменной работы. Как позже выяснилось, об этом говорилось на собрании руководителей делегаций, но из-за затянувшегося заселения, сопровождающие нескольких команд туда не попали. 

         

Проведение второго тура: по коридорам бродят посторонние люди 

На разборе заданий дети имели право задавать вопросы и получать на них адекватные ответы. Но это в теории. Например, раздел Use of English включал 50 вопросов и предполагал максимальное количество баллов 25, то есть по полбалла за каждый правильный ответ. Но в опубликованных предварительных результатах все баллы были «целые». По поводу подсчета баллов члены жюри пустились в пространные объяснения и сослались на компьютерную программу, которая всё суммировала и округляла в большую сторону. Сказали, что при определении победителей и призеров будут учитываться все «половинки». Но итоговые результаты опять все «целые», без «половинок» и без объяснений.

Тон, в котором проходил разбор, был абсолютно неприемлемым. Никакие звания, заслуги и регалии не дают права повышать голос и обрывать собеседника. Апелляция проходила в таком же тоне и закончилась практически в полночь. 

         Очередь на апелляцию 

  

                                   Апелляция затянулась до полуночи

Справедливости ради скажем, что разгильдяйство организаторов не в силах было испортить впечатление от города. Всем понравилась и обзорная экскурсия, и посещение Эрмитажа. А традиционный полуденный залп из сигнальной пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, который разрешили произвести победителям, стал необычным завершением олимпиады. Дети есть дети: все происходящее они пережили как приключение.

Отрицательный результат – тоже результат. Главное, чтобы будущие организаторы учли все недочеты и не повторяли совершённых ошибок. 

Анна Титова