Москва
Cтатья

Как можно пообщаться с реально работающими математиками

Вот уже тринадцатый раз, в доме отдыха «Ратмино» под Дубной проходит летняя школа «Современная математика». Можно смело сказать, что ей нет равных в мире.
Наталья Иванова-Гладильщикова 29 июля 2013
 Математика

Вот уже тринадцатый раз, в доме отдыха «Ратмино» под Дубной проходит летняя школа «Современная математика». Можно смело сказать, что ей нет равных в мире.  

Для стороннего наблюдателя (каковым в данном случае является журналист) совершенно очевидно: эта школа нужна для того, чтобы сохранилась преемственность в русской математической школе. Чтобы эта ШКОЛА не умерла (как рискуют захиреть сегодня лучшие физматшколы, как, в связи с реформой РАН, могут оказаться на грани выживания академические институты).  Может быть, поэтому, среди лекторов и участников школы  - так много русских математиков, успешно работающих на Западе: они вскормлены этой школой, и потому делают все, что могут для того, чтобы эта нить не прерывалась.

А начиналось все в 2001-м, когда Отделение математики РАН, Математический институт имени В.А.СтекловаДепартамент образования Москвы и Московский центр непрерывного математического образования начали проводить уникальную по составу преподавателей и участников летнюю школу по математике. В течение 12 дней почти сто участников имеют возможность побывать на семидесяти (или даже восьмидесяти) лекциях или семинарах. Занятно, что каждое такое занятие длится дольше, чем школьный урок, но короче, чем университетская «пара»:  ровно 74 минуты.

Среди родоначальников летней школы был великий Владимир Арнольд, а его лекторами становились ведущие математики страны  -  академики Д.В.Аносов, А.А.Болибрух, В.А.Васильев, C.П.Новиков, профессора А.В.Архангельский, А.А.Кириллов, И.А.Панин, А.А.Разборов, А.Б.Сосинский, В.М.Тихомиров, В.А.Успенский, А.Г.Хованский…  Но рядом с ними всегда оказываются «молодые, да ранние»:  А.Браверман, А.Буфетов, В.Клепцын, А.Кузнецов,  Ю.Кудряшов, Ю.Притыкин, М.Раскин. Выбор курсов  совершенно добровольный, и поэтому всегда невольно возникает конкуренция между молодыми  и маститыми .

Русский математик, Виктор Клепцын, научный сотрудник французского Национального центра научных исследований (CNRS) – среди организаторов летней школы с 2007-го года. Он закончил совместную аспирантуру мехмата МГУ, Независимого университета и Высшей нормальной школы города Лиона (ENS de Lyon). После этого - два года постдокторантуры  в Женеве, а потом  – работа во Франции. На вопрос, почему он приезжает в Дубну и что здесь есть такого, чего нет во Франции, Виктор отвечает: «Почему я приезжаю сюда? Просто потому, что  хочу учить наших хороших детей».   

У Виктора же мы выясняем, что для того, чтобы попасть на эту летнюю школу, «наши хорошие дети» должны всего лишь заполнить анкету. Но анкета эта не простая. Она включает в себя не только формальные вопросы (кто, откуда), но и главную - математическую часть. Это - вопросы о том, какие математические задачи кажутся потенциальному участнику летней школы наиболее интересными; какие математические книги он в последнее время читал, какие (вдруг) послушал математические лекции. В общем, важно понять, что ему интересно, что он знает, а чего еще не знает, но хотел бы узнать.

Сколько ребят присылают ответы на анкету? Стремятся сюда попасть где-то 160  человек (организаторы хотели бы взять 120), а попадают - около ста.

«Что дает эта школа ребятам?», - спрашиваю у Виктора Клепцына. «Я думаю, главное – то, что они получают возможность пообщаться  с реально работающими математиками, и чуть-чуть почувствовать то, чем они занимаются», - отвечает Виктор.  – «Много вещей, которые рассказываются здесь, относятся к категории выхода на открытые (нерешенные - Н.И-Г) задачи. Если у человека есть уже минимальный математический бэкграунд, опыт учебы в матшколе, то можно за 4 занятия марш-броском (хотя бы пунктиром) дойти до понимания этого».

Александр Буфетов, тридцатичетырехлетний профессор факультета математики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Математического института имени В.А.Стеклова РАН и Института проблем передачи информации имени А.А.Харкевича, активно работающий и во Франции, так оценивает значение летней школы:  «Ни для кого не секрет, что у нас образовательный уровень студентов падает. А значит, упал и уровень школьников. И большое счастье, что наша школа в Дубне сохраняет, если можно так сказать, академический характер, и что здесь можно реализовывать довольно смелые проекты. Летние школы есть во многих местах, но не такого уровня. На каждой школе мне удается встретить 10-15 очень хороших математиков. Например, со своим дипломником (математический факультет Высшей школы экономики – Н.И-Г) Костей Толмачевым, который поедет учиться в аспирантуру MIT, я познакомился именно здесь».

В Дубну попадают и московские десяти-одиннадцатиклассники, и ребята  из Киева, Минска, Питера, Калуги, Ульяновска, Ярославля, Томска, Вологды, Краснодара, Новосибирска, Тамбова, Переяславля, Нижнего Новгорода, Комсомольска-на-Амуре, и многих других городов.  А еще – студенты первого и второго курсов мехмата МГУ, Высшей школы экономики, физтеха, других вузов.

У меня возникает вопрос: появление ярких математиков - это всегда  заслуга учителей, сильных спецшкол? И может ли из ниоткуда возникнуть самородок?

Заместитель директора Московского Центра непрерывного математического образования, Виталий Арнольд объясняет: «Тут нет закономерности. Такой человек может появиться, благодаря прекрасному учителю, книжкам; но это может быть и самородок».

«Может человек из самой обычной школы попасть к вам? – настаиваю я.

Виталий Арнольд объясняет: «Он может учиться в обычной школе, но участвовать в олимпиадах. В Калуге, например, нет сильной школы (впрочем, есть один человек, но он не учитель). В Комсомольске-на-Амуре нет никого. Но ребята из этих городов приехали на летнюю школу».

Преподаватели «попадают» сюда из университета Беркли, из Пенсильвании, из штата Коннектикут, из Французского CNRS (это аналог нашей академической системы - Национальный центр научных исследовании Франции)...

В общем, это тот случай, когда не мы берем пример с Европы или Америки, а наоборот -  они – с  нас. Знаменитый французский математик Этьен Жис вместе с немцем Дирком Шляйхером приехали как-то на летнюю школу в Дубну и пришли в такой восторг, что решили попробовать организовать нечто подобное у себя. И вот, французы с немцами уже в третий раз устраивают подобную школу (в этом году - в Бремене), в которой участвовали и наши преподаватели и дети.

Тот же самый Этьен Жис, посмотрев, что делает российский геометр Николай Андреев (ученый-популяризатор Николай Андреев создал сайт «Математические этюды», в котором собирает научно-популярные рассказы о современных задачах математики и визуализации математических сюжетов), методами компьютерной анимации  создал два фильма. Один – о четырехмерном пространстве (правильные многогранники, комплексные числа), а другой – о  теории динамических систем и хаосе.

А еще – летняя математическая школа – это возможность лично пообщаться с замечательными, действующими математиками, задать им вопросы. И даже поиграть с ними в футбол (волейбол, баскетбол). Тут проходят турниры. А можно всем вместе послушать классическую музыку (в этом году – юбилеи Верди и Вагнера), или принять участие в вечере поэзии, который ведет молодой профессор, Александр Буфетов. И на этом вечере выдающийся математик и лингвист Владимир Андреевич Успенский прочитает раннюю поэму Андрея Белого «Первое свидание»  а потом – собственную блестящую пародию на нее. А «дети» потом будут выходить и экспромтом читать любимое – Гумилева, Некрасова, Пастернака, Бродского, Маяковского, Роберта Фроста (по-английски),Тютчева, Кушнера, Давида Самойлова… Вечер длится долго, стихи не иссякают и никто не расходится до ночи… 

 «Есть ли случаи, когда после летней школы ребята переставали заниматься математикой»? – задаю я странный вопрос Виктору Клепцыну.

И получаю ответ: «На закрытии всегда говорят: если по итогам школы вы поняли, что вам не нравится математика, значит, вы сэкономили себе пять лет. Проверить это мы не можем. Просто у нас нет такой цели».

 

Наталья Иванова-Гладильщикова