Наталья Иванова-Гладильщикова 14 августа 2013 |
Закончилась 54-я Международная математическая олимпиада, проходившая в далекой Колумбии, в городе Санта-Марта. Российская сборная выступила с успехом, поделив с американцами командное третье место (четыре золотых и две серебряные медали). О том, какие регионы больше усилий вкладывают в работу со способными детьми, почему Китай и Корея опережают Россию на международных олимпиадах, и о судьбоносной роли ЕГЭ обозреватель «Olimpiada.ru» поговорил с руководителем российской национальной сборной по математике и доцентом Физтеха Назаром Агахановым.
Почему нужно повышать уровень образования «для всех»
- Чем отличается олимпиада этого года от соревнований предыдущих лет?
- Два предыдущих года мы явно ощущали демографическую яму: ведь чем меньше детей, тем меньше среди них талантливых. И у нас были проблемы с формированием сильной команды. Но в этом году ситуация изменилась, и Россия добилась хороших результатов.
- Но, как всегда, первые – китайцы?
- Да. И Южная Корея. У Китая и Южной Кореи – по пять золотых медалей и по одной серебряной. Отмечу, что эти две страны в этом году в числе лидеров на международных олимпиадах практически по всем предметам. Третье и четвертое место поделили мы и американцы: по четыре золота и по два серебра. Потом следует Вьетнам – три золота. По два золота у КНДР, Тайваня, Великобритании, Ирана, Канады и Хорватии. Хорошо выступили в этом году наши ближайшие соседи: у Украины 1 золотая медаль, 3 серебряные и 1 бронзовая, у Белоруссии 1 золотая, 2 серебряные и 3 бронзовые медали.
- Для Вьетнама три золотых медали это – рывок?
- Они всегда выступают то лучше, то хуже. Стабильная четверка лучших команд мира – это та, которая определилась и в этот раз. В последнее время мы боролись за второе место с Америкой и Южной Кореей. Если говорить о рывке, то его сделали корейцы.
- За счет чего они этого добились?
- Они выбрали правильный путь: стали повышать качество общего образования во всей стране. В итоге постепенно это стало менять ситуацию и привело к успеху. Подъем массовой школы позволил раскрыть свои способности всем потенциально талантливым школьникам. А затем уже лучших ребят со всей страны стали собирать в специализированные школы (раньше в школу в Пусане, сейчас – в Сеуле), где те учатся круглый год. Вся сборная фактически из одной школы: страна маленькая, и поэтому не представляет сложности собрать всех одаренных в естественных науках детей в одном месте.
- Но параллельно с этим они стараются повышать уровень обычного школьного образования?
- А иначе никак нельзя: для того, чтобы талантливого ребенка можно было на определенном этапе открыть, нужно, чтобы он изначально получал качественное образование. Может быть, и у нас в глубинке сидит гениальный ребенок, но у него нет учителя, который помог бы ему раскрыть свой талант.
Например, Индия, в которой колоссальное население, никак не может пробиться в группу лидеров, поскольку для этого обязательно нужно хорошее базовое общее образование. А у них нет соответствующих традиций. Несмотря на колоссальный людской ресурс, Индия на олимпиадах выступает не очень успешно (от редакции: в этом году у Индии 2 серебряные и 3 бронзовые медали).
- А каким образом успеха добиваются китайцы? Я понимаю, что там – полтора миллиарда населения, и потому им проще находить талантливых детей. Но ведь огромная Индия таких успехов не достигает.
- Ну, да. Китайский путь такой: они создали в каждой провинции школу №1, в которой преподавание ведется на высоком уровне. И дети стремятся попадать в эти лучшие школы (обучение в старших классах в Китае платное). Эта конкурентная среда способствует тому, чтобы родители отдавали своих детей в лучшие школы.
И еще: в Китае программы отличаются от наших. У них в таких школах, даже на гуманитарном отделении (arts), по три-пять часов в неделю физики, ежедневно есть уроки математики… Много времени отведено на естественные науки. Китай понимает, что современный мир – это мир высокий технологий, и без качественной подготовки по естественным наукам (особенно, по математике) – нельзя быть в списке мировых держав.
- Сколько прошло лет со времени китайского перелома в подходе к школьному образованию?
- С середины 80-х годов, когда они вошли в международное олимпиадное движение, Китай начал перенимать опыт всех ведущих стран мира по работе с одаренными школьниками.
- Мне кажется, этот опыт был самым богатым у нас?
- Да. Благодаря сохранению традиций советского и российского математического олимпиадного движения, мы продолжаем конкурировать с другими странами. А еще успешность держится на том, что есть группа лиц, энтузиастов, занимающаяся подготовкой сборной, работой с одаренными детьми в самых разных точках страны.
- Насколько важной является поддержка таких людей со стороны руководства регионов?
- Это очень важно. В России успешными в олимпиадном движении являются те регионы, в которых энтузиасты получают поддержку со стороны чиновников или людей, занимающихся оргвопросами на местах.
- А можно ли назвать такие регионы?
- Сейчас по всем предметам, в том числе, по математике, лидерами являются Москва, Питер и Татарстан. В этих субъектах РФ работа энтузиастов действительно активно поддерживается местными властями.
- Главная поддержка – это деньги?
- Тут важнее даже не финансовая поддержка, а моральная, организационная.
- А что Москва для этого делает? Как вы это чувствуете?
- В столице работа со школьниками улучшилась качественно. Если 10 лет назад московские школьники попадали в сборную где-то раз в четыре года, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Помогает и то, что Департамент образования Москвы выделяет на это достаточно большие деньги. В итоге, в этом году самый высокий результат в нашей команде показали двое ребят из столицы: Андрей Волгин (гимназия №1543) и Лев Шабанов (он родом из Ангарска, но в выпускных классах учился в СУНЦ МГУ).
Математические способности помогают побеждать и в других предметах
- При выборе кандидатов на Международную олимпиаду вы ориентируетесь только на победителей Всероссийской олимпиады?
- Не совсем. У нас же еще есть турниры Математических боев, кубок Колмогорова (это мероприятие, которое собирает процентов 70 самых способных детей со всей страны). Просто любой способный ребенок себя проявит и на Всероссийской олимпиаде. Подростковому возрасту свойственно стремление к состязательности. Такие дети обычно во всех соревнованиях участвуют.
Кроме того, математические способности – это склонность к построению новых логических конструкций, моделей. Эти способности позволяют молодым математикам выступать и в олимпиадах по другим предметам. Поэтому они побеждают еще и в олимпиадах по физике, химии, информатике, истории и т.д.
- Естественно, не на международном этапе?
- Конечно. На международном этапе у нас, как правило, бывают пересечения только с информатикой и с физикой, но тут уж ребятам приходится выбирать. Максим Дидин из Переславля-Залесского уже получал золотые медали на естественнонаучной юниорской олимпиаде (будучи младше своих коллег по команде). Так вот, он – кандидат в международную сборную по физике, а сейчас еще неплохо выступил на сборах по математике. Или – Алексей Данилюк из Новоуральска – сейчас абсолютный лидер среди кандидатов в сборную будущего года по физике. И по математике он тоже мог бы попасть в команду 2014-го года. Но вынужден выбирать между физикой и математикой.
Почему гибнет массовая школа
- Общий уровень нашей массовой школы – очень понизился?
- Он достаточно быстро падает. Традиции советской школы (где был хороший уровень) были постепенно разрушены. С начала 90-х годов в педагогические вузы стали поступать по остаточному принципу. Причина в том, что престижность учительского труда упала. В итоге сейчас эти учителя в массе своей и составляют костяк тех, кто работает в школе. Эти педагоги сильно уступают тем, кто был до них.
А еще, несомненно, одной из причин падения уровня математического образования явился ЕГЭ. Почему? На начальном этапе ЕГЭ по математике был ориентирован на школьный курс алгебры, а не геометрии. То есть, фактически, в письменной форме требовалось продемонстрировать свои умения выполнять алгоритмические действия. Но ведь на умение решать квадратные уравнения можно натренировать. И все учителя, в основном, направили свои усилия на отработку выполнения стандартных алгоритмов, которые включали задания по ЕГЭ.
- А это не развивает творческие математические способности…
- Да. Творчество развивалось в первую очередь на уроках геометрии. Ведь доказательство теорем – это умение строить логические конструкции. Геометрия фактически выпала из школьной программы. Соответственно, обрыв произошел именно здесь. Сейчас эту проблему осознали, и в задания ЕГЭ стали включать содержательные (а не только одноходовые) задачи по геометрии. Но восстановление на прежнем уровне качества нашего математического образования – это крайне сложная задача.
А потом, ситуация, когда качество учительского труда оценивалось по отсутствию у его учеников двоек по ЕГЭ, привело к тому, что учителя стали в первую очередь работать с отстающими, пытаясь вытянуть их на минимальный уровень. А кончилось все и вовсе тем, что в последние годы баллы ЕГЭ просто стали покупать. Даже в московских школах в этом году родители сдавали определенные суммы (по 20 тысяч) и всем приносили готовые решения. В итоге, например, к нам, в Физтех приходят молодые люди со 100-балльными результатами по математике, и мы не имеем права их не зачислять. Но на собеседовании выясняется, что они не умеют решать задачи заметно проще тех, которые предлагались на ЕГЭ.
Вырождение ЕГЭ в последние пару лет – это катастрофа для нашего образования: его самоценность просто исчезла. Сейчас все силы направлены не на учебу, а на правильный выбор человека, которому нужно просто отдать деньги. В такой ситуации оставшиеся сильные специализированные школы – являются последним оплотом нашего образования.
Для чего еще нужна система хороших школ? Чтобы талантливого ребенка могли раскрыть. А еще: эти дети сильно отличаются от всех остальных, в первую очередь, своей мотивированностью, желанием учиться. А в обычной массовой школе они выглядят белыми воронами. Их могут забить даже физически.
- Но специализированным школам сегодня грозит уничтожение…
- Ну да! Они разрушаются, в частности, за счет запрета на проведение конкурсных испытаний в начальной школе. Прием даже в статусные школы производится в порядке подачи документов родителями. И получается, что школы, уже на начальном этапе наполняются большим количеством посредственных детей, и потом школа уже не может выйти на какой-то уровень.
- Вы считаете, что должен быть экзамен или собеседование?
- Да. Конечно. Отбор должен быть обязательно!
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова