У московских школьников появились новые возможности для реализации своих способностей: с этого учебного года, при четырех столичных вузах учебные заведения для старшеклассников.
У московских школьников появились новые возможности для реализации своих способностей: с этого учебного года, при четырех столичных вузах открылись свои Предуниверсариумы - учебные заведения для старшеклассников.
Как преодолеть разрыв между школой и университетом
Нынешние школьники скорее всего не знают, что еще лет десять назад существовали общеобразовательные школы при некоторых вузах. После их окончания выпускников сразу зачисляли на второй или третий курс. Это было удобно и вузу, который получал сильных, нацеленных на учебу именно у них студентов, и ребятам (им не нужно было сдавать вступительные экзамены).
Правило отменили, что и понятно: теперь все обязаны сдавать ЕГЭ. И, тем не менее, потребность в таких студентах у вузов осталась. И даже усилилась: общим местом стало признание стремительного падения уровня школьного образования и увеличивающегося разрыва между школой и вузом. Большинство университетских преподавателей жалуются, что весь первый курс они вынуждены «доводить» вновь прибывших ребят до уровня первокурсников (какими они должны быть).
Так вот, для того, чтобы преодолеть этот разрыв, создать единое образовательное пространство, с первого сентября этого года, в четырех московских университетах стартовал новый образовательный эксперимент. По инициативе правительства Москвы в столице открыли четыре Предуниверсария. Это учебные заведения для 10-11-х классов при Высшей школе экономики, МИФИ, РГГУ и МИИТе.
Нет, принимать выпускников сразу на третий курс теперь не будут. Зато заниматься с ребятами станут не школьные учителя, а преподаватели и профессора этого вуза. Причем, частенько в его стенах. Это не значит, что они прицельно готовят будущих студентов именно для себя. Такой установки нет. Есть цель – хорошо подготовить детей к ЕГЭ и продемонстрировать им возможности своего университета. Выбор же – за выпускником.
Наш сегодняшний рассказ – о Предуниверсариях при Высшей школе экономики и Российском государственном гуманитарном университете. У каждого – свои особенности, но есть и общие черты.
Вышка
Для того чтобы поступить в Предуниверсарий при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», туда нужно прислать заявку. В этом году их поступило 250. И с 6 по 11 июня прошло тестирование по трем предметам: русский язык, математика и иностранный язык (тот, который был заявлен в анкете). По результатам этих испытаний был определен проходной балл: 52 человека набрали 34 балла и выше. И, как рассказала директор лицея Наталья Любомирская, было решено взять их всех, а также победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников (даже тех, которые немного недобрали баллов). В итоге на окончательное собеседование пригласили 60 человек. Двое отказались, и было зачислено 58 ребят. По признанию Натальи Любомирской, все они, в основном, из хороших московских гимназий и языковых школ.
Важно, что учиться здесь будут по новому стандарту для старшей школы, который повсеместно вступит в силу только в 2020-м году. Впрочем, вводить его будут по мере готовности школ. В предуниверсарии Вышки решили попробовать сделать это раньше.
В чем это будет выражаться? Ребятам предлагается набор предметов и правила выбора: обязательными для всех остаются математика и русский язык. Но можно решить: на базовом или углубленном уровне их проходить; не обязательно изучать все предметы из блока естествознания, но один — обязательно. В общем, дети сами формируют свой учебный план.
У каждого - свое индивидуальное расписание. И потому школьники пересекаются далеко не на всех занятиях. Есть поток, разбитый на группы (по профилям). Пока размер группы – 13 человек.
Но самое главное отличие от обычной школы заключается в том, что учить детей будут вузовские преподаватели, а кураторами (тьюторами) станут студенты.
Финансироваться лицей будет за счет субсидий от департамента образования из расчета 123 тысяч рублей на ребенка в год при шестидневной рабочей неделе.
Для того чтобы все было по-честному, все письменные работы лицеистов будут проверяться на антиплагиат. Так что скачивать из Интернета не получится.
Учиться школьники будут в стенах вуза, и поэтому они смогут посещать различные лекции, общаться со студентами, что, конечно же, поможет ребятам сознательно выбрать специальность, факультет (чего греха таить, большинство стремится попасть потом в Вышку). Но никаких преимуществ по сравнению с другими поступающими, кроме хорошей подготовки, у выпускников лицея не будет. Главная выгода в том, что они будут твердо понимать, чему и у кого они хотят учиться.
РГГУ
Многие знают, что при РГГУ давно существует лицей. Зачем еще Предуниверсариум? Так вот, сразу скажем: лицей – это дополнительное образование, которое дети могут получать после уроков в своей школе. А Предуниверсариум – это настоящая школа. Но только для 10-11-х классов. Курирует и разрабатывает программы для него – Институт психологии имени Л.С.Выготского РГГУ.
В Предуниверсариум РГГУ школьников берут после 9-го класса, по результатам ГИА, а потом они проходят собеседование. Пока набрали 30 человек, которых поделили на два класса. Здесь, как и в Высшей школе экономики, будут работать по новым образовательным стандартам. То есть, дети сами выберут, какие предметы они изучают на базовом, а какие - на профильном уровне.
Главная цель Предуниверсариума – ликвидировать те пробелы, которые допускает школа. Координатор программы, доцент кафедры психологии Института Выготского Ирина Сысоева, на наш вопрос, какие к ним пришли дети, честно ответила: «Дети – разные. Есть настоящие, сознательные гуманитарии, а есть просто те, кто не хотел доучиваться в своей «родной» школе. Льгот при поступлении в РГГУ они иметь не будут. Все должны получить хорошие результаты на ЕГЭ».
Самое привлекательное и необычное для детей в том, что их учат не школьные учителя, а вузовские преподаватели. По словам Ирины Сысоевой, первой их реакцией было: нас кто-то слушает. В школе так не принято. «На первых порах это очень сильная мотивация к развитию и учебе».
И еще: даже математику и биологию (и многие другие негуманитарные предметы) будут вести преподаватели РГГУ. Откуда они в гуманитарном вузе? Все просто: например, биология - профильная дисциплина на психологическом факультете. Да и математику изучают на нескольких факультетах.
Тут есть и свои, экспериментальные программы обучения – «Мастер» и «Открытие». Они разработаны Институтом психологии имени Л.С. Выготского. «У нас будет активное психологическое сопровождение процесса обучения, - рассказывает Ирина Сысоева. - Например, нельзя игнорировать психологические и возрастные особенности ребенка. А это требует дополнительных усилий со стороны учителя. Но именно такие вещи и окупаются, в то время как натаскивание – не всегда. Нужно сделать так, чтобы ребенку было по силам как следует учиться».
«В Предуниверсарии задумываются и о необходимости межпредметных связей, - рассказала Ирина Сысоева. – В обычной школе это редко учитывается: считается, что «это я прохожу на биологии, а это – на химии». А то, что это про одно и то же – для многих проблема. Мы стараемся выстроить взаимодействие разных учителей-предметников между собой». Вы можете спросить: опробованы ли эти программы? Мы выяснили, что да. Экспериментальной площадкой стала одна из школ Ростовской области.